Решение по делу № 2-668/2018 ~ М-564/2018 от 03.07.2018

Дело № 2-668/2018

УИД    29RS0001-01-2018-000742-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск                                                                                      08 августа 2018 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Боковиковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельское» об оборудовании котельных золоуловителями,

установил:

        прокурор Вельского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельское» (далее – администрация МО «Вельское») о возложении обязанности по оборудованию котельных г. Вельска, расположенных по адресу: г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 134-А, ул. Геологов, д. 2-В, ул. Дзержинского, д. 138-А, ул. Пушкина, д. 6-Б, ул. Дзержинского, д. 197-Б, ул. Кирова, д. 12-Д, ул. Кирова, д.6-А, ул. Гайдара, д. 16-В, ул. Строителей, д. 6-А, ул. Энтузиастов, д. 17-А, использующими в качестве топлива уголь и дрова, принадлежащие ей на праве собственности, золоуловителями, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что прокуратурой Вельского района проведена проверка по обращению Ц.Е.М. в интересах жителей г. Вельска по вопросу соблюдения требований законности при эксплуатации котельной, расположенной по адресу: г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 197-Б. В ходе проверки установлено, что в связи с неоднократными обращениями жителей г. Вельска Управлением Росприроднадзора проведена проверка о выбросе вредных веществ в атмосферный воздух от котельной, расположенной по адресу: г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 197-Б, эксплуатируемой АО «АрхоблЭнерго». 01 августа 2017 года между администрацией МО «Вельское» и АО «АрхоблЭнерго» заключен договор аренды объектов теплоснабжения № 222-05/17, согласно которому администрация-арендодатель передает за плату во временное пользование (аренду) принадлежащее ей на праве собственности имущество (здания, сооружения с оборудованием и земельными участками, необходимыми для эксплуатации), а арендатор использует данное имущество в производственных целях и уплачивает арендодателю арендную плату в соответствии с условиями договора. Решением УФАС области о расторжении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ данный договор решено оставить без изменения до 01 сентября 2018 года до заключения концессионного соглашения МО «Вельское» с арендатором. 20 февраля 2018 года сотрудниками Управления проведен осмотр прилегающей территории и территории котельной, по результатам которого обнаружены загрязнения сажей на снегу. По данному факту 19 января 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ - выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Решением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 21 мая 2018 года АО «АрхоблЭнерго» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 180000 руб. Также проверкой установлено, что золоуловители, функцией которых является снижение выбросов зол в атмосферу, на котельных, переданных в пользование АО «АрхоблЭнерго», отсутствуют. В ходе осмотра ЦЛАТИ по Архангельской области получены пробы топлива. Согласно протоколам результатов измерений №№ АГ-0098, АГ-0099 и актов отбора проб АГ-0098, АГ-0099 соответствие пределам допустимых выбросов не определено в связи с отсутствием у АО «АрхоблЭнерго» нормативов допустимых выбросов. АО «АрхоблЭнерго» в своей информации в Росприроднадзор от 07 марта 2018 года № 355 указывает на отсутствие утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов для котельных, эксплуатируемых в г. Вельске, и сообщает, что такие ПДВ будут получены в рамках концессионного соглашения, запланированного к заключению при условии, что концессионное соглашение является результатом торгов. Из информации администрации МО «Вельское» от 02 марта 2018 года № 533 следует, что муниципальному образованию известно о том, что в январе-феврале 2018 года при функционировании котельных г. Вельска, переданных в аренду АО «АрхоблЭнерго» в связи с применением каменного угля марки Д, обогащенного, крупностью 13-80 мм. (ДКОМ) Черемховского месторождения Иркутской области имело место повсеместное осуществление выбросов сажи из труб котельных, в результате чего, территория, здания г. Вельска, транспорт и жилые дома граждан, за период использования вышеуказанной марки угля на котельных, загрязнены частицами сажи. Прокуратурой района в адрес администрации МО «Вельское» 19 марта 2018 года внесено представление об устранении нарушений закона с требованием оборудовать котельные, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, золоуловителями. Между тем, мероприятия по установке золоуловителей на котельные г. Вельска собственником котельных МО «Вельское» не запланированы, мер в связи с отсутствием золоулавливающих установок на котельных не предпринято, что приводит к массовому нарушению прав граждан, проживающих в г. Вельске.

В судебном заседании помощник прокурора Белых Ю.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации МО «Вельское» Подобаева Т.Г. исковые требования не признала, указав, что в исковом заявлении прокурором не указана норма закона, обязывающая именно собственника оборудовать котельные золоуловителями. Факт превышения количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сверх предельно допустимых не доказан. Также не указана норма закона, обязывающая оборудовать золоуловителями котельные, конструкция которых изначально не предусматривала установку последних. Не представлено доказательств, подтверждающих осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением допустимых лимитов, именно от указанных в иске котельных.

Третье лицо АО «АрхоблЭнерго» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Из преамбулы к Федеральному закону от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, не должен оказывать вредное воздействие на человека.

    В судебном заседании установлено, что здания котельных, расположенные по адресам: г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 134-А, ул. Геологов, д. 2-В, ул. Дзержинского, д. 138-А, ул. Пушкина, д. 6-Б, ул. Дзержинского, д. 197-Б, ул. Кирова, д. 12-Д, ул. Кирова, д.6-А, ул. Гайдара, д. 16-В, ул. Строителей, д. 6-А, ул. Энтузиастов, д. 17-А, являются собственностью муниципального образования «Вельское».

    В соответствии с договором аренды объектов теплоснабжения от 01 августа 2017 года № 222-05/17, заключенным между администрацией МО «Вельское» (Арендодатель) и АО «АрхоблЭнерго» (Арендатор), арендатор принял во временное владение и пользование имущество, относящееся к тепловому хозяйству, в том числе здания указанных выше котельных (с оборудованием), тепловые сети и иное имущество.

    Согласно п.3.3.3 договора аренды арендатор обязан производить за свой счет текущий ремонт арендованного имущества и нести расходы на содержание и охрану имущества, эксплуатационные и необходимые административно-хозяйственные работы.

    Пунктами 3.5.1, 3.5.2 договора аренды определено, что для проведения капитального ремонта (реконструкции) модернизации на объектах, поименованных в Приложении № 1, стороны заключают дополнительные соглашения к настоящему договору, в которых согласовывают объемы, сроки и стоимость работ. Капитальный ремонт (реконструкция) модернизация проводится арендатором только в случае компенсации затрат арендатора, предусмотренных тарифным решением на текущий период регулирования.

    Срок действия указанного договора установлен до заключения и передачи МО «Вельское» имущества, указанного в Приложении № 1 по концессионному соглашению, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

    На момент рассмотрения настоящего дела концессионное соглашение не заключено.

    Из материалов дела следует, что в январе-феврале 2018 года при функционировании котельных г. Вельска, переданных в аренду АО «АрхоблЭнерго», в связи с применением каменного угля Марки Д, обогащенного, крупностью 13-80 мм. (ДКОМ) Черемховского месторождения Иркутской области, имело место повсеместное осуществление выбросов сажи из труб котельных, в результате чего территория, здания г. Вельска, транспорт, жилые дома граждан за период использования угля на котельных указанной марки загрязнены частицами сажи.

    23 января 2018 года в Управление Росприроднадзора по Архангельской области из Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области поступило обращение жителей домов по ул. Луговой в г. Вельске о выбросе вредных веществ в атмосферный воздух из трубы котельной, расположенной на ул. Дзержинского, д. 197-Б.

    29 января 2018 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Архангельской области в отношении АО «АрхоблЭнерго» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования.

    20 февраля 2018 года сотрудниками Управления Росприроднадзора по Архангельской области произведен осмотр территории, прилегающей ккотельной, расположенной по адресу: г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 197-Б, по результату которого обнаружены загрязнения сажей и золой на снегу, произведен отбор проб выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

    Также во время осмотра территории указанной котельной из труб № 1 и № 2 периодически в момент заброса угля в топку наблюдался черный дым с выбросами хлопьев сажи и золы.

    В ходе осмотра произведен отбор проб промышленных выбросов от 8 котлов марки ЭНЕРГО-3М специализированной организацией – ЦЛАТИ по Архангельской области.

    В рамках административного расследования получена информация от Северо-Западного Управления Ростехнадзора об эксплуатации котельной по адресу: г. Вельск, ул. Дзержинского, д. 197-Б с нарушениями.

    Из протоколов результатов измерений Филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному Федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Архангельской области» следует, что соответствие пределам допустимых выбросов не определено в связи с отсутствием у АО «АрхоблЭнерго» нормативов допустимых выбросов.

    Согласно сообщению АО «АрхоблЭнерго», направленному в Управление Росприроднадзора по Архангельской области 07 марта 2018 года, утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов для котельных, эксплуатируемых в г. Вельске, отсутствуют, ПДВ будут получены в рамках концессионного соглашения, запланированного к заключению при условии, что концессионное соглашение является результатом торгов.

    Постановлением Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 21 мая 2018 года АО «АрхоблЭнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ – выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, и ему назначено наказание в виде административного штрафа.

    В ходе проведенной проверки выявлено, что золоуловители, функцией которых является снижение выбросов зол в атмосферу, на котельных, переданных в пользование АО «АрхоблЭнерго», отсутствуют.

    В сообщении,направленном в адрес прокуратуры Вельского района 02 марта 2018 года, администрация МО «Вельское» указывает, что в январе-феврале 2018 года в г. Вельске наблюдался факт выделения летучих веществ, сопровождающийся большим количеством выбросов частиц твердого вещества, при сжигании каменного угля в котельных по отношению к предыдущему отопительному периоду 2016-2017 годов. Для производства тепловой энергии в котельных г. Вельска, находящихся в аренде у АО «АрхоблЭнерго», применяется каменный уголь маркиД, обогащенный, крупностью 13-80 мм. (ДКОМ) Черемховского месторождения Иркутской области. Статистические данные свидетельствуют о том, что Черемховский уголь средней зольности, небольшой и средней сернистости, имеет высокую теплотворную способность.

Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

    Из статьи 14 названного закона следует, что здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Сводом правил 89.13330.2016 Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП II-35-76, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 декабря 2016 года № 944/пр, (далее – СП 89.13330.2016) установлено, что настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, расширению и техническому перевооружению котельных, а также устанавливает требования к их безопасному содержанию и эксплуатационным характеристикам, которые обеспечивают выполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережениии о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В силу пунктов 9.3.1, 9.3.6СП 89.13330.2016 котельные, предназначенные для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланцах, древесных отходах и т.д.), должны быть оборудованы установками для очистки дымовых газов от золы. Золоуловители предусматривают индивидуальные к каждому котлу.

    Прокуратурой района в адрес администрации МО «Вельское» 19 марта 2018 года внесено представление об устранении нарушений закона с требованиемоборудовать котельные, принадлежащие на праве собственности муниципальному образованию, золоуловителями. Однако, мероприятия по установке золоуловителей на котельные г. Вельска собственником котельных МО «Вельское» не запланированы, мер в связи с отсутствием золоулавливающих установок на котельных не предпринято.

    Вместе с тем, неустановка золоуловителей на всех котельных, переданных в эксплуатацию теплоснабжающей организации на основании договора аренды, приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

    Поскольку собственником котельных является муниципальное образование «Вельское», принимая во внимание, что проведение капитального ремонта, реконструкция, модернизация объектов теплоснабжения относится к компетенции администрации МО «Вельское», обязанность по оборудованию котельных золоуловителями должна быть возложена на ответчика.

Доводы представителя ответчика о том, что требования к котельным, а также связанных с ними процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса),установленные СП 89.13330.2016, не применяютсявплоть до реконструкции или капитального ремонта к котельным,введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящего свода правил; строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу настоящего свода правил, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Пунктами 7.28, 7.32СНиП II-35-76 «Котельные установки», действовавшихдо 16 июня 2017 года было предусмотрено оборудование котельных, предназначенных для работы на твердом топливе (угле, торфе, сланце и древесных отходах) установками для очистки дымовых газов от золы. Золоуловители предусматривались индивидуальные к каждому котлоагрегату.

Ссылка представителя ответчика на неустановление факта превышения количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу сверх предельно допустимых, не может быть принята во внимание в связи с неисполнением соответствующим лицом обязательства по установлению нормативов допустимых выбросов. Кроме того, материалами дела подтвержден выброс вредных веществ в атмосферный воздух, в частности, и от котельной, расположенной по адресу: г. Вельск, ул. Дезржинского, д. 197-Б. При этом, в ходе рассмотрения дела установлено, что всеми котельными, указанными в исковом заявлении, использовался каменный уголь марки Д, обогащенный, крупностью 13-80 мм. Черемховского месторождения Иркутской области.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком нарушаются права граждан, в том числе, на безопасные для здоровья условия проживания, благоприятную окружающую среду, доказательств о соответствии зданий котельных минимально необходимым требованиям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения) суду не представлено, пределы допустимых выбросов установить не удалось в связи с отсутствием нормативов допустимых выбросов, исковые требования прокурора Вельского района подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание требования ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, объяснения представителей сторон в судебном заседании о разумном сроке исполнения решения суда, учитывая объем работ, которые необходимо выполнить для исполнения решения суда, их характер, размер материальных затрат на проведение указанных работ, суд считает необходимым возложить на администрацию МО «Вельское» обязанность по оборудованию котельных золоуловителями, в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

При таких обстоятельствах, с администрации МО «Вельское», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковое заявление прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельское» об оборудовании котельных золоуловителями удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» оборудовать котельные г. Вельска, расположенные по адресу: ул. Дзержинского, д. 134-А, ул. Геологов, д. 2-В, ул. Дзержинского, д. 138-А, ул. Пушкина, д. 6-Б, ул. Дзержинского, д. 197-Б, ул. Кирова, д. 12-Д, ул. Кирова, д. 6-А, ул. Гайдара, д. 16-В, ул. Строителей, д. 6-А, ул. Энтузиастов, д. 17-А, использующими в качестве топлива уголь и дрова, принадлежащие ей на праве собственности, золоуловителями, в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий                                                             Н.В. Сидорак

2-668/2018 ~ М-564/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Вельского района Архангельской области
Ответчики
Администрация МО "Вельское"
Другие
АО "Архоблэнерго"
Суд
Вельский районный суд Архангельской области
Судья
Сидорак Наталия Васильевна
Дело на странице суда
velsksud--arh.sudrf.ru
03.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2018Передача материалов судье
06.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2018Судебное заседание
14.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2018Дело оформлено
19.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее