Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1517/2021 ~ М-312/2021 от 15.01.2021

2-1517/2021

10RS0011-01-2021-000764-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2021 года г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Шишкарёвой И.А. при секретаре Шориной В.В., с участием представителя истца по ордеру Чаблина А.Б., представителя ответчика по доверенности Карповой Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи гражданское дело по иску Петрова Р. Д. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты Республики Карелия о восстановлении срока для включения в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, постановке на учет и предоставлении жилого помещения,

установил:

Петров Р.Д. обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что в ДД.ММ.ГГГГ году остался без попечения родителей. Решением Петрозаводского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> были лишены родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год истец воспитывался в детском доме. В указанный период времени он обучался в 7 и 19 Профтехучилищах. На основании постановления Главы самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м., которая была приватизирована в равных долях на дядю истца и его дочь. С ДД.ММ.ГГГГ истец состоял на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, номер очереди в ДД.ММ.ГГГГ году был 2900. В адрес главы Петрозаводского городского округа было направлено заявление о предоставлении истцу специализированного помещения по договору найма специализированного жилого помещения, но во включении в список отказано, т.к. истец своевременно не обращался с таким заявлением до достижения возраста 23 лет. Истец полагает, что имеются основания для восстановления срока. Об уважительности пропуска срока свидетельствует неисполнение своих обязанностей должностными лицами детского дома, которые не провели никакой разъяснительной работы о праве сироты на благоустроенное жилье, не принимали мер к постановке сироты в очередь, не оказали помощи в оформлении заявления. Ответчики отказали в восстановлении срока, в связи с чем, истец просит восстановить срок на включение в список лиц, нуждающихся в специализированном жилом помещении, обязать ответчиков поставить на учет и предоставить специализированное жилое благоустроенное помещение по установленным нормам по договору найма в порядке, предусмотренным Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

В судебное заседание истец, ответчик не явились, извещены о времени и месте слушания дела. Представитель истца по ордеру Чаблин А.Б. требования в судебном заседании поддержал.

Представитель ответчика по доверенности Карпова Ж.В. в судебном заседании требования не признала, указав, что истец не имел право на жилое помещение по законодательству до его изменений. Администрация Петрозаводского городского округа сообщила, что Петров Р.Д. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, учетный номер в очереди 2316. Представлен отзыв на иск, по которому Петров Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., 23 года Петрову Р.Д. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, в администрацию он обратился, когда ему исполнилось 32 года. ДД.ММ.ГГГГ Петров Р.Д. был включен в общую очередь на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 3 чел. Петровым Р.Д. не соблюдены условия, необходимые для получения жилого помещения. Полагает, что в иске следует отказать.

Министерство социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание своего представителя не направило, извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представлены письменные пояснения, по которому министерство полномочиями по включению в список граждан не обладает. Министерство не располагает документами и сведениями истца о жизненных обстоятельствах, которые можно было сопоставить с условиями включения в список лиц, достигших 23 лет. Министерство не усматривает законных оснований для удовлетворения иска.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Пунктом 13 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ гарантировала право на жилище.

В соответствии с ч.3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.

В судебном заседании установлено, что Петров Р.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> были лишены родительских прав в отношении истца. ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста совершеннолетия. При таких обстоятельствах суд считает установленным, что Петров Р.Д. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в ред. от 17.12.2009 (на момент наступления 23-детнего возраста истца (26.09.2011)

На основании постановления Главы самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м.

Указанное жилое помещение принадлежит <данные изъяты> по 1/2 доли в праве в соответствии с договором безвозмездной передачи в собственность указанная квартира была передана <данные изъяты>

В соответствии с ответом МКП «Петрозаводская паспортная служба» на запрос суда от ДД.ММ.ГГГГ Петров Р.Д. зарегистрирован по адресу <адрес> Всего зарегистрировано 7 чел.

Истец обратился к ответчикам с заявлением о восстановлении срока на включение в список детей- сирот. Администрация Петрозаводского городского округа письмом от ДД.ММ.ГГГГ отказало в требованиях, поскольку восстановление такого срока законодательством не предусмотрено. Министерство социальной защиты Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ отказало в требованиях, указав, что до достижения 23 лет истец не был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно статье 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статьей 109.1 ЖК РФ определено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Специальное регулирование вопросов обеспечения лиц данной категории жилыми помещениями содержится в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон), в ред. от 17.12.2009 согласно ст. 8 которого дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон), в нынешней редакции указано, что в числе иных лиц лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт 1). Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 (пункт 3). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п 9). В силу ст.4 Федерального закона 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Федерального закона.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные соответствующим Федеральным законом, в том числе и на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки при условии отсутствия уважительных причин пропуска данными лицами срока постановки на учет в уполномоченных государственных органах социальной политики.

Согласно ч.1 ст. 3.1 Закона Закон Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а и также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия. Список лиц, указанных в ч. 1 статьи, формируется и ведется органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия (далее - уполномоченный орган), в государственной информационной системе уполномоченного органа. Список ведется в разрезе муниципальных районов и городских округов. Лица, указанные в ч. 1 статьи, включаются в список по месту жительства. Перечень сведений, включаемых в список, устанавливается Правительством Республики Карелия (ч.2).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются в силу ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК государственными полномочиями Республики Карелия, в частности, по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в ч. 1 ст. 3.1 Закона; по заключению договоров найма специализированных жилых помещений на пятилетний срок с лицами, указанными в ч.1 ст. 3.1 Закона; по принятию решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с лицами, указанными в ч. 1 ст. 3.1 Закона.

В пп. «з» п.2 ч.2 ст.4 Закона РК от 28.11.2005 указано, что при осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления уполномоченный орган формирует сводный список по Республике Карелия.

Таковым органом является Министерство социальной защиты Республики Карелия в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П, которому для формирования сводного предоставляются списки органами местного самоуправления.

Судом установлено, что при помещении истца в детский дом жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м было закреплено за истцом на основании постановления главы самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . По окончании детского дома в ДД.ММ.ГГГГ году, сохраняя право на пользование указанным жилым помещением в полном объеме, истец данным правом не воспользовался. Доказательств обратного суду не представлено, равно как доказательств о том, что истец обращался в Управления по вопросам семьи и детства Комитета социального развития Администрации Петрозаводского городского округа с заявлениями об отсутствии возможности вселиться в закрепленное за ним жилое помещение по месту регистрации. Более того, ДД.ММ.ГГГГ истец отказался от приватизации указанной выше квартиры, что подтверждается имеющимся в деле заявлением.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ года до достижения 23-летнего возраста не обращался с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, обратившись с соответствующим заявлением к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по достижении 32 лет.

Довод истца о ненадлежащем исполнении органами опеки и попечительства, а также администрацией детского дома обязанностей по защите прав и законных интересов истца не нашел своего подтверждения при рассмотрении гражданского дела по существу.

Указанные истцом в обоснование пропуска срока причины: отсутствие разъяснений со стороны работников детского дома его прав - объективно не принимаются судом в качестве уважительных, поскольку такой обязанности за должностными лицами детского дома не закреплено, также судом установлено, что истец отказался от приобретения жилого помещения по окончании нахождения в детском доме по своей воле. Оснований полагать, что ответчиком обязанности по постановке на учет истца в установленные сроки не были исполнены надлежащим образом, не имеется, поскольку жилое помещение за истцом на всем протяжении времени до 23 лет было закреплено, истец добровольно отказался от своего права проживания в нем, объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности его проживания в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ года суду не представлено, в списке на обеспечение жилым помещением специализированного фонда Петров Р.Д не стоял.

Суд считает необходимым отметить, что по окончании образовательных учреждений Петров Р.Д. еще не достиг возраста 23 лет и мог самостоятельно реализовать имеющиеся у него права, ограничений для осуществления данных действий у истца не имелось, доказательств уважительности причин пропуска срока истцом не представлено.

Таким образом, доказательств обращения истца за постановкой на учет до достижения 23 лет не представлено, так же как и не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного срока обращения, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Поскольку оснований для удовлетворения иска суд не усматривает, суд полагает не подлежащими возмещение истцу расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск Петрова Р. Д. к администрации Петрозаводского городского округа, Министерству социальной защиты Республики Карелия о восстановлении срока для включения в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, постановке на учет и предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.

Судья И.А. Шишкарёва

Мотивированное решение составлено 05.03.2021

2-1517/2021 ~ М-312/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Шишкарёва И.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
15.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.02.2021Предварительное судебное заседание
05.03.2021Судебное заседание
05.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее