Дело № 2-758
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«27» июля 2016 года г. Пестово.
Пестовский районный суд Новгородской области в составе :
председательствующего судьи Талызиной Л.В.
с участием прокурора Шилакова Д.Д.
при секретаре Виноградовой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Ивановой В. В. к Администрации Пестовского муниципального района об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Ивановой В.В., в котором просит обязать Администрацию Пестовского муниципального района <адрес> предоставить ей благоустроенное, жилое помещение специализированного жилищного фонда, не менее нормы предоставления площади жилого помещения.
В обоснование заявленного иска прокурор указывает, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законов в деятельности Администрации Пестовского муниципального района по обращению Ивановой В.В. №ж-2016 от 04 июля 2016 года установлено, что ответчиком допускаются нарушения требований действующего федерального законодательства, посягающие на права и законные интересы Ивановой В.В. В ходе проверки установлено, что Иванова В.В., относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени не обеспечена жилой площадью в <адрес>, отвечающей санитарным и техническим нормам.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.1 ст.8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действующей с ДД.ММ.ГГГГ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из абз.2,3 п.1 ст.8 ФЗ №159-ФЗ следует, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из п.9 ст.8 Закона о дополнительных гарантиях (в редакции Закона №15-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.11 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на внеочередное однократное обеспечение по месту жительства на территории <адрес> благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим областным законом в порядке, установленном <адрес>, имеют в том числе лица, достигшие возраста 23 лет, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до ДД.ММ.ГГГГ включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
Согласно ст.2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», новый порядок обеспечения жильём распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего областного закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждане старше 23 лет, ранее относившиеся к указанным лицам и имевшие право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до ДД.ММ.ГГГГ включительно, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего областного закона.
В соответствии с ч.2 ст. 22 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст.11 настоящего областного закона, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа в соответствии с областным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Вышеназванными законами предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за указанными лицами, и в том случае, если они достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В исковом заявлении Прокурор просил обязать Администрацию Пестовского муниципального района предоставить благоустроенное, жилое помещение специализированного жилищного фонда, не менее нормы предоставления площади жилого помещения Ивановой В.В. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Прокурор отказался от поддержания исковых требований, поскольку ответчиком- Администрацией Пестовского муниципального района- добровольно исполнены требования Прокурора.
Истец Иванова В.В., надлежаще и своевременно извещенная о времени, дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не заявила ходатайства об отложении дела, не представила суду письменных возражений против прекращения дела в связи с отказом Прокурора от иска.
Суд в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившейся истицы Ивановой В.В.
Представитель ответчика- Администрации Пестовского муниципального района (далее Администрации),- Клементьев Ю.В. не возражал против прекращения дела в связи с отказом Прокурора от иска.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Отказ от своих требований Прокурора не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов.
Следовательно, имеются основания для принятия отказа от заявленных исковых требований и прекращения производства по делу.
Судом представителю истца- помощнику прокурора Пестовской прокуратуры Шилакову Д.Д., представителю ответчика- Администрации Пестовского муниципального района- Клементьеву Ю.В., разъяснено последствие принятия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.173 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
При подаче настоящего иска Прокурор освобождён от уплаты государственной пошлины. Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В то же время Администрация в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, освобождается от уплаты государственной пошлины в доход государства.
Руководствуясь ст.173, ст.220, ст. 221 ГПК РФ суд,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Принять отказ <адрес> от иска.
Производство по делу по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Ивановой В. В. к Администрации Пестовского муниципального района об обязании совершить определенные действия-, прекратить.
В соответствии с ч.1. ст. 101 ГПК РФ судебные расходы не подлежат взысканию с Администрации Пестовского муниципального района, являющегося органом местного самоуправления.
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение 15 дней с момента его вынесения.
Судья Пестовского районного суда
<адрес> Л.В. Талызина.