Дело № 2-223/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Усть-Катав 21 июня 2017 года
Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе
председательствующего Феофиловой Л.В.,
при секретаре Веряшкиной Ж.А.,
с участием истца Козловой Н.А., представителей ответчика Федосовой С.Н., Селивановой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Н.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначить пенсию,
у с т а н о в и л:
Козлова Н.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области (далее - УПФР в г. Усть-Катаве), в котором просит признать незаконными решение УПФР в г. Усть-Катаве от 12 апреля 2017 года № 77 об отказе в назначении страховой пенсии, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж периоды ее работы: с 12 декабря 1996 года по 01 сентября 1997 года в должности воспитателя в <данные изъяты>, с 01 сентября 1997 года по 31 марта 2000 года в должности воспитателя в <данные изъяты>, <данные изъяты>, назначить пенсию с момента обращения, то есть с 12 января 2017 года.
В обоснование заявленных требований указала, что 12 января 2017 года обратилась в УПФР в г. Усть-Катаве с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением от 12 апреля 2017 года УПФР в г. Усть-Катаве ей было отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа. В специальный стаж не были включены указанные периоды работы. Отказ в назначении пенсии считает незаконным, поскольку характер ее работы в спорные периоды подтверждается документально.
В судебном заседании истец Козлова Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что в спорные периоды осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении, работала воспитателем, характер ее работы не зависел от наименования учреждения.
Представители ответчика УПФР в г. Усть-Катаве Федосова С.Н. и Селиванова О.В., действующие на основании доверенностей от 17 мая 2017 года и 03 февраля 2015 года соответственно (л.д. 95-96), исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению.
В отзыве на исковое заявление указали, что для включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ оснований не имеется, поскольку Социальный приют для детей и подростков не имел статуса юридического лица, в наименовании учреждения имеются расхождения. Наименование Муниципального реабилитационного центра для детей и подростков с недостатками в развитии и детей, оставшихся без попечения родителей, не соответствует п. 1.13 Списка от 2002 года и п. 1.13 Списка от 1999 года (л.д. 97-98).
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Козловой Н.А. подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом (ст. 39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает в себя и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п.п.5 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом введение законодателем особых правил установления пенсии по старости для лиц, занятых педагогическим трудом, обуславливается тем, что длительная занятость на такой работе сопряжена с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье работников вредных физических, психологических и иных факторов.
Согласно материалам дела, Козлова Н.А. имеет квалификацию «учитель начальных классов» (л.д. 79-80), с 1996 года по настоящее время работала воспитателем в различных учреждениях (л.д. 14-17).
12 января 2017 года Козлова Н.А. обратилась в УПФР в г. Усть-Катаве с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости (л.д. 75-76).
Решением начальника УПФР в г. Усть-Катаве от 12 апреля 2017 года № 77 Козловой Н.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (л.д. 6-11).
Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 12 апреля 2017 года № 77 следует, чтоответчик исключил из специального стажа Козловой Н.А. периоды её работы:
с 12 декабря 1996 года по 01 сентября 1997 года в качестве воспитателя в <данные изъяты>, поскольку по учредительным документам определить типовую принадлежность учреждения не представляется возможности, в качестве юридического лица оно не зарегистрировано;
с 01 сентября 1997 года по 31 марта 2000 года в должности воспитателя в <данные изъяты>, поскольку не подтвержден статус юридического лица, наименование не соответствует п. 1.13 Списка от 2002 года, а также п. 1.13 Списка от 1999 года (л.д. 71-73).
Невключение указанных периодов в специальный стаж истца суд считает незаконным на основании следующего.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 03 июня 2004 года по делу о проверке конституционности подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Определении от 18 июня 2004 года № 197-О, в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же, как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В случае, если работа педагогического работника проходила в учреждении, не предусмотренном Списками, тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет периода работы в стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «Об утверждении Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Списки) и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей», в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка.
Среди наименований учреждений п. 1.13 Списка предусмотрены: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в графе «наименование должностей» предусмотрена должность «воспитатель».
Аналогичные наименования учреждений и должности были предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», также действовавшим в спорные периоды.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, трудовой книжке истца, в спорные периоды она работала воспитателем.
Из справки директора <данные изъяты> управления образования администрации Усть-Катавского городского округа следует, что Козлова Н.А. 12 декабря 1996 года была принята в <данные изъяты> на должность воспитателя.
На основании Постановления главы г. Усть-Катава от 28 августа 1997 года № 755 <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты>.
На основании Постановления главы администрации г. Усть-Катава от 15 марта 2000 года № 174 <данные изъяты> реорганизован в <данные изъяты>.
Уволена переводом в <данные изъяты> на основании приказа от 22 мая 2000 года №.
С 12 декабря 1996 года работала полный рабочий день, полную рабочую неделю, выполняла норму рабочего времени, установленную на ставку заработной платы (л.д. 22).
<данные изъяты> открыт с 01 марта 1996 года на основании постановления главы администрации г. Усть-Катава от 12 февраля 1996 года № 146 в целях создания системы социальной защиты прав и интересов детей-сирот, подростков с ограниченными возможностями, социальной поддержки семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии и в соответствии с приказом Министерства социальной защиты населения от 06 мая 1996 года № 64 «Об утверждении примерного положения о социальном приюте для детей и подростков» (л.д. 29-30).
Согласно Уставу <данные изъяты>, учреждение является юридическим лицом, организационно-правовая форма - муниципальное учреждение. Его основными задачами, в том числе, является обеспечение социальной защиты, медико-психологической, педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников, освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства (л.д. 32-33).
Постановлением главы администрации г. Усть-Катава от 28 августа 1997 года № 755 муниципальный социальный приют и муниципальное специальное учреждение - вспомогательная школа № для детей с недостатками в умственном развитии реорганизованы в муниципальный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 34).
Согласно Уставу <данные изъяты> (л.д. 36-48), оно является муниципальным учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории г. Усть-Катава меры по социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей с ограниченными возможностями, несовершеннолетних «группы риска» и т.п.
Центр является самостоятельным юридическим лицом.
Истец в судебном заседании поясняла, что в течение спорных периодов работала в должности воспитателя, занималась образовательной деятельностью. Характер ее работы не зависел от наименования учреждения, в котором она работала.
Доказательств обратного ответчиком не представлено, факт выполнения истцом в спорные периоды работы, связанной с педагогической деятельностью, УПФР в г. Усть-Катаве не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что формальное предъявление ответчиком требований к наименованию образовательного учреждения без учета фактически выполняемых истцом функций означает установление ограничительного условия при реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на досрочную трудовую пенсию истцу как педагогическому работнику и, как следствие, нарушение её конституционного права на досрочную трудовую пенсию.
Досрочная трудовая пенсия по старости педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях, или организационно - правовой формы данного учреждения.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в г. Усть-Катаве от 12 апреля 2017 года № 77, данных о стаже, специальный трудовой стаж Козловой Н.А., без учета спорных периодов составил 21 год 8 месяцев 20 дней (л.д. 71-74).
Следовательно, с учетом спорных периодов специальный трудовой стаж истца, дающий право для назначения ей пенсии по пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 25 лет 3 месяца 20 дней (21 год 8 месяцев 20 дней + 3 года 6 месяцев 30 дней (спорные периоды работы), что на 12 января 2017 года - день обращения Козловой Н.А. с заявлением о назначении пенсии является достаточным для ее назначения.
При таких обстоятельствах решение начальника УПФР в г. Усть-Катаве от 12 апреля 2017 года № 77 об отказе Козловой Н.А. в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ следует признать незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Козловой Н.А. удовлетворить.
Признать незаконными решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области от 12 апреля 2017 года № 77 об отказе Козловой Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Катаве Челябинской области включить в трудовой стаж Козловой Н.А., дающий право на назначение страховой пенсии по пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:
с 12 декабря 1996 года по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя в <данные изъяты>,
с 01 сентября 1997 года по 31 марта 2000 года в должности воспитателя в <данные изъяты>,
и назначить ей пенсию по указанному выше основанию с 12 января 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Усть-Катавский городской суд.
Председательствующий подпись Л.В.Феофилова Решение не вступило в законную силу