Решение по делу № 2-1049/2015 ~ М-831/2015 от 31.08.2015

Дело № 2-1049/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Копьево                                 03 сентября 2015 года

Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Южаковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андреянова С.Ю., Андреяновой С.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 о признании постоянно проживающими, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, утративших имущество и нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, включении в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров,

УСТАНОВИЛ:

Андреянов С.Ю., Андреянова С.В. в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратились в Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия с иском к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района», администрации Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия о признании постоянно проживающими, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в список граждан, утративших имущество и нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, включении в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате природных пожаров.

В обоснование исковых требований истцами указано, что в связи с чрезвычайной ситуацией, возникшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в результате пожара было уничтожено жилое помещение, где истцы и их несовершеннолетние дети проживали с августа 2012 года, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. ..., ..., а также все их имущество первой необходимости. Истцы и их несовершеннолетние дети не были зарегистрированы по указанному в иске адресу. Данное жилое помещение было предоставлено истцам для проживания на основании решения №27 от 31.07.2012 года Совета депутатов Устинкинского сельского совета. Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан для включения в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате ЧС, возникшей 12.04.2015 истцам отказано во включении в указанный список, а также отказано во включении в список граждан для оказания единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате ЧС. Основанием к отказу явилось отсутствие регистрации по месту проживания истцов в утраченном жилом помещении, а также отсутствие факта проживания, отсутствие свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Определением Орджоникидзевского районного суда Республики Хакасия от 02 сентября 2015 года в качестве соответчика привлечена администрация Орджоникидзевского района, в качестве третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований, - Правительство Республики Хакасия, Управление федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.

В судебном заседании истцы Андреянов С.Ю. и Андреянова С.В. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнили, что жилой дом, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. ... ул. ..., №.., был предоставлен Андреянову С.Ю. как малообеспеченной молодой семье на основании решения Совета депутатов Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия. Кроме того пояснили, что истец Андреянов С.Ю. вынужден был выехать в г. <данные изъяты> Красноярского края в связи с трудоустройством, работает он в ... с апреля 2014 года. В ... Андреянов С.Ю. снимает меблированную квартиру без договора. Его семья - жена с детьми постоянно проживали в д. <данные изъяты>, жена ухаживала за домом, вела хозяйство, он в выходные приезжал всегда домой к семье в д. ....

Представитель истцов Самсонов Е.С. также настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске, пояснив, что истцы имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также, поскольку истцы на протяжении длительного времени, проживали по указанному в иске адресу, полностью утратили имущество первой необходимости в результате ЧС, должны быть признаны пострадавшими и утратившими полностью имущество первой необходимости в результате ЧС 12.04.2015, включены в соответствующие списки для получения социальной поддержки.

Представитель ответчика Ботина А.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований не возражала.

В судебном заседании представители ответчиков – Министерства труда и социального развития РХ, ГКУ РХ «УСПН Орджоникидзевского района РХ», администрации Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Республики Хакасия, Управления федеральной миграционной службы России по Республике Хакасия, Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия отсутствовали.

Принимая во внимание, что явка в судебное заседание является правом участвующих лиц, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Выслушав истцов, представителя ответчика, допросив свидетелей, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 № 24-ПП на территории Республики Хакасия с 12 апреля 2015 года был введен режим чрезвычайной ситуации.

На основании распоряжения главы Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 12.04.2015 № 50-р режим чрезвычайной ситуации природного характера с 12 апреля 2015 года был также введен на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

    Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23.05.2015 N 496) были утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры.

В соответствии с указанными Правилами бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров.

Предоставление мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, также предусмотрено Порядком реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия, который был утвержден постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2015 N 241.

Таким образом, законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров.

При этом вышеуказанными нормативными правовыми актами предусмотрена возможность оказания мер социальной поддержки собственникам утраченного жилья в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории Республики Хакасия, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории Республики Хакасия и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Андреянов С.Ю., Андреянова С.В., ФИО1, ФИО2 являются гражданами Российской Федерации.

Постановлением главы администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия от 16.04.2015 № 248 (в ред. от 14.05.2015 № 277) «Об установлении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров...», установлены границы зон чрезвычайной ситуации, возникшей 12 апреля 2015 года в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов населенных пунктов на территории Орджоникидзевского района. Согласно приложения № 5 к данному постановлению, к числу пострадавших от стихии домовладений относится дом, расположенный по адресу: д. ... ул. ... №..

Как следует из акта обследования утраченного имущества первой необходимости в результате ЧС и возгоранием жилых домов 12.04.2015, утвержденного 25.04.2015 главой Устинкинского сельсовета и руководителем Управления по делам ГО и ЧС администрации района, по данному адресу полностью утрачено имущество первой необходимости. Акт составлен и утвержден уполномоченными должностными лицами, в связи с чем, установленные в результате обстоятельства не ставятся судом под сомнение.

Данное обстоятельство подтверждено справкой начальника ОНД Ширинского и Орджоникидзевского районов, что в домовладении по адресу д. ... ... произошел пожар.

Из справки главы администрации Устинкинского сельского совета следует, что истцы и их несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу д. ... ....

Как следует из справки председателя СПК «<данные изъяты>», Андреянов С.Ю. действительно работал в Сельскохозяйственном производственном кооперативе «<данные изъяты>» в должности скотника цеха животноводства № 2 с 01.12.2010 по 31.03.2014.

Согласно историй развития малолетних детей истцов, карте учета профилактических иммунизаций, платежных документов, договора на услуги водоснабжения, истцы проживали по указанному в иске адресу.

Факт постоянного проживания и утраты имущества первой необходимости истцов по указанному в иске адресу, а также обстоятельства, в силу которых Андреянов С.Ю., Андреянова С.В., ФИО1, ФИО2 являются пострадавшими в результате ЧС – пожара 12.04.2015 подтверждены свидетелями ФИО3, ФИО4, которые пояснили, что Андреянов С.Ю., Андреянова С.В., ФИО1, ФИО2 являются членами одной семьи, постоянно проживали в доме по .... ..., который уничтожен в результате пожара 12.04.2015. Все их имущество первой необходимости находилось в указанном доме. Истец Андриянов трудоустроен в ..., но регулярно приезжал к своей семье в д.Когаево.

Приведенными выше доказательствами установлено, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, в результате пожара среди других жилых помещений было утрачено домовладение, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. ... ....

В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека, а также для оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

Таким образом, основанием для оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей и финансовой помощи является факт утраты ими имущества первой необходимости и признание их пострадавшими в результате ЧС.

В данном случае суд признает под утратой имущества первой необходимости, приведение имущества, принадлежавшего истцу в состояние, непригодное для использования в результате чрезвычайной ситуации 12.04.2015.

Учитывая, что истцы на протяжении длительного времени, проживали по указанному в иске адресу, полностью утратили имущество первой необходимости в результате ЧС, суд находит основания считать их пострадавшими и утратившими полностью имущество первой необходимости в результате ЧС 12.04.2015.

При таких обстоятельствах требования истцов, предъявленные к администрации Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия о включении их в списки граждан, на оказание единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества подлежат удовлетворению.

Суд усматривает основания для удовлетворения исковых требований, предъявленных к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» в силу следующего. Согласно Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 №110 Министерство труда и социального развития Республики Хакасия является распорядителем денежных средств, выделяемых для оказания материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с частичной или полной утратой ими имущества первой необходимости, а потому является надлежащим ответчиком по делу и несет обязанность при поступлении согласованных списков, содержащих сведения о пострадавших истцах, выплатить указанным лицам данные денежные средства. При этом денежные средства на основании поступивших в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия согласованных списков граждан, пострадавших в результате ЧС, подлежат выплате гражданам, пострадавшим на территории Орджоникидзевского района, через ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района» путем зачислений на счета граждан, открытые в кредитных организациях, или почтовым переводом по месту жительства через организации почтовой связи согласно заявлениям, на основании распоряжения директора ГКУ РХ «УСПН Орджоникидзевского района», в связи с чем, требования, предъявленные к данному ответчику являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно сведениям Росреестра Республики Хакасия, а также ГУП РХ УТИ, право собственности на данное жилое помещение не зарегистрировано.

Как следует из решения № 27 от 31 июля 2012 года, Андреянову С.Ю. и его семье разрешено заселение в квартиру, находящуюся по адресу д. ... ....

Согласно акту обследования жилого помещения № 308 от 20 апреля 2015 года, утвержденного председателем межведомственной комиссии, был обследован жилой дом по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. ... ул. ..., №.. и установлено, что жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу, в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром более 25 м/с и возгоранием жилых домов 12 апреля 2015 года уничтожен пожаром полностью.

В соответствии со ст.ст. 3, 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций, а основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются, в том числе и осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, а также на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание в зонах чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

Статьей 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что определение порядка оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера, относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429 (в редакции постановления Правительства РФ от 23 мая 2015 года №496) утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Республики Хакасия и Забайкальского края иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий по строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры» (далее – Правила № 429).

В соответствии с подп. «а» п. 4 указанных Правил №429 трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожаров, которые постоянно проживали (имеют постоянную регистрацию по месту жительства) в указанных помещениях в населенных пунктах, подвергшихся пожарам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также признанное непригодным для проживания либо утраченным в результате пожаров, в виде предоставления жилого помещения, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и приобретенного уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или подведомственными этому органу государственными учреждениями в интересах граждан, либо строительства жилых домов на земельных участках, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих гражданам и (или) совместно проживающим с ними членам семьи либо находящихся в муниципальной собственности, по выбору граждан с последующим оформлением указанных жилых помещений, жилых домов в их собственность.

Размер трансфертов в целях осуществления мер поддержки граждан рассчитывается исходя из предоставления гражданам жилья общей площадью по социальной норме в размере 33 кв. м. для одиноких граждан, 42 кв. м. на семью из 2 человек и по 18 кв. м. на каждого члена семьи при составе семьи из 3 и более человек, но не более общей площади утраченного жилья, за исключением ряда случаев, предусмотренных названными Правилами. Меры социальной поддержки граждан реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие и зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилье на момент чрезвычайной ситуации совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки (п. 7 Правил № 429).

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2015 года №241 «Об осуществлении мероприятий по ликвидации последствий пожаров, произошедших в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» утвержден «Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабными пожарами, произошедшими в апреле 2015 года на территории Республики Хакасия» (далее – Порядок), в соответствии с п. 3 которого предоставление мер поддержки в виде строительства жилых домов взамен утраченных, капитального ремонта поврежденных жилых помещений осуществляется в пределах ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия на 2015 год на указанные цели.

Меры поддержки, предусмотренные настоящим Порядком, как указано в п. 5, реализуются в отношении гражданина, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилье являлось единственным. Гражданам, которые помимо утраченного или требующего капитального ремонта жилья имеют в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, меры поддержки не предоставляются.

Как следует из приведенных выше доказательств, жилое помещение, предоставленное истцам для проживания на основании решения №27 от 31.07.2012 года Совета депутатов Устинкинского сельского совета, расположенное по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. ... ул. ..., №.. уничтожено в результате пожара.

Из свидетельства о заключении брака следует, Андреянов С.Ю., <данные изъяты> года рождения заключил брак с Ю.С., <данные изъяты> года рождения, после регистрации брака жене присвоена фамилия – Андреянова.

Как следует из свидетельства о рождении, ФИО1 родился <данные изъяты>, в графе отец указан – Андреянов С.Ю., в графе мать – Андреянова С.В..

Как следует из свидетельства о рождении, ФИО2 родился <данные изъяты>, в графе отец указан – Андреянов С.Ю., в графе мать – Андреянова С.В..

Таким образом, приведенными выше доказательствами установлено, что Андреянов С.Ю. и Андреянова С.В. являются супругами, а ФИО1 и ФИО2 являются их совместными детьми.

Приведенными выше доказательствами установлено, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации Андреянов С.Ю., Андреянова С.В., ФИО1, ФИО2 не являлись собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. Кагаево ул. Совхозная, д. 4 кв. 1, при этом названное жилое помещения являлось для Андреянова С.Ю., Андреяновой С.В., ФИО1, ФИО2 единственным, а доказательств обратного в материалы дела в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено, а потому отказ о включении истцов в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, и выплатам единовременной материальной и финансовой помощи по мотивам отсутствия факта проживания, регистрации и отсутствия свидетельства о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества является незаконным.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 429, утвердившим Правила предоставления в 2015 году Республике Хакасия и Забайкальскому краю иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате пожаров, произошедших в 2015 году на территориях Республики Хакасия и Забайкальского края, а также мероприятий и строительству и (или) восстановлению объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются трансферты в установленных законом о бюджете пределах, на указанные цели.

Согласно п. 6 Указанных Правил, меры поддержки граждан, которым утраченное жилье было предоставлено по договору социального найма или договору найма специализированного жилого помещения, а также граждан, не являющихся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таких помещениях либо признанных в судебном порядке постоянно проживающими в указанных жилых помещениях, осуществляются по договорам социального найма или найма специализированного жилого помещения.

Оценивая приведенные выше доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт постоянного проживания Андреянова С.Ю., Андреяновой С.В., ФИО1, ФИО2 в том числе на момент возникновения чрезвычайной ситуации, по адресу: Республика Хакасия, Орджоникидзевский район, д. ... ул. ..., д. №.. кв. №.. установлен в судебном заседании.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что истцы имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде предоставления (строительства) жилого помещения (жилого дома) по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу положений ч. 1 ст. 7 Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Частью 1 ст. 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, при этом, исходя из положений ст. 18 Основного закона, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьей 40 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на жилище, при этом никто не может быть произвольно лишен жилища, а органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В Российской Федерации, согласно ч.ч. 2,3 ст. 55 Конституции РФ, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 1 Закона Российской Федерации 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской федерации» предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, толкуя и применяя приведенные выше нормы права в их совокупности следует признать, что основанием для включения истцов в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, является факт их постоянного проживания в утраченном жилом помещении, а не факт наличия регистрации по указанному месту жительства.

Учитывая установленные по делу обстоятельства и вышеперечисленные нормы права, суд приходит к выводу о том, что требование о наличии регистрации лиц, проживающих в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, для которых оно являлось единственным жилым помещением, не соответствует требованиям закона, а потому отказ администрации о включении Андреянова С.Ю., Андреяновой С.В., ФИО1, ФИО2 в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, на получение меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома взамен утраченного, а также получения мер социальной поддержки в виде выплаты единовременной материальной и финансовой помощи, является незаконным.

Поскольку судом установлены все необходимые условия для предоставления Андреянову С.Ю., Андреяновой С.В., ФИО1, ФИО2 меры социальной поддержки, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании за ними права на предоставление меры социальной поддержки, установленной Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2015 года № 429, возложении на администрацию Орджоникидзевского района обязанности по включению истцов в Список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, подлежат удовлетворению.

Рассматривая требования истцов об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд считает данное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность социальной помощи, оказываемой потерпевшим в результате чрезвычайной ситуации, а так же объективную нуждаемость в ней, суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению, разъяснив при этом сторонам, что обращение решения суда к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать Андреянова С.Ю., Андреянову С.В., ФИО1, ФИО2 постоянно проживающими по адресу д. <данные изъяты> Орджоникидзевского района Республики Хакасия, ул. <данные изъяты>, д. №.. кв. №.. и пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации - пожара, произошедшего на территории муниципального образования Орджоникидзевский район Республики Хакасия 12 апреля 2015 года.

    Обязать Администрацию Устинкинского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить Андреянова С.Ю., Андреянову С.В., ФИО1, ФИО2 в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты>) тыс.руб. и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в размере <данные изъяты>) тыс.руб. в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате последствий пожара, произошедшего 12.04.2015 на территории Орджоникидзевский район Республики Хакасия.

    Обязать Администрацию Орджоникидзевского района Республики Хакасия включить Андреянова С.Ю., Андреянову С.В., ФИО1, ФИО2 в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории Орджоникидзевского района Республики Хакасия.

В соответствии со статьей 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее решение в части включения в список граждан, постоянно проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо утраченных в результате пожара, произошедшего на территории муниципального образования, обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения. Апелляционная жалоба подается через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия.

Судья М.Н. Южакова

2-1049/2015 ~ М-831/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Андреянов Сергей Юрьевич
Андреянов Снежана Валерьевна
Информация скрыта
Ответчики
Министрество труда и социального развития РХ
ГКУ РХ "Управление социальной поддержки населения Орджоникидзевского района"
Администрация Устинкинского сельского совета Орджоникидзевского района Республики Хакасия
Другие
Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по РХ
Суд
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
Судья
Южакова Марина Николаевна
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky--hak.sudrf.ru
31.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2015Передача материалов судье
01.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2015Подготовка дела (собеседование)
03.09.2015Подготовка дела (собеседование)
03.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2015Судебное заседание
03.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2015Дело оформлено
02.11.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее