Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-63/2021 (2-1069/2020;) ~ М-1084/2020 от 15.12.2020

УИД 28RS0008-01-2020-001902-26

        Дело №2-63/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года                           г.Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,

при секретаре Гришиной В.В.,

с участием заместителя прокурора Зейского района Шехтель Э.Р., истца Глущенко Р.В., представителя ответчика Ельчина Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Глущенко Р.В. к администрации Сосновоборского сельсовета Зейского района Амурской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района в интересах Глущенко Р.В. обратился в суд с настоящим иском к администрации Сосновоборского сельсовета Зейского района Амурской области, уточнив исковые требования, просит обязать ответчика предоставить Глущенко Р.В. в границах с.Сосновый Бор Зейского района Амурской области на праве собственности жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 64,8 кв.м, в обоснование иска указав, что прокуратурой Зейского района проведена проверка по обращению Глущенко Р.В. о нарушении жилищных прав, в ходе которой установлено, что Глущенко Р.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: с.Сосновый Бор, Зейского района, ул.Строительная, <Номер обезличен> 22 апреля 2014 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зейского района №215/1 от 20 июня 2007 года было проведено обследование двухквартирного жилого дома по адресу: с.Сосновый Бор, ул.Строительная, д<Номер обезличен>. По результатам обследования заключением комиссии №67 от 22 апреля 2014 года жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Правительства Амурской области от 28 октября 2013 года №520 утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. 03 июня 2014 года в ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району поступило обращение Глущенко Р.В. на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья. 04 июня 2014 года управлением сформирован пакет документов для получения социальной выплаты и направлен в министерство социальной защиты населения Амурской области. Решением комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья от 16 июня 2014 года в предоставлении выплаты Глущенко Р.В. отказано. Основанием для отказа явилось отсутствие в заключении межведомственной комиссии №67 от 22 апреля 2014 года ссылки на то, что жилой дом признан непригодным в результате чрезвычайной ситуации. В настоящее время Глущенко Р.В. не может претендовать на получение мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья в рамках постановления Правительства Амурской области №520, поскольку данное постановление признано утратившим силу. Жилой дом по адресу: с.Сосновый Бор, ул.Строительная, <Номер обезличен> включён в реестр жилых домов Зейского района, непригодных для проживания в результате выхода из строя конструктивных элементов и подлежащих сносу, утверждённый постановлением главы Зейского района №877 от 27 ноября 2019 года. Проверкой установлено, что в период с момента признания многоквартирного дома по адресу: с.Сосновый Бор, ул.Строительная, <Номер обезличен> непригодным для проживания органами местного самоуправления меры к включению в действующую муниципальную программу по переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда не приняты. 02 декабря 2020 года Глущенко Р.В. обратилась в администрацию Сосновоборского сельсовета с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением администрации Сосновоборского сельсовета №78 от 03 декабря 2020 года Глущенко Р.В. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Однако до настоящего времени решение о предоставлении Глущенко Р.В. иного жилого помещения не принято, в связи с чем, существенно нарушены её права. Проживание Глущенко Р.В. в спорном жилом помещении создаёт угрозу её жизни и здоровью.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении уточнённых исковых требований настаивает, пояснив суду об обстоятельствах, изложенных в иске.

Истец Глущенко Р.В. на удовлетворении исковых требований настаивает, указала, что она является собственником квартиры №<Номер обезличен> двухквартирного жилого дома по адресу: с.Сосновый Бор, ул.Строительная, д<Номер обезличен>, данную квартиру она приватизировала. Жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу еще в 2014 году, проживать в квартире невозможно, очень холодно, соседняя квартира не отапливается. За этот отопительный сезон она уже израсходовала три машины дров, расходуются большие денежные средства на оплату электроэнергии. В связи с такими расходами денежных средств не хватает на проживание, приобретение лекарственных препаратов.

Представитель ответчика исковые требования не признал, суду пояснил, что на территории муниципального поселения свободных муниципальных жилых помещений не имеется, свободных квартир площадью не менее 64,8 кв.м. нет, решение суда будет заведомо не исполнимым. Денежных средств в бюджете муниципального поселения для выкупа жилого помещения либо для приобретения для истца жилого помещения также не имеется. Единственный возможный вариант – это приобретение жилья за счет средств Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Финансирование по этой программе осуществляется напрямую на администрацию Зейского района, за счет средств бюджета сельского поселения жилые помещения не приобретаются. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

В судебном заседании установлено, что прокурор Зейского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Глущенко Р.В. в сфере обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде на основании заявления Глущенко Р.В.

При таких обстоятельствах обращение прокурора Зейского района в суд с данным иском является законным и обоснованным.

Судом установлено, что Глущенко Р.В. является собственником жилого помещения, находящегося по адресу: с.Сосновый Бор, Зейского района, ул.Строительная, <Номер обезличен>, площадью 64,8 кв.м, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25 ноября 2020 года.

22 апреля 2014 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Зейского района №215/1 от 20 июня 2007 года, проведено обследование двухквартирного жилого дома по адресу: с.Сосновый Бор, ул.Строительная, <Номер обезличен>

Как следует из заключения межведомственной комиссии №67 от 22 апреля 2014 года, жилой дом по адресу: с.Сосновый Бор, Зейского района, ул.Строительная, <Номер обезличен> признан аварийным и подлежащим сносу.

Глущенко Р.В. обратилась в ГКУ АО Управление социальной защиты населения по г.Зея и Зейскому району с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья в связи с утратой жилья в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в Амурской области в августе-сентябре 2013 года.

16 июня 2014 года на основании решения комиссии по предоставлению социальной выплаты на строительство или приобретение жилья Глущенко Р.В. в предоставлении выплаты отказано в связи с отсутствием в заключении межведомственной комиссии №67 от 22 апреля 2014 года ссылки на то, что жилой дом признан непригодным в результате чрезвычайной ситуации.

27 ноября 2019 года на основании постановления администрации Зейского района утверждён Реестр жилых домов Зейского района, непригодных для проживания в результате выхода из строя конструктивных элементов и подлежащих сносу, спорный жилой дом по адресу: с.Сосновый Бор, ул.Строительная<Номер обезличен> включен в указанный реестр.

02 декабря 2020 года Глущенко Р.В. обратилась в администрацию Сосновоборского сельсовета Зейского района с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

На основании постановления администрации Сосновоборского сельсовета №78 от 03 декабря 2020 года Глущенко Р.В. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Прокурор обратился в суд с иском в интересах Глущенко Р.В. с требованием о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения в собственность, исходя из того факта, что жилое помещение, принадлежащее истцу признано непригодным для проживания.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы, обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включён в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ, т.е. путём выкупа изымаемого жилого помещения.

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьёй 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путём выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Постановлением Правительства Амурской области от 29 марта 2019 года №152 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов».

Как следует из Перечня многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года (Приложение №1 к региональной адресной программе), жилой дом по адресу: с.Сосновый Бор, ул.Строительная, д<Номер обезличен> признан аварийным 22 апреля 2014 года, планируемая дата окончания переселения - 20 августа 2025 года.

Из материалов дела следует, что заключением межведомственной комиссии от 22 апреля 2014 года №67, двухквартирный жилой дом №<Номер обезличен> по ул.Строительной в с.Сосновый Бор Зейского района Амурской области признан аварийным и подлежащим сносу, указанный жилой дом включён в Реестр жилых домов, непригодных для проживания в результате выхода из строя конструктивных элементов и подлежащих сносу, а также в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, региональной адресной программы.

Как следует из актов обследования спорного жилого помещения от 01 декабря 2020 года и 09 декабря 2020 года, основные несущие конструкции здания деформированы: фундамент – просадка с образованием трещин, сруб – прогнили нижние венцы, сруб и завалинки просели. В квартире №2 производился замер температурного режима в каждой комнате: комната №1 - +14,40С (+18,50С), комната №2 - +10,10С (+12,40С), комната №3 - +130С (+21,30С), комната №4 - +220С (+24,20С). Печь расположена в кухне без котла, межкомнатные перегородки глухие, циркуляции воздуха нет, только через дверные проёмы. На момент обследования в квартире №<Номер обезличен> никто не проживает, помещение не отапливается.

Таким образом, состояние спорного жилого дома свидетельствует о том, что нахождение и проживание в жилом помещении, занимаемом Глущенко Р.В., опасно для её жизни и здоровья.

В соответствии со ст.15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Приведённые нормы в совокупности указывают на то, что для проживания могут быть предоставлены только жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что спорный жилой дом в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов» был включён в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, признан аварийным и подлежащим снос 22 апреля 2014 года, однако ко времени рассмотрения дела, требований к собственникам жилых помещений в спорном двухквартирном жилом доме о его сносе или реконструкции, в том числе к истцу, в порядке статьи 32 ЖК РФ ответчиком предъявлено не было.

Учитывая длительное бездействие администрации Сосновоборского сельсовета Зейского района, выразившееся в непринятии мер, определённых частью 10 статьи 32 ЖК РФ, а также то обстоятельство, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №125-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», суд приходит к выводу о том, что истец Глущенко Р.В. по своему выбору имеет право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

В связи с этим и, учитывая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу на праве собственности равнозначное благоустроенное жилое помещение взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Зейского района в интересах Глущенко Р.В. удовлетворить.

Возложить на администрацию Сосновоборского сельсовета Зейского района Амурской области обязанность предоставить Глущенко Р.В. в собственность в границах с.Сосновый Бор Зейского района Амурской области жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью 64, 8 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                             С.Н. Куприянова

Мотивированное решение составлено 21 января 2021 года.

Судья

2-63/2021 (2-1069/2020;) ~ М-1084/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Глущенко Раиса Васильевна
Прокурор Зейского района
Ответчики
Администрация Сосновоборского сельсовета
Другие
Администрация Зейского района
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Куприянова Светлана Николаевна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2020Передача материалов судье
16.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.12.2020Судебное заседание
19.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее