Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-690/2016 ~ М-86/2016 от 14.01.2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2016 года Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Сутягиной К.Н., при секретаре Шараповой Т.Р.,

с участием истца Князевой С.Ю., представителя истца по заявлению Князева А.А., представителя ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» по доверенности 66 АА № 3642693 от 13.05.2016 г. Копыловой С.В., представителя ответчика ЗАО «Горэлектросеть» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Люц А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Князевой Светланы Юрьевны к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», ЗАО «Горэлектросеть» о признании незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии, прекращении начислений по общедомовому прибору учета, перерасчете задолженности

У С Т А Н О В И Л:

Князева С.Ю. обратилась в суд с иском к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о признании незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии, произведенной в апреле 2011 года, аннулировании задолженности в размере 14 157 руб. 34 коп. и возложении обязанности ввести отдельный индивидуальный учет электроэнергии по <адрес> доме по <адрес> в <адрес>. В обоснование требований указала, что является нанимателем жилого помещения по указанному адресу, управление домом осуществляет ООО «УК «ЖКХ-Серов», общедомовой прибор учета был установлен без согласия жильцов дома и управляющей компании, общего собрания не проводилось. В ноябре 2015 года ответчиком введено ограничение режима потребления электроэнергии в её квартире при наличии задолженности, которая образовалась за общедомовые нужды. Полагает ответчик, являясь ресурсоснабжающей организацией не вправе напрямую требовать от собственников и нанимателей плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, поскольку управление домом осуществляет управляющая организация. С учетом дополнительно предъявленных требований к ответчику ЗАО «Горэлектросеть» просит признать незаконной установку общедомового прибора учета в доме по <адрес>, прекратить начисления за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета, произвести перерасчет задолженности с декабря 2014 года по лицевому счету на <адрес> исключив начисления за общедомовое потребление, обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» производить начисления исходя из показаний индивидуального прибора учета.

В судебном заседании истец и её представитель исковые требования с учетом уточнений поддержали, подтвердив изложенные обстоятельства. Дополнив, что ранее решением суда в части взыскания задолженности в пользу ответчика за общедомовое потребление за период до ДД.ММ.ГГГГ было отказано, между тем незаконные начисления продолжаются. Дом состоит из четырех квартир, мест общего пользования в нем нет.

Представитель ответчика ЗАО «Горэлектросеть» в судебном заседании просила в удовлетворении требований о незаконности установки общедомового прибора учета отказать, пояснив, что дом по <адрес> является многоквартирным, поэтому в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному оснащению общедомовым прибором учета (далее-ОДПУ), независимо от наличия общих коридоров, лестничных клеток и т.<адрес> организацией в установленном порядке была уведомлена управляющая организация ООО «УК «ЖКХ-Серов», представляющая интересы собственников жилых помещений, ДД.ММ.ГГГГ произведена установка ОДПУ тип ЦЭ 6807П заводской и прибор учета введен в эксплуатацию согласно акта приемки, представитель управляющей организации не явился, затем от подписания акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности управляющая организация отказалась. Общедомовой прибор учета был обследован, согласно акта составленного ДД.ММ.ГГГГ он соответствует требованиям нормативно-технических документов к расчетному учету. Оснащение многоквартирного дома ОДПУ прав истца не нарушает, в силу того, что установка его является обязательной.

Представитель ответчика ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в суде просила в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что общество является исполнителем коммунальных услуг по электроснабжению в доме по <адрес> в связи с тем, что договор энергоснабжения с управляющей организацией не заключен. Расчет потребления электроэнергии производится по установленной формуле с учетом показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах. Площадь мест общего пользования при наличии ОДПУ, в расчетах не применяется, поэтому отсутствие либо наличие мест общего пользования в данном случае значения не имеет. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг не только при избрании непосредственного способа управления, но и в том случае, если управляющая организация не осуществляет поставку коммунального ресурса в многоквартирном доме по договору ресурсоснабжения. При отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договорные отношения возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, и до начала предоставления коммунальной услуги управляющей организацией ресурсоснабжающая организация вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию. Общество не состоит в договорных отношениях на поставку электрической энергии с управляющей организацией, с заявлением о заключении договора в целях предоставления коммунальной услуги энергоснабжения жителям многоквартирного дома по <адрес> управляющая компании не обращалась. Коллективный прибор учета был принят к расчету, при отсутствии договора с управляющей компанией гарантирующему поставщику предоставлено право предъявлять квитанции с учетом объемов электроэнергии, в том числе потребленной на общедомовые нужды и получать плату с бытовых потребителей. Истец же плату на общедомовые нужды не вносит, оплачивая только по показаниям индивидуального прибора учета, в связи с чем образовалась задолженность, оснований для исключения и перерасчета которой не имеется. Требование о прекращении начислений по показаниям ОДН, может быть удовлетворено лишь в случае признания незаконной установки ОДПУ.

Заслушав пояснения сторон, представителей, исследовав представленные материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению.

Требования к оснащению многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов содержатся в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации".

Правила ч. 9 статьи 13 указанного закона регламентируют обязанность ресурсоснабжающих и иных сетевых организаций, с ДД.ММ.ГГГГ осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В силу ч. 1 ст. 13 этого же закона, производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Это требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

Согласно ч.5 указанной нормы Закона, до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируя отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды и электрической энергии (часть 5 статьи 13).

Как установлено и подтверждено материалами дела, истец является нанимателем <адрес>, площадью 42,0 кв.м. в многоквартирном жилом доме по <адрес>, который оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии типа ЦЭ 6807П заводской на основании акта на приемку от ДД.ММ.ГГГГ, составленного представителем сетевой организации ЗАО Горэлектросеть». Показания данного прибора электроучета используются гарантирующим поставщиком – ответчиком ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» для определения объемов потребления электроэнергии в доме и расчета размера платы собственников, нанимателей жилых помещений дома за услуги электроснабжения. Согласно счетам-квитанциям на оплату электроэнергии, истцу выставляется плата за ОДН.

Оспаривая законность установки ОДПУ, истец ссылается на отсутствие согласия собственников, к которым она не относится, и ссылаясь на отсутствие мест общего пользования в доме.

Частью 2,3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Исходя из изложенного правового регулирования, при избрании в качестве способа управления управление управляющей компанией такая организация является непосредственным представителем собственников многоквартирного дома и, в том числе, ответственна за установку и эксплуатацию общедомового прибора учета.

Учитывая, что в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию ООО «Управляющая компания ЖКХ-Серов» участие принимать отказалась, извещение ей направлялось, установленный прибор учета электрической энергии сочтен соответствующим обязательным требованиям государственных стандартов, технической документации, признан пригодным, суд приходит к выводу о законности процедуры допуска общедомового прибора в эксплуатацию.

Поскольку по смыслу пункта 154 Основных положений, лицо, не явившееся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, вправе осуществить проверку правильности допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае выявления нарушений, допущенных при допуске прибора учета в эксплуатацию, инициировать повторную процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию с компенсацией собственнику прибора учета понесенных им расходов, вызванных повторным допуском прибора учета в эксплуатацию. В данном случае управляющая организация ООО «УК «ЖКХ-Серов» процедуру допуска в эксплуатацию ОДПУ не оспаривала, после избрания жильцами дома другой организации ООО «УК «Федерация» сетевой организацией вновь была проведена проверка прибора учета, о чем составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено соответствие измерительного комплекса требованиям нормативных документов к расчетному учету. Таким образом, то обстоятельство, что в процедуре допуска прибора учета не принимал участие представитель управляющей организации представляющий интересы собственников и нанимателей, не свидетельствует о незаконности такой процедуры.

Что касается требований о прекращении начислений по общедомовому прибору учета и перерасчете задолженности с ДД.ММ.ГГГГ, то суд приходит к следующему.

Согласно ст. ст. 153, 154, 155 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее Правила), предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с п.1 ст.36 Жилищного кодекса РФ и пунктами 2,8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); крыши; механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно п.4 Правил потребителю предоставляется такой вид коммунальных услуг, как электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В п.44 Правил указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения к Правилам, при этом объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11,12,13 и 14 приложения к Правилам. Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

Из приведенных норм следует, что на потребителе коммунальных услуг лежит обязанность внесения платы только за те услуги, которые реально предоставляются и потребляются в процессе использования общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Учитывая перечисленные нормы материального права, установив что жилой дом по <адрес> не имеет мест общего пользования, оборудованных энергопотребляющими устройствами, что следует из технического паспорта, суд приходит к выводу об обоснованности требований о прекращении начислений и в связи с этим необходимости перерасчета начисленной задолженности за общедомовое потребление. Наличие само по себе общедомвого прибора учета электроэнергии не влечет с безусловностью возникновение обязанности по оплате электрической энергии на общедомовые нужды. В частности, в случае отсутствия потребления электрической энергии в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме жилом доме, соответствующая плата не начисляется.

В соответствии с ч.3 ст.98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, уплаченная истцом при подаче иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Князевой Светланы Юрьевны к ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» о прекращении начислений по общедомовому прибору учета, перерасчете задолженности удовлетворить.

Обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» прекратить начисления за общедомовое потребление по лицевому счету на жилое помещение по <адрес>, производить начисления за потребленную электроэнергию исходя из данных индивидуального прибора учета.

Обязать ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» произвести Князевой Светлане Юрьевне перерасчет платы за электроэнергию начиная с декабря 2014 года без учета показаний общедомового прибора учета электроэнергии.

Взыскать с ОАО «ЭнергосбыТ Плюс» в пользу Князевой Светланы Юрьевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (триста рублей).

В удовлетворении иска Князевой Светланы Юрьевны к ЗАО «Горэлектросеть» о признании незаконной установки общедомового прибора учета электроэнергии отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде, путем подачи апелляционной жалобы в Серовский районный суд.

В окончательной форме решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Серовского

районного суда                          К.Н.СУТЯГИНА

2-690/2016 ~ М-86/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Князева Светлана Юрьевна
Ответчики
ОАО "Энергосбыт Плюс"
Другие
ЗАО "Горэлектросеть"
Князев Александр Александрович
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Судья
Сутягина Клавдия Николаевна
Дело на сайте суда
serovsky--svd.sudrf.ru
14.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.01.2016Передача материалов судье
18.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2016Подготовка дела (собеседование)
09.03.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.03.2016Предварительное судебное заседание
26.04.2016Судебное заседание
18.05.2016Предварительное судебное заседание
27.05.2016Судебное заседание
15.06.2016Подготовка дела (собеседование)
15.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2016Судебное заседание
28.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2018Дело оформлено
28.08.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее