РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2021 года г.Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бормотовой И.Е.
при секретаре судебного заседания Осыко Д.В.
с участием прокурора Пузравиной И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-680/2021 по иску Горшуновой Ю.Ю. к администрации Сызранского района Самарской области о признании незаконным и отмене распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора, взыскании компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Горшунова Ю.Ю. обратилась в суд к администрации Сызранского района Самарской области с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить распоряжение администрации Сызранского района Самарской области от 23.08.2021 № о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора на нее как руководителя аппарата администрации Сызранского района, о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленного иска указала, что она с ДД.ММ.ГГГГ работает в администрации Сызранского района Самарской области в должности руководителя аппарата по трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (дополнительно соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №). Распоряжением администрации Сызранского района от 23.08.2021 № истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за совершение дисциплинарного проступка в виде нарушения должностных обязанностей муниципального служащего, выразившееся в неисполнении должностной инструкции, а именно ведение кадровой работы. Истец полагает применение к ней дисциплинарного взыскания неправомерно по следующим основаниям.
Прокуратурой Сызранского района в администрацию Сызранского района внесено представление от 14.07.2021 (вход. № от 29.07.2021), согласно которому усмотрено нарушение закона при разработке должностной инструкции заместителя главы района – руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» ФИО8, которая не соответствует приказу Минфина России от 19.12.2019 №238н «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования» (далее – приказ Минфина 238н). Указанное представление прокуратуры было рассмотрено, главой района представление прокуратуры было удовлетворено, истец привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Согласно ст.52 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон 131-ФЗ) руководитель финансового органа муниципального образования назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Согласно ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностной инструкцией муниципального служащего по усмотрению представителя нанимателя (работодателя) могут предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки с учетом области и вида деятельности муниципального служащего. Закон Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД (в редакции закона Самарской области от 12.12.2016 №135-ГД, действующий на момент приема муниципального служащего ФИО8 на должность и по настоящее время) в статье 6 установил требования, в том числе типовые квалификационные, для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области, согласно которым требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы при исполнении должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) – к специальности, направлению подготовки. Для категорий «руководители» высшей группы должностей муниципальной службы обязательным условием является наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.
В целях оказания методического содействия органам местного самоуправления в создании и обеспечении функционирования на муниципальной службе эффективной системы квалификационных требований Министерством труда и социальной защиты РФ подготовлены Методические рекомендации по установлению квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и организации оценки на соответствие указанным требованиям (далее – Методические рекомендации) Департаментом кадровой политики и государственного управления администрации Губернатора Самарской области органам местного самоуправления рекомендовано при разработке должностных инструкций руководствоваться Методическими рекомендациями.
Должностная инструкция, имеющаяся в личном деле ФИО8, с которой она ознакомлена 27.01.2020, и копия которой находилась у истца на хранении в период с 27.01.2020 по июнь 2021 и была проверена истцом после подготовки ее главным специалистом аппарата администрации района ФИО7, соответствует требованиям федерального законодательства, законодательства Самарской области, Методическим рекомендациям и подготовлена на их основании. Так, согласно разделу 8 должностной инструкции установлены квалификационные требования к уровню профессионального образования: высшее образование – специалитет, магистратура; квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности: не менее шести лет стажа муниципальной службы или не менее семи лет стажа работы по специальности. Решение представителя нанимателя (работодателя) - главы района по дополнению должностной инструкции ФИО8 направлением подготовки истцу не поступало, проект должностной инструкции был утвержден главой района 27.01.2020 в соответствии с требованиями законодательства.
Постановление Правительства РФ от 06.11.2004 №608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации», действующее на момент приема ФИО8 и до 22.09.2020, устанавливало, что к руководителю финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук; б) наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет.
Постановление Правительства РФ от 06.11.2004 №608 не противоречило требованиям статьи 6 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД и содержанию должностной инструкции ФИО8 на день приема ее на работу до июня 2021 года, так как в силу ст. 52 Федерального закона №131-ФЗ и Методических рекомендаций требования к образованию и стажу руководителя финансового органа муниципального образования устанавливаются на федеральном уровне и областной уровне, а не должностной инструкцией. С 23.09.2020 Приказом Минфина России от 19.12.2019 №238-н «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования» к руководителю финансового органа муниципального района предъявляются уточненные квалификационные требования. Принимая Приказ Минфина России от 19.12.2019 №238н, подзаконные акты федерального уровня приведены в соответствие с федеральным законодательством (статьей 52 Федерального закона №131-ФЗ), при этом они не противоречат Закону Самарской области от 09.10.2007 №96-Г, действующему на момент приема ФИО8 на должность и по настоящее время. Должностная инструкция, имевшаяся в личном деле ФИО8, с которой она ознакомлена 27.01.2020, и копия которой находилась у истца на хранении с период с 27.01.2020 по июнь 2021 года соответствовала требованиям законодательства на день приема ФИО8 на должность и соответствовала приказу Минфина России от 19.12.2019 №238н, согласно пункту 5 которого квалификационные требования к умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются должностной инструкцией муниципального служащего в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ». По смыслу положений приказа Минфина №238н, с учетом нормы ст. 52 Федерального закона №131-ФЗ, квалификационные требования для исполнения должностных обязанностей руководителя финансового органа устанавливаются на федеральном уровне, а должностной инструкцией требования к умению, которые в первоначальной редакции должностной инструкции также имелись и были установлены в соответствии с решением Собрания представителей Сызранского района от 26.02.2015 №.
В июле 2021 года глава Сызранского района Кузнецова В.А. в присутствии ФИО8 и ФИО7 высказала истцу претензию, что в правоохранительные органы направляются документы с различным содержанием и что в должностную инструкцию ФИО8 внесены изменения, имеющие характер предвзятости, предложив выяснить эти сведения у специалиста аппарата администрации района ФИО7 По объяснению, данному истцу ФИО7 ей стало известно, что ФИО7 по поручению главы района Кузнецовой В.А. и с согласованием со ФИО8 подготовила проект новой должностной инструкции заместителя муниципального района Сызранский – руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» в соответствии с постановлением Правительства Ф от 06.11.2004 №608, при этом уведомив главу района, что данный документ утратил силу на текущую дату. Указанная должностная инструкция была утверждена главой района датой – 27.01.2020, с ней была ознакомлена ФИО8 датой – 27.01.2020, и должностная инструкция ФИО8 была включена в личное дело ФИО8 О вышеуказанных действиях главы района Кузнецовой В.А., ФИО8, ФИО7 истец не располагала до июля 2021 года, пока после выяснения обстоятельств после допроса главы района не получила объяснение ФИО7 Тем самым в личном деле ФИО8 находится должностная инструкция, утвержденная главой района с содержанием, измененным по поручению главы района от 21.06.2021 и согласно требованиям, указанным ФИО8, за соответствие требованиям закона которой истец ответственности не несет по поступившему в администрацию Сызранского района представлению прокуратуры Сызранского района от 14.07.2021, так как должностная инструкция выполнена без ее ведома, согласования и ее участия. Главой района ей не давалось поручение о разработке должностной инструкции ФИО8 согласно приказу Минфина РФ 238н по квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом федерального уровня, в должностных обязанностях и в трудовом договоре с ней обязанность по разработке и изменению должностных инструкций сотрудников администрации Сызранского района не установлена. Кроме того, считает, что должностная инструкция ФИО8 не является правовым актом администрации Сызранского района, тем самым представление прокуратуры Сызранского района от 14.07.2021 вынесено безосновательно. Считает действия работодателя по привлечению ее к дисциплинарной ответственности незаконными, вынесенным в отсутствие ее вины и без учета обстоятельств, изложенных в объяснительной. Просит признать незаконным и отменить распоряжение администрации Сызранского района Самарской области от 23.08.2021 № «О наложении дисциплинарного взыскания» в виде выговора руководителю аппарата администрации Сызранского района Горшуновой Ю.Ю. и взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Истец Горшунова Ю.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Сызранского района Самарской области Машин Д.Г., действующий по доверенности от 13.01.2021, в судебном заседании с исковыми требованиями Горшуновой Ю.Ю. не согласился, поддержал доводы письменных отзывов (л.д.33-35, 128-129, 196-198 т.1)., из которых следует, что 29.07.2021 в адрес администрации Сызранского района поступило представление прокуратуры Сызранского района от 14.07.2021 об устранении нарушений требований федерального законодательства и принятия мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им |способствующих, в котором указано, что администрация Сызранского района не приняла мер по приведению должностной инструкции заместителя главы муниципального района Сызранский - руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» ФИО16 в соответствие с действующим законодательством, в связи с тем, что постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 № 608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации», в соответствии с которым была разработана должностная инструкция заместителя главы муниципального района Сызранский - руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области», утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 № 1403 «Об утверждении квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации, и участии министерства финансов Российской Федерации в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации». Тем самым прокуратурой выявлено нарушение в организации деятельности администрации Сызранского района в виде дисциплинарного проступка уполномоченного должностного лица. Главой муниципального района Сызранский Кузнецовой В.А. было принято решение об удовлетворении данного представления, приведении должностной инструкции заместителя главы муниципального района Сызранский - руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» в соответствие с требованиями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2019 № 238-н «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования» и привлечении к дисциплинарной ответственности в виде выговора уполномоченного должностного лица администрации Сызранского района, которым является истец. Считают законным распоряжение от 23.08.2021 № о привлечении Горшуновой Ю.Ю. к дисциплинарной ответственности, так как подтверждением совершенного дисциплинарного проступка является представление прокуратуры, которое незаконным (ничтожным) не признано. Дисциплинарный проступок является тяжелым, повлекшим наступление для администрации Сызранского района неблагоприятных последствий в виде применения в отношении администрации мер прокурорского реагирования, которые были приняты на основании информации в сети «Интернет» в блоге ФИО11 от 15.06.2021, в которой содержались сведения о должностной инструкции муниципального служащего администрации Сызранского района, находящегося в его личном деле, ведение которого осуществляла только истец Горушунова Ю.Ю. либо подчиненный ей работник. Должностная инструкция незаконно оказалась в распоряжении третьих лиц без согласия самого муниципального служащего. Таким образом, истец допустил неисполнение своих должностных обязанностей по ведению кадровой работы не только в сфере нарушения оформления (контроля за оформлением) документов, связанных с прохождением соответствующим муниципальным служащим муниципальной службы (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), но и в сфере ведения личных дел по обеспечению защиты персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункт 3 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 №609). В соответствии с должностной инструкцией руководителя аппарата администрации Сызранского района от 10.01.2008 в обязанности истца входит решение вопросов, непосредственно связанных с характером дисциплинарного проступка, а именно обеспечение эффективного ведения кадровой политики, делопроизводства и кадровой работы. С учетом указанных выше норм пунктов 3, 5 статьи 28 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», пункта 3 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609, непосредственным виновным лицом в совершении дисциплинарного проступка является именно истец. В сфере кадровой работы администрацией Сызранского района в лице ее аппарата, которым руководит истец, на каждого ее работника ведутся личные дела и должностные инструкции. При этом, должностные инструкции хранятся истцом отдельно от личных дел работников в сейфе своего кабинета, а личные дела хранятся у специалиста по кадрам в сейфе своего кабинета. 15.06.2021 получено требование прокуратуры района в отношении руководителя Финансового управления администрации Сызранского района ФИО8 по письму ФИО11 об отсутствии высшего образования последней в сфере экономики. Глава Кузнецова В.А., рассматривая данное требование прокуратуры, установила то, что должностная инструкция на руководителя ФУ отсутствует, при том, что ФИО8 была принята на работу уже полтора года назад - 27.01.2020. В связи с чем, Главой срочно была организована работа по исправлению данного существенного недостатка кадровой работы и в частности истца, который не стал принимать участия в исправлении данного недостатка. В связи с этим, Глава дала главному специалисту аппарата ФИО12 срочное поручение подготовить должностную инструкцию руководителя ФУ с датой от 27.01.2020, что и было исполнено 21.06.2021 года. О существовании второго варианта должностной инструкции руководителя ФУ главе стало известно только 14.07.2021 после получения требования прокуратуры района от 14.07.2021 по обращению ФИО11 При этом истец отказался давать какие-либо пояснения по данному вопросу, а главный специалист аппарата ФИО12 заняла позицию о том, что Глава подписала оба варианта должностной инструкции руководителя ФУ и поэтому знала о существование первого варианта в момент подписания второго. В связи с этим, учитывая серьезное нарушение субординации работников аппарата Горшуновой Ю.Ю. и ФИО12 по отношению к Главе, которое выражено главным образом в обвинении Главы в своих нарушениях, связанных с не исполнением своих должностных обязанностей, Горшуновой Ю.Ю. и ФИО12 было принято решение объявить выговоры. Просил в иске отказать.
Представитель ответчика администрации Сызранского района Самарской области – глава муниципального района Сызранский Кузнецова В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Горшуновой Ю.Ю. не согласилась, поддержала доводы представителя ответчика Машина Д.Г. и письменные пояснения, из которых следует, что 05.02.2021 в администрацию Сызранского района поступило письмо Министерства Управления финансами Самарской области №МФ-12/83 от 05.02.2021 о направлении распоряжения Министерства от 01.02.2021 №01-08/66 об уточнении действующего порядка согласования руководителей финансовых органов муниципальных районов с требованием о внесении изменений в установленный муниципальным актом порядок назначения на должность руководителя финансового органа муниципального образования – в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 19.12.2019 №238н «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования». Указанный документ зарегистрирован 05.02.2021 и с визой главы администрации направлен Горшуновой Ю.Е. Должностная инструкция руководителя аппарата администрации Сызранского района утверждена 10.01.2008 и действует по настоящее время. Согласно данной должностной инструкции руководитель аппарата администрации Сызранского района обеспечивает эффективное ведение кадровой политики, делопроизводства, контролирует исполнение поступающих документов. Получив 05.02.2021 письмо Минфина №МФ-12/183 Горшунова Ю.Ю., как руководитель аппарата администрации Сызранского района, была обязана в соответствии со ст. 28 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ» обеспечить внесение соответствующих изменений в должностную инструкцию руководителя финансового органа муниципального образования, проконтролировать действия муниципального работника, ответственного за совершение данного действия, а именно – главного специалиста аппарата администрации ФИО12 Изменения на период 14.07.2021 не были внесены, что следует из объяснения главы м.р. Сызранский помощнику прокурора. Таким образом, со стороны Горшуновой Ю.Ю. было допущено нарушение требований, предъявляемых к кадровой работе, к организации делопроизводства, отсутствовал контроль за исполнением поступившего письма с указаниями Минфина №МФ-12/183. Наличие двух должностных инструкций также свидетельствует о невыполнении положений со стороны Горшуновой Ю.Ю. ст. 28 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной службе в РФ» о необходимости подготовки и организации документов о прохождении муниципальной службы. Тем самым, привлечение Горшуновой Ю.Ю. к дисциплинарной ответственности является правомерным (л.д.5-6, т.2).
Заслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, обозрев материал проверки прокуратуры Сызранского района по информации от 15.06.2021 (блог ФИО11), заслушав заключение прокурора Пузравиной И.Ю., полагавшей иск Горшуновой Ю.Ю. подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Горшуновой Ю.Ю. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.27 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч.3 ст. 27 ФЗ № 25).
В соответствии со статьями 21, 22 Трудового кодекса РФ работник обязан добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, а также соблюдать трудовую дисциплину. В свою очередь, работодатель вправе требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном указанным Кодексом, иными федеральными законами.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком (статья 192 Трудового кодекса РФ).
В силу статьи 189 Трудового кодекса РФ, дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей является неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Право выбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренных законодательством принадлежит работодателю, который должен учитывать степень тяжести проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника.
В силу статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что Горшунова Ю.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ принята на муниципальную службу в администрацию Сызранского района на должность специалиста 1 категории архивного отдела администрации Сызранского района, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43-45, т.1).
С ДД.ММ.ГГГГ Горшунова Ю.Ю. исполняла должностные обязанности начальника юридического отдела, с ней заключено дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-10, т.1).
Распоряжением администрации Сызранского района Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Горшунова Ю.Ю. переведена с ДД.ММ.ГГГГ с должности начальника юридического отдела администрации Сызранского района на должность муниципальной службы – руководителя аппарата администрации Сызранского района (л.д.42, т.1).
С Горшуновой Ю.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение № трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она исполняет должностные обязанности руководителя аппарата администрации Сызранского района в соответствии с должностной инструкцией (л.д.46-47, т.1).
Согласно должностной инструкции руководителя аппарата администрации Сызранского района, утвержденной главой администрации Сызранского района 10.01.2008, указанная должность является высшей муниципальной должностью муниципальной службы. В должностные обязанности входит, в том числе обеспечение эффективного ведения кадровой политики, делопроизводства; ведение кадровой работы, учет и бронирование военнообязанных (л.д.48-49, т.1).
С указанной должностной инструкцией Горшунова Ю.Ю. ознакомлена 25.08.2021 согласно листу ознакомления (л.д.49, оборот, т.1). Листов ознакомления истца с должностной инструкцией в иные периоды суду не представлено.
Как установлено судом, в связи с проверкой в сети «Интернет» информации ФИО11 от 15.06.2021 (л.д.201-204, т.1) прокуратурой Сызранского района в адрес администрации Сызранского района 15.05.2021 направлено требование в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» о предоставлении информации по доводам заявителя с приложением копий подтверждающих документов, в том числе соблюдения квалификационных требований к занимаемой должности заместителя главы района - руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района» ФИО8 (л.д.200, т.1). Данное требование прокурора получено администрацией Сызранского района 17.06.2021, финансовым управлением 18.06.2021.
На требование прокурора администрация Сызранского района представила заверенную 21.06.2021 копию должностной инструкции руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района» ФИО8, утвержденной 27.01.2020 главой Сызранского района Кузнецовой В.А. (л.д. 58-69, т.1; л.д.20-25 материала проверки прокуратуры Сызранского района), а также письменные пояснения в части образования и стажа работы ФИО8 (л.д.205-207, т.1).
По результатам проведенной прокурором Сызранского района проверки в адрес главы администрации муниципального района Сызранский Кузнецовой В.А. внесено представление от 14.07.2021, согласно которому со стороны администрации Сызранского района усмотрен факт не приведения должностной инструкции заместителя Главы муниципального района Сызранский Самарской области – руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области», утвержденной 27.01.2020 главой района Кузнецовой В.А., в соответствие с действующим законодательством – пунктом 2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2019 №238н «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования» (л.д.37-39, т.1).
По результатам рассмотрения представления прокурора распоряжением главы муниципального района Сызранский от 23.08.2021 № руководитель аппарата администрации Сызранского района Горшунова Ю.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение должностных обязанностей муниципального служащего, выразившиеся в неисполнении должностной инструкции, а именно ведении кадровой работы.
Основанием для привлечения истца к дисциплинарной ответственности явились: представление прокуратуры Сызранского района от 14.07.2021, объяснительная Горшуновой Ю.Ю. от 16.08.2021 (л.д.36, т.1).
С распоряжением о применении дисциплинарного взыскания истец Горшунова Ю.Ю. ознакомлена 23.08.2021, указала также, что с распоряжением не согласна, возражения изложены в объяснительной.
До применения дисциплинарного взыскания работодателем от истца отобрано объяснение 16.08.2021 (л.д.40-41, т.1), из которого следует, что должностная инструкция ФИО8, с которой последняя была ознакомлена 27.01.2020, хранилась в ее личном деле, а копия должностной инструкции находилась у истца на хранении в период с 27.01.2020 по июль 2021. Должностная инструкция соответствовала требованиям законодательства и Приказа Минфина от 19.12.2019 №238н. В июле 2021 года в ходе ее допроса главой района Кузнецовой В.А. истцу стало известно о том, что в правоохранительные органы направляются документы с различным содержанием и что в должностную инструкцию ФИО8 внесены изменения, о чем следует спросить ФИО7 От специалиста аппарата администрации Сызранского района ФИО7 истцу стало известно, что главой Сызранского района Кузнецовой В.А. 21.06.2021 по телефону ФИО7 было дано поручение подготовить проект новой должностной инструкции заместителя главы муниципального района Сызранский – руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района» в соответствие с постановлением Правительства РФ от 06.11.2004 №608. ФИО7 уведомила главу района о том, что указанное постановление утратило силу, на что Кузнецова В.А. предложила подойти к руководителю МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района» ФИО8 и подготовить данную должностную инструкцию совместно с ней, в соответствии с ее формулировками и чтобы та была ознакомлена с инструкцией. Данное поручение было выполнено ФИО7, подготовлена измененная должностная инструкция, утвержденная главой района Кузнецовой В.А. – 27.01.2020, с датой ознакомления ФИО8 – 27.01.2020, которая была включена в личное дело последней. О вышеуказанных действиях ФИО7, ФИО8, Кузнецовой В.А. истец не располагала до момента допроса ее главой района в июле 2021 года. Соответственно в личном деле ФИО8 находится должностная инструкция, утвержденная главой района, с содержанием, измененным по поручению главы района 21.06.2021, и согласно требованиям, указанным ФИО8, тем самым за соответствие указанной должностной инструкции требованиям закона истец ответственность не несет.
Судом установлено, что распоряжением администрации Сызранского района от ДД.ММ.ГГГГ № на должность муниципальной службы – заместителя главы муниципального района Сызранский – руководителя муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» с 27.01.2020 принята ФИО8 на срок полномочий Главы муниципального района Сызранский Самарской области Кузнецовой В.А., избранной на должность 21.06.2019 (л.д.50).
Со ФИО8 заключен трудовой договор с муниципальным служащим № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51- 56, т.1), дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к указанному трудовому договору (л.д.57, т.1).
Назначение ФИО8 на указанную должность согласовано Министерством управления финансами Самарской области, что подтверждается письмом от 09.01.2020 (л.д.70, т.1).
Из представленной администрацией Сызранского района в прокуратуру Сызранского района по требованию прокурора от 15.06.2020 копии должностной инструкции заместителя Главы муниципального района Сызранский – руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области», утвержденной главой муниципального района Сызранский Кузнецовой В.А. 27.01.2020, следует, что ФИО8 с ней ознакомлена 27.01.2020 согласно листку ознакомления (л.д. 58-69, т.1; л.д.20-25 материала проверки прокуратуры Сызранского района).
Копия представленной в прокуратуру должностной инструкции заверена специалистом отдела кадров ФИО7 21.06.2021.
Раздел 8 указанной выше должностной инструкции предусматривает следующие квалификационные требования к уровню профессионального образования: наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки «экономика» или по специальности «экономика и управление», удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук. Также предусматривает следующие квалификационные требования к стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности: наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита – не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организаций бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет.
На период принятия ФИО8 на должность руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» действовало постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 №608 «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации», согласно п.2 которого к руководителю финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук;
б) наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет.
Представленная 21.06.2021 в прокуратуру администрацией должностная инструкция руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» ФИО8 в части квалификационных требований соответствовала требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 №608.
Между тем, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2020 №1403 постановление Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 №608 признано утратившим силу.
Квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа муниципального образования, утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.12.2019 №238н «О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования» (далее – Приказ №238н от 19.12.2019), который вступил в силу с 11.09.2020.
Согласно п.2 Приказа №238н от 19.12.2019 к руководителю финансового органа муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородской территории (внутригородского муниципального образования) города федерального значения предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальности, направлению подготовки, входящим в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Экономика и управление", подтвержденного документом об образовании и о квалификации, выданным по результатам успешного прохождения государственной итоговой аттестации, либо наличие ученой степени кандидата экономических наук, подтвержденной соответственно дипломом кандидата наук;
б) наличие не менее трех лет стажа государственной гражданской службы, муниципальной службы или стажа работы в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее двух лет.
Представленная 21.06.2021 в прокуратуру должностная инструкция руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» ФИО8 не соответствовала требованиям действующего на этот период Приказа №238н от 19.12.2019 в части квалификационных требований, предъявляемых к руководителю финансового органа муниципального образования.
Данные обстоятельства явились основанием принятия прокурором мер прокурорского реагирования и внесения 14.07.2021 представления в адрес администрации Сызранского района, что и послужило основанием привлечения истца Горшуновой Ю.Ю. к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, судом установлено, что уровень образования и стаж работы на различных должностях ФИО8, согласно дипломов об образовании и трудовой книжке (л.д.100-115, 226-238, т.1), не соответствует тем квалификационным требованиям, которые установлены Приказом №238н от 19.12.2019 и вступили в законную силу 11.09.2020, так как имеющийся у ФИО8 диплом бакалавра по направлению «Экономика» не соответствует требованиям о наличии высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры по специальности "Экономика и управление", а стаж работы ФИО8 не соответствует необходимому стажу работы, установленному п.п. «б» п.2 Приказа №238н от 19.12.2019.
Судом установлено, что представленная в прокуратуру Сызранского района должностная инструкция была изготовлена без ведома истца Горшуновой Ю.Ю. 21.06.2021 специалистом аппарата администрации Сызранского района ФИО7 по указанию главы Сызранского района Кузнецовой В.А. с согласованием руководителя финансового управления ФИО8 о ее соответствии требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 №608.
Доводы Горшуновой Ю.Ю. о том, что ей не было известно об изготовлении 21.06.2021 другой должностной инструкции ФИО8, отличающейся в части квалификационных требования от первоначальной должностной инструкции, нашли свое подтверждение в судебном заседании и подтверждаются следующим.
Из пояснений Главы Сызранского района Кузнецовой В.А. в судебном заседании следует, что при решении вопроса об изготовлении в июне 2021 года должностной инструкции ФИО8 Горшунова В.В. не привлекалась, имеющаяся должностная инструкция ФИО8 у Горшуновой Ю.Ю. не запрашивалась.
В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 пояснила, что 21.06.2021 ей позвонила глава района Кузнецова В.А. и спросила, откуда она взяла формулировку в должностной инструкции заместителя главы ФИО16 в части квалификационных требований, на что она ответила, что при составлении должностной инструкции руководствовалась законом Самарской области «О муниципальной службе в Самарской области» №96ГД, а также справочником Минтруда и социальной политики, размещенном на официальном сайте министерства. Глава района стала ее убеждать, что должностная инструкция ФИО16 составлена неверно, так как раздел квалификационных требований должен быть подготовлен с учетом Постановления Правительства РФ №608 от 06.11.2004. Она, убедившись в том, что данный документ утратил силу, сообщила об этом главе в мессенджере «Viber», о чем имеются скриншоты переписки. После чего Кузнецова В.А. перезвонила ей, велела бросить все дела и срочно идти к ФИО16 составлять новую должностную инструкцию как скажет ФИО16, напомнив одновременно ей, что это именно глава перевела ее на эту муниципальную должность с не муниципальной должности. Когда она пришла к ФИО16, та сказала, что их разговор носит конфиденциальный характер, начала утверждать, что должностная инструкция составлена неверно, говорила, что в части раздела квалификационных требований инструкция должна быть составлена согласно Постановлению Правительства РФ №608. Она не согласилась со ФИО16, пояснив, что должностная инструкция на момент приема ФИО16 на работу была составлена верно. Но ФИО16 сказала ей сделать новую должностную инструкцию по Постановлению Правительства РФ №608, с датой утверждения инструкции 27.01.2020 - дате приема ФИО16 на работу. Она предложила ФИО16 сделать должностную инструкцию текущей датой, но ФИО16 дала другие указания. При приеме ФИО16 на работу ее должностная инструкция имелась, с ней она была ознакомлена. Об изготовлении указанного варианта должностной инструкции она Горшуновой Ю.Ю. не сообщала. Первоначальную инструкцию из личного дела ФИО16 она выбросила, вновь изготовленный вариант должностной инструкции поместила в ее личное дело.
Как установлено, главный специалист аппарата администрации Сызранского района ФИО7 наряду с Горшуновой Ю.Ю. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора на основании распоряжения администрации Сызранского района № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.132, т.1).
Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности ФИО7 также является представление прокуратуры Сызранского района от 14.07.2021, объяснительная ФИО7 от 24.08.2021.
Судом установлено, что при трудоустройстве 27.01.2020 ФИО8 была ознакомлена с должностной инструкцией руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области», утвержденной главой района Кузнецовой В.А. 27.01.2020, что подтверждается листом ознакомления от 27.01.2020, заполненным главным специалистом отдела кадров ФИО7 и подписанным ФИО8, что подтвердили в судебном заседании ФИО7 и ФИО8
Первоначальный вариант должностной инструкции ФИО8 был представлен суду истцом Горшуновой Ю.Ю. (л.д.71-76, т.1). Указанная должностная инструкция согласно разделу 8 включает в себя иное содержание предъявляемых квалификационных требований к уровню профессионального образования, чем вариант должностной инструкции, представленной прокурору, а именно: высшее образование – специалитет, магистратура; квалификационные требования к стажу муниципальной (государственной службы) или стажу работы по специальности: не менее шести лет стажа муниципальной службы или не менее семи лет стажа по специальности.
В соответствии с п.2 ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в редакции на момент принятия ФИО8 и по настоящее время) квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
В Соответствии со ст. 6 Закона Самарской области от 09.10.2007 №96-ГД "О муниципальной службе в Самарской области" (в редакции на момент принятия ФИО8) для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки (пункт 1).
Для категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей муниципальной службы обязательным условием является наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры (пункт 2).
К стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования: для высших должностей муниципальной службы в Самарской области - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности (пункт 3).
Суд приходит к выводу, что имеющаяся в личном деле ФИО8 должностная инструкция в редакции на момент трудоустройства ФИО8 в целом не противоречит требованиям Приказа №238н от 19.12.2019 в части предъявляемых квалификационных требований. Экземпляр данной должностной инструкции хранился у истца в отдельной папке наряду с должностными инструкциями других сотрудников.
То обстоятельство, что должностные инструкции сотрудников хранились непосредственно у истца Горшуновой Ю.Ю. в отдельной папке, не оспаривалось истцом и представителями ответчика Машиным Д.Г., Кузнецовой В.А., а также подтверждено свидетелем ФИО7
Таким образом, суд установил, что Горшунова Ю.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности за то, что должностная инструкция руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» ФИО8, представленная 21.06.2021 в прокуратуру Сызранского района для проверки, не соответствовала требованиям действующего Приказа Минфина №238н от 19.12.2019.
Однако, как установлено, представленная в прокуратуру должностная инструкция была изготовлена 21.06.2021, но подписана «задним» числом – 27.01.2020 главой муниципального района Сызранский Кузнецовой В.А. и ФИО8, об изготовлении данного варианта должностной инструкции Горшуновой Ю.Ю. известно не было, тогда как в момент ее изготовления ФИО7 по указанию главы района Кузнецовой В.А. и ФИО8, истец находилась на рабочем месте, и ни на больничном, ни в отпуске не находилась, что было установлено в судебном заседании.
Первоначальный вариант должностной инструкции руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области», утвержденный главой района 27.01.2020, который был изготовлен ФИО7 и согласован Горшуновой Ю.Ю., на проверку в прокуратуру Сызранского района не предоставлялся, а был заменен на указанную выше должностную инструкцию, по результатам проверки которой прокурором 14.07.2022 было внесено представление в администрацию Сызранского района.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец Горушунова Ю.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора не обоснованно, так как факт совершения ею дисциплинарного проступка не доказан, нарушений должностных обязанностей муниципального служащего, выразившихся в неисполнении ею должностной инструкции, а именно в ведении кадровой работы, суд не усматривает, поскольку к представленной в прокуратуру должностной инструкции ФИО8 истец отношения не имела, ее не изготавливала, не проверяла на соответствие требованиям закона, об ее изготовлении «задним числом» не знала, так как по указанию главы района должностная инструкция была изготовлена иным должностным лицом без ведома Горшуновой Ю.Ю.
Причастность Горшуновой Ю.Ю. к совершению данного проступка и ее вина ничем не подтверждены. Кроме того, Горшунова Ю.Ю. привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение должностной инструкции, с которой была ознакомлена 25.08.2021, то есть после привлечения 23.08.2021 к дисциплинарной ответственности.
Поскольку основанием привлечения Горшуновой Ю.Ю. к дисциплинарной ответственности является представление прокуратуры Сызранского района от 14.07.2021, в котором изложены основания его внесения, а именно не соответствие должностной инструкции руководителя МКУ «Финансовое управление администрации Сызранского района Самарской области» требованиям действующего законодательства, то доводы представителей ответчика о том, что Горшунова Ю.Ю. нарушила правила хранения должностных инструкций, допустила нарушение нумерации личного дела ФИО8 и своего личного дела, о чем также пояснила в судебном заседании свидетель ФИО18, суд полагает, не имеет отношения к существу рассматриваемого спора, так как к дисциплинарной ответственности за это истец не привлекалась, распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания от 23.08.2021 № на это не указывает.
Проведенная ответчиком служебная проверка в отношении истца на основании распоряжения № от 12.10.2021 (л.д.131, 141-144, т.1) не имеет отношения к существу рассматриваемого спора, так как проведена после привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Доводы ответчика о том, что Горшуновой Ю.Ю. для исполнения было отписано письмо Министерства Управления финансами Самарской области от 05.02.2021 №МФ-12/83 о направлении распоряжения от 01.02.2021 №01-08/66 об уточнении действующего порядка согласования руководителей финансовых органов муниципальных районов с требованием о внесении изменений в установленный муниципальным актом порядок назначения на должность руководителя финансового органа муниципального образования – в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от 19.12.2019 №238н (л.д.148, 146-147, т.1), которое истцом исполнено не было, суд не принимает во внимание, так как из сопроводительного письма следует, что оно поступило только в финансовое управление, то есть руководителю ФИО8 Оснований полагать, что оно поступило в администрацию Сызранского района у суда нет, так как входящий штамп регистрации администрации Сызранского района на нем отсутствует, резолюция главы Сызранского района не содержит дату отписания письма для исполнения Горшуновой Ю.Ю., документов, подтверждающих, что Горшунова Ю.Ю. получила это письмо к исполнению и расписалась в его получении суду не представлено.
Кроме того, суд также считает несостоятельной ссылку представителей ответчика на неисполнение истцом указанного письма Министерства Управления финансами Самарской области от 05.02.2021 по тем основаниям, что представленная на проверку в прокуратуру должностная инструкция была изготовлена без ведома истца другим должностным лицом по поручению главы района.
Доводы представителей ответчика о том, что о невыполнении истцом своих должностных обязанностей свидетельствует наличие двух должностных инструкций суд также находит несостоятельными, так как об изготовлении второй должностной инструкции истец не знала, что установлено судом.
При таких обстоятельствах, суд полагает распоряжение администрации Сызранского района Самарской области от 23 августа 2021 года № о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора на руководителя аппарата администрации Сызранского района Горшунову Ю.Ю. является незаконным и подлежит отмене. Исковые требования Горшуновой Ю.Ю. в этой части подлежат удовлетворению.
Ответчиком администрацией Сызранского района не представлены доказательства совершения истцом конкретных виновных действий, которые являлись бы основанием для привлечения к ответственности, а также не подтвержден факт ненадлежащего исполнения Горшуновой Ю.Ю. своих служебных обязанностей.
В силу ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Поскольку судом было установлено нарушение трудовых прав истца, суд с учетом факта нарушения ответчиком трудового законодательства при применении к истцу дисциплинарного взыскания, в соответствии с положениями ст.ст. 21, 237 ТК РФ, принимая во внимание требования разумности и справедливости, личность истца и конкретные обстоятельства дела, степень нарушенных прав истца, объем и характер причиненных нравственных страданий, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 500 рублей, удовлетворив в этой части исковые требования Горшуновой Ю.Ю. в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика администрации Сызранского района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования Горшуновой Ю.Ю. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить распоряжение администрации Сызранского района Самарской области от 23 августа 2021 года № о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора на руководителя аппарата администрации Сызранского района Горшунову Ю.Ю.
Взыскать с администрации Сызранского района Самарской области в пользу Горшуновой Ю.Ю. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
Взыскать с администрации Сызранского района Самарской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23.12.2021.
Судья