Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2013г. г. Хасавюрт.
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Дибирасулаева А.Ж.,
при секретаре Аджиевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хадиевой З.Х. к УСЗН в МО «<адрес>» о предоставлении льгот,
У С Т А Н О В И Л:
Хадиева З.Х. обратилась в суд с иском к УСЗН в МО «Хасавюртовский район» о предоставлении льгот, мотивируя свои требования тем, что она, Хадиева З.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом подвергшейся политическим репрессиям и проживает в доме, расположенном по адресу РД, <адрес>, принадлежащем ей на праве собственности. В указанном доме зарегистрированы, проживают и вместе с ней ведут общее хозяйство члены ее семьи: супруг ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сноха ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучки ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внук ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ведут с ней общее хозяйство, несут совместно расходы по оплате коммунальных услуг, на покупку продуктов питания и имущества для совместного пользования. При обращении в УСЗН МО «Хасавюртовский район» за получением льгот – коммунальных услуг на членов ее семьи- на сноху и внуков, ей было отказано в предоставлении этих льгот и выдан письменный отказ от 27.05.2013 года.
В судебном заседании истица Хадиева З.Х. поддержала исковые требования в полном объеме по обстоятельствам дела, дала аналогичные пояснения, изложенным в исковом заявлении и настаивала на удовлетворении требований иска.
Представитель ответчика – УСЗН в МО «Хасавюртовский район» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, причины неявки суду не сообщил.
Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав доводы истицы, изучив и исследовав материалы дела, считает требования Хадиевой З.Х. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 01.12.2005 года N 462-О по запросу Сахалинской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", законодатель, определяя круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, а также пострадавших от политических репрессий, порядок разрешения вопроса о реабилитации и ее общие правовые последствия, закрепил в статье 16 названного Закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) право указанных лиц на определенные льготы при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг, расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419).
Установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту прав и свобод этих лиц, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности. По своей правовой природе предоставлявшиеся им на основании федерального законодательства льготы носили компенсаторный характер (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года N 282-О, от 5 июля 2005 года N 246-О, от 2 февраля 2006 года N 56-О) и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Следовательно, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая и моральный вред (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 527-О). По смыслу статьи 153 федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в качестве минимального стандарта при определении мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, подлежащих социальной защите, следует рассматривать объем предоставлявшихся по ранее действовавшему законодательству льгот, т.е. предусматривавшихся статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года. При этом в случае изменения форм предоставления мер социальной поддержки объем указанных льгот в денежном выражении не должен уменьшаться.
В судебном заседании установлено, что Хадиева З.Х. имеет право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается справой о реабилитации и свидетельством. Вместе с ней проживают одной семьей сноха, внучки и внук, поэтому необходимо предоставлять льготы по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом их проживания. Однако, ответчик не имел возможности самостоятельно предоставлять данные льготы, так как в данном случае требуется судебное решение, подтверждающее, что истица, ее сноха, внучки и внук проживают одной семьей. Указанный факт подтвержден материалами дела, копией домовой книги на имя Хадиевой З.Х., справкой с места жительства, выданной МО «<адрес>» <адрес> от 27.05.2013 года. Данный дом принадлежит истице, что подтверждается копией домовой книги. Все указанные выше лица проживают совместно одной семьей, ведут общее хозяйство, являются родственниками по отношению друг к другу.
В соответствии с положениями ст. 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004г., вступившей в силу с 01.01.2005 согласно ст. 155 этого Закона) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 г. № 57 «О социальной поддержке жертв политических репрессий» (с последующими изменениями и дополнениями) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на меры социальной поддержки. Данные льготы по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются также на членов семьи, совместно проживающих с указанными лицами.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.
Согласно копии справки о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МВД РД следует, что в отношении истицы применена репрессия ДД.ММ.ГГГГ согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 116/102 от 07.03.1944 года и Постановлению ГОКО № 5073 от 03.01.1944 года. На основании ч. 1 ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», реабилитирована.
Истица имеет свидетельство о праве на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий». Соответственно, согласно данному свидетельству и в соответствии с Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 года № 57 «О социальной поддержке жертв политических репрессий» - имеет право на льготы- в виде ежемесячных денежных выплат. Согласно пп. 9 и 10 п.1 ст. 1 данная выплата распространяется на членов семьи репрессированных лиц, совместно с ними проживающих. Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" является специальным законом, направленным на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации.
Родственные отношения между истицей, снохой ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучками ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внуком ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подтверждены документально и не требуют признания таковых в судебном порядке.
Факт проживания подтверждается регистрацией по одному адресу и никем не оспаривается.
Ответчик не представил документального опровержения доводов истицы.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Хадиевой З.Х. удовлетворить.
Обязать УСЗН в МО «Хасавюртовский район» предоставить Хадиевой З.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» и Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 года № 57 «О социальной поддержке жертв политических репрессий» льготы по оплате жилого помещения, расположенного по адресу: РД, <адрес> коммунальных услуг на членов ее семьи – сноху ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучек ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внука ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение месяца со дня его оглашения путем подачи апелляционной жалобы через Хасавюртовский районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Председательствующий № А.Ж. Дибирасулаев