Дело № 2-99/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Вафиной А.В.,
с участием заявителя Латыпова Б.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего <данные изъяты> Латыпов Б.Ш. об оспаривании действий командира войсковой части <Номер>, связанных с отказом в предоставлении выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях,
У С Т А Н О В И Л:
Латыпову Б.Ш., проходящему военную службу по контракту в <данные изъяты>, командиром войсковой части <Номер> отказано в предоставлении выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года.
Считая свои права нарушенными, Латыпов Б.Ш., обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части <Номер>, связанные с невыплатой ему оспариваемых денежных средств и обязать указанное должностное лицо предоставить ему выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года, а также взыскать с войсковой части <Номер> в его пользу судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании Латыпов Б.Ш., поддержал заявленные требования и пояснил, что 18 декабря 2012 года им, на основании счетов представленных детским садиком № 25 «Алёнушка», произведена оплата за содержание его сыновей 2006 и 2008 годов рождения в указанном детском дошкольном учреждении за декабрь 2012 года. 5 февраля 2013 года заявитель обратился к командиру войсковой части <Номер>, дислоцированной в <Адрес обезличен>, с рапортом о возмещении ему фактически внесенных денежных средств за содержание детей в детском дошкольном учреждении в сумме <данные изъяты>. Командиром войсковой части <Номер> его рапорт оставлен без реализации, в выплате денежных средств отказано. Полагая, что отказ в предоставлении ему выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года нарушает его законные права и интересы, Латыпов Б.Ш. просил заявленные им требования удовлетворить в полном объёме.
Командир войсковой части <Номер>, будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
Представитель командира войсковой части <Номер> – Самойлов К.А. в своих письменных возражениях, с требованиями заявителя не согласился и просил отказать Латыпову Б.Ш. в их удовлетворении, пояснив, что выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих детские дошкольные учреждения, производилась на основании Приказа ФСБ России от 7 ноября 2007 года № 593 «О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим органов Федеральной службы безопасности» до 1 января 2013 года, при этом установленный пунктом 3 данного приказа порядок предполагает производства выплат за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц, на основании чего полагал, что Латыпов Б.Ш., подав рапорт 5 февраля 2013 года, несвоевременно обратился к командованию воинской части о предоставлении ему оспариваемой выплаты. Кроме этого, Самойлов К.А. указал, что Приказом ФСБ России от 13 ноября 2012 года № 573 «О признании утратившими силу приказов ФСБ России» выплата на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим органов Федеральной службы безопасности» с 1 января 2013 года прекращена, в связи с чем, отпали основания для производства указанных выплат позже января 2013 года.
В судебном заседании были представлены сторонами и исследованы следующие доказательства.
Выпиской из приказа <данные изъяты> от 12 января 2011 года <Номер> подтверждается назначение Латыпова Б.Ш. офицером <данные изъяты>, с местом дислокации в <Адрес обезличен>.
По рапорту Латыпова Б.Ш. от 5 февраля 2013 года видно, что заявитель ходатайствовал перед командованием войсковой части <Номер> о возмещении ему фактически внесённой родительской платы за содержание двух детей 2006 и 2008 годов рождения. Согласно резолюции на рапорте от 19 февраля 2013 года требования заявителя оставлены без реализации.
Из справки от 15 февраля 2012 года, подготовленной старшим юрисконсультом группы правового обеспечения Управления, в связи с рапортом Латыпова Б.Ш. от 5 февраля 2013 года, следует, что задержка обращения заявителя за предоставлением оспариваемых выплат не позволила компенсировать ему денежные средства одновременно с выплатой денежного довольствия за январь 2013 года, а с учётом утраты силы с 1 января 2013 года Приказа ФСБ России от 7 ноября 2007 года № 593, оснований для удовлетворения рапорта Латыпова Б.Ш. в феврале 2013 года не имеется.
Копиям квитанций ОАО «Сбербанк России» от 18 декабря 2012 года подтверждается оплата за содержание Латыпова Эдуарда и Латыпова Рафаэля в детском саду № 25 «Аленушка» <Адрес обезличен> за декабрь 2012 года, в сумме 2332 рубля.
Заслушав пояснения заявителя, огласив позицию представителя должностного лица, исследовав доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, статьями 17-19 и 37, в своём взаимодействии со статьями 8 и 23 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьями 6 и 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признаёт и гарантирует гражданам России права и свободы человека и гражданина, в том числе на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, и устанавливает право человека и гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, получать равную оплату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование.
Пунктами 1 и 2 статьи 3, статьями 10 и 12 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения. Правовая защита военнослужащих, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы, при этом им гарантируется право на денежное довольствие, которым военнослужащие обеспечиваются в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона установлено, что командиры являются единоначальниками и отвечают за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» условия контракта о прохождении военной службы включают в себя наряду с обязанностью военнослужащего добросовестно исполнять свои общие, должностные и специальные обязанности в течение установленного контрактом срока службы также и право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, гарантий и компенсаций, установленных действующим законодательством о статусе военнослужащих и порядке прохождения военной службы.
Положениями Приказа ФСБ России от 7 ноября 2007 года № 593 «О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим органов Федеральной службы безопасности» установлено, что с 1 января 2008 года военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, производятся выплаты на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные, муниципальные и негосударственные детские дошкольные учреждения, в размере фактически внесенной родительской платы, но не свыше 1500 рублей на одного ребенка. Выплаты военнослужащим на содержание их детей, посещающих детские дошкольные учреждения, производить за истекший месяц одновременно с выплатой денежного довольствия за текущий месяц за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Латыпову Б.Ш., 5 февраля 2013 года обратившемуся к командиру войсковой части <Номер> с требованием о предоставлении ему выплат на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года, отказано в выплате оспариваемых денежных средств.
Оценивая позицию представителя должностного лица, полагавшего законным отказ заявителю в предоставлении денежной выплаты, на том основании, что нормативно-правовой акт, устанавливающий военнослужащим ФСБ России выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях с 1 января 2013 года утратил законную силу, а также утверждающего, что Латыповым Б.Ш. пропущен срок на обращение к командиру воинской части <Номер> с требованием о получении оспариваемой выплаты, суд приходит к выводу о её несостоятельности, по следующим основаниям.
Действительно, Приказом ФСБ России от 13 ноября 2012 года № 573, с 1 января 2013 года признан утратившим силу Приказ ФСБ России от 7 ноября 2007 года № 593 «О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим органов Федеральной службы безопасности», на основании которого Латыпову Б.Ш. в 2012 году предоставлялись указанные компенсационные выплаты, однако заявитель обратился за предоставлением ему выплат за декабрь 2012 года, то есть в период действия вышеназванного нормативного акта, поэтому суд признаёт законным право Латыпова Б.Ш. на получение оспариваемой выплаты за декабрь 2012 года.
Кроме этого, ссылку представителя командира войсковой части <Номер> на пункт 3 Приказа ФСБ России от 7 ноября 2007 года № 593 «О выплатах на содержание детей в детских дошкольных учреждениях военнослужащим органов Федеральной службы безопасности», как подтверждение законности действий должностного лица, суд полагает надуманной и необоснованной, поскольку данная правовая норма устанавливала лишь порядок выплаты оспариваемых денежных средств и не может служить основанием для лишения заявителя права на получение денежных средств. Суд считает утверждение должностных лиц о пропуске заявителем срока на получение выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года не основанным на законе.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие иных оснований для отказа Латыпову Б.Ш. в выплате оспариваемых денежных средств, суд признаёт нарушенным право заявителя на получение им выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года, которого Латыпов Б.Ш. не может быть лишён в силу закона, в связи с чем, полагает необходимым признать действия командира войсковой части <Номер>, связанные с отказом в предоставлении Латыпову Б.Ш. выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года незаконными, и обязать указанное должностное лицо выплатить Латыпову Б.Ш. оспариваемые денежные средства.
Суд также считает необходимым возместить Латыпову Б.Ш. затраченные им денежные средства по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей, которые согласно статьям 88 и 98 ГПК РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с войсковой части <Номер>.
Руководствуясь статьями 194-199, 258 и 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление военнослужащего <данные изъяты> Латыпов Б.Ш. об оспаривании действий командира войсковой части <Номер>, связанных с отказом в предоставлении выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, удовлетворить.
Признать незаконными действия командира войсковой части <Номер>, связанные с отказом в предоставлении Латыпову Б.Ш. выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года.
Обязать командира войсковой части <Номер> предоставить Латыпову Б.Ш. выплаты на содержание детей в детских дошкольных учреждениях за декабрь 2012 года.
Взыскать с войсковой части <Номер> в пользу Латыпова Б.Ш. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.
Судья Э.А. Сердитый