РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 сентября 2018 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,
с участием представителя истицы Нерсесян Э.К. – Баруниной О.Б., действующей на основании доверенности
представителя ответчика – ГУ – УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) – Махальского Ю.С., действующего на основании доверенности,
при секретаре Шушкановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании № 2- 1342/2018 по иску Нерсесян Э. К. к ГУ – УПФ РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное)о включении периодов работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Нерсесян Э.К. обратилась в суд с указанным выше иском к ответчику, просит, с учетом уточнения исковых требований, обязать ответчика:
- включить в ее страховой стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии по п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя русскогоязыкаКучакской среднейшколеАпаранскогорайона Республики Армения;
- назначить ей страховую пенсию по указанному выше основанию с даты обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она работала в должности преподавателя русского языка Кучакской средней школе Апаранского района Республики Армения с 20.08.1984 г. по 30.09.2000 г. и с 20.10.2002 г. по 02.11.2015 г. Согласно справке № 016 от 01.12.2017 г. истица находилась в отпусках по уходу за ребенком: с 30.05.1986 г. по 04.05.1987 г., с 10.10.1988 г. по 15.04.1989 г., с 18.03.1991 г. по 20.03.1992 г., с 24.02.1996 г. по 01.09.1997 г.
С учетом спорных периодов общий трудовой стаж истца по должности педагога составляет более 25 лет, что дает истцу право на досрочное назначении пенсии по старости. В соответствии с пп.19 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пользуясь своим правом, истец 12.12.2017 года обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей страховой пенсии на основании пп.19 ч.1 ст.30 ФЗ-400»О страховых пенсиях». Решением от 21.03.2018 года № 39/18 в досрочном назначении пенсии истцу было отказано. Данное решение комиссия мотивировала тем, что в отношении периодов работы с 20.08.1984 г. по 30.09.2000 г. и с 20.10.2002 г. по 02.11.2015 г. не пришел ответ на запрос ответчика о подтверждении стажа работы педагогом.В настоящее время ответы на запросы из Республики Армения поступили. С данным решением истица не согласна, считает, что имеет право на досрочное назначение ей страховой пенсии с момента обращения.
В судебном заседании представитель истицы Нерсесян Э.К. уточненные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, сославшись на доводы иска.
Представитель ответчика – Махальский Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решении от 21.03.2018 года об отказе в возражениях.
Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, назначается страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с часть 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждается Правительством РФ.
В целях реализации стать 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Правительством РРФ принято постановление от 16.07.2014 года № 665 «Осписках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.
Юридическим фактом для признания права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ является соблюдение одновременно следующих условий: работа в необходимый период в соответствующих должностях и профессиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии; уплата работодателями - страхователями страховых взносов, достижение соответствующего пенсионного возраста, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
В соответствии с п.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. с 01.01.2015 года страховая пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 (в 2025 году). В 2016 г. страховая пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 1 ст. 11 Закона от 28.12.2013 г.).
В соответствии с п.2 ст.30 Закона от 28.12.2013 г., списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.30 Закона от 28.12.2013 г., правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
Согласно п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогическойдеятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связис педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей стельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
При применении Перечня учреждений, организаций и должностей № 1397 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период действия Закона СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» до 01.01.1992 г. применяется Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
При применении Списка № 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно, применяются Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет всвязи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с п.4 Правил от 29.10.2002 г. периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, предусмотренных Списком, засчитываются в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. при условии выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
В соответствии с п.21 Разъяснения от 22.05.1996 г. № 5 «О порядке применения Списков.. .» в специальный страховой стаж, дающий право на пенсию с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс закона о труде Российской Федерации».
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015.
В соответствии с п.1 ст.14 Закона от 28.12.2013 г. периоды страхового стажа подтверждаются:
- до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом 1.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе язательного пенсионного страхования» сведениями индивидуального (персонифицированного) чета за указанный период и (или) документами, выдаваемыми работодателями или " соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ;
- после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.01.2017 г. разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены приопределении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством РФ только до 01.01.2013 г. либо до даты отмены института досочной пенсии.
Из имеющейся в материалах дела копии решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Жигулевск от 21.03.2018 года № 39/18 видно, что Нерсесян Э.К. отказано в назначении страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого специального педагогического стажа, в т.ч. отказано во включении в специальный стаж обозначенного в иске периода, в специальный стаж включены периоды работы общей продолжительностью в 0 лет 0 месяцев 0 дней.
Предоставленной копией трудовой книжки Нерсесян Э.К. (л.д. 7-8) подтверждается, что 20.08.1984 г. истица принята на должность преподавателя русского языка Кучакской средней школе Апаранского района Республики Армения, уволена 30.09.2000 года по собственному желанию; 20.10.2002 г. истица принята на должность преподавателя русского языка Кучакской средней школе Апаранского района Республики Армения, уволена 02.11.2015 года уволена от занимаемой должности по собственному желанию.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г. показал, что истицу знает, проживали в <адрес> в одной деревне – <адрес>. Истица работала в средней школе учителем русского языка, он у нее учился. Нерсесян Э.К. все время работала в школе учителем русского языка.
Данные обстоятельства также объективно подтверждаются представленными в материалы дела документами:
- справкой № 06-8647-2/1 от 15.03.2018Апаранским территориальным отделом аппарата государственной службы социального обеспечения Республики Армения (л.д. 12);
- справкой № 016 от 01.12.2017 г., выданной Кучакской средней школой Арапацотнской области республика Армения, согласно которой в спорные периоды, за исключением отпусков по уходу за ребенком без сохранения заработной платы) до 01.09.2000 г. занимала штатную должность, с 01.09.2000 г. норма рабочего времени (педагогическая или учебная нагрузка) составляла 1 ставка;
- архивными справками № 294 от 27.11.2017 г. о заработке Нерсесян Э.К. за 1985-1990 г.г., за указанные периоды из начисленной заработной платы произведены отчисления в Фонд социального страхования полностью;
- справкой № 012 от 10.09.2018 года, выданной Кучакской средней школой Арагацотнской области Республики Армения, согласно которой за период работы Нерсесян Э.К. с 1992-2000 г.г. и с 2002 -2015 г.г. в Кучакской средней школе в должности учителя русского языка, из ее заработной платы ежемесячно перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Республики Армения;
- справкой № 013 от 10.09.2018 г., выданной Кучакской средней школой Арагацотнской области Республики Армения, о заработной плате Нерсесян Э.К. за период с 1996 г. по 2015 г., согласно которой й из заработной платы перечислялись страховые взносы 3% в Пенсионный фонд Республики Армения.
Таким образом, судом установлено, что в спорный период истица Нерсесян Э.К. осуществляла педагогическую деятельность – работала учителем русского языка в Кучакской средней школе школой Арапацотнской области Республики Армения– в должности и организации (учреждении), поименованных Списком соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, за нее уплачивались страховыевзносы с Пенсионный фонд Республики Армения.
При разрешении требований о включении спорных периодов работы в Республике Армения в специальный стаж истицы, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 01 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (п.1 ст 1 Закона №400-ФЗ).
Согласно статье 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет (ч.1). Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (ч.2). С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, -на день установления этой страховой пенсии (ч.3).
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Порядок реализации статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" определен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Из письма заместителя начальника государственной службы социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения от 13.07.2017 г. №19/10647-17 следует, что согласно 1-му пункту 1-ой части 14 статьи Закона РА «О государственных пенсиях», частичная пенсия назначается: определенной категории работников образования, культуры по достижении ими 55 лет и наличия не менее 25 календарных лет трудового стажа, не менее 12 календарныхлет из которого являются профессиональным стажем. Частичная пенсия исчисляется пропорционально профессиональному трудовому стажу. В профессиональный трудовой стаж, дающий право на частичную пенсию, засчитывается период работы до 1 августа 2003 года на должностях и по специальностям, которые указаны в перечне, установленном Правительством Республики Армения. Согласно 1 пункту перечня специальностей и должностей, дающих право на получение частичной рудовой пенсии «Определенной категории работников образования, культуры», предусмотренной Законом РА «О государственных пенсиях», утвержденного Постановлением Правительства РФ №665-Н от 05.05.2011 г. предусматривается учитель, педагог (учитель начальных классов) государственной общеобразовательной школы.
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фондРоссийской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об отельном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Распоряжением Пенсионного Фонда РФ от 22 июня 2004 года №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РоссийскуюФедерацию из государств - Республик бывшего СССР» установлено Департаменту организации назначения и выплаты пенсии осуществлять с учетом прилагаемых Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, тематические проверки правильности назначения пенсий указанным лицам в территориальных органах ПФР.
В соответствии с Рекомендациями по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - Республик бывшего СССР (Приложение № 1 к Распоряжению Правления ПФР от 22.06.2004 г. №99р), основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ).
К числу международных договоров относятся: Соглашение о гарантиях прав граждан государств -участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).
В соответствии с нормами названных Соглашений при переселении пенсионера в пределах государств - участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.
Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых сов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.
Из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года №1-369-18 следует, что в связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, Министерство разъясняет, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в областипенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Вместе с тем, из Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года №1-369-18 следует, что в связи с возникающими вопросами о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, Министерство разъясняет. Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года.
Работа учителем русского языка в средней школе при образовательном комплексе по законодательству Республики Армения предусмотрена в перечне специальностей и должностей, дающих право на получение частичной трудовой пенсии «Определенной категории работников образования, культуры». За весь спорный период работыНерсисян Э.К. выплачивалась заработная плата, учитываемая при исчислении пенсии. С заработной платы истца произведены отчисления: в период с 01.01.1991 г. в Фонд социального страхования полностью; в период с 01.01.1991 г. до 31.12.2015 г. - в Пенсионный фонд по установленным тарифам.
Таким образом, спорные периоды работы истца в должности учителя русского языка в Кучакской средней школе Арагацотнской области Республики Армения подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
С зачетом спорных периодов работы, у истца имеется необходимый педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по п. 19 ч.1 ст.30 ФЗ-400 трудовой стаж, а именно более 25 лет – всего без учета отпуска по уходу за ребенком 26 лет 3 месяца 17 дней (на момент подачи заявления в УПФ, т.е. 12.12.2017 года), в связи с чем, исковые требования Нерсесян Э.К. в уточненном виде подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нерсесян Э. К. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе городского округаТольятти Самарской области (межрайонное) включить в специальный стаж Нерсесян Эльмиры Кимиковны, ДД.ММ.ГГГГ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с 20.08.1984 г. по 23.02.1996 г., с02.09.1997 г. по 31.12.1997 г. г., с 01.05.1999 г. 31.08.2000 г. и с 20.10.2002 г. по 02.11.2015 г. в должности преподавателя русского языка Кучакской средней школе Апаранского района (Арагацотнской области) Республики Армения.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Жигулевск Самарской области произвести начисление и выплату страховой пенсии Нерсесян Э.миковне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 12.12.2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд Самарской области.
Судья Жигулевского городского суда подпись Н.А. Сафонова
Решение в окончательной форме изготовлено 17 сентября 2018 года.
Судья Жигулевского городского суда подпись Н. А. Сафонова