Дело №2-456/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2017 года г. Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе
председательствующего судьи Чайка О.Н.
при секретаре Васильевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевской Ларисы Владимировны к Обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» о признании водосчетчика не подлежащим поверке и перерасчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению,
у с т а н о в и л:
Истец Ковалевская Л.В. обратилась с иском к ООО «Кировский Жилсервис» о признании водосчетчика не подлежащим поверке и перерасчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. В обоснование иска указала, что у нее в квартире по адресу: г. Кировск, ул. Хибиногорская, ..., установлен счетчик горячей воды, опломбированный в установленном порядке. В апреле 2014 года она установила в квартире водонагреватель «Полярис» на холодную воду, отказавшись от потребления горячего водоснабжения и перекрыв питающий крана. С апреля 2014 года по декабрь 2015 года она ежемесячно передавала показания счетчика горячей воды 57 м?, что свидетельствует об отсутствии потребления горячей воды. Управляющей организацией ООО «Кировский жилсервис» с января 2016 года стало начислять ей плату за горячее водоснабжение, исходя из норматива потребления, ссылаясь на отсутствие поверки счетчика горячего водоснабжения. С января 2016 года по май 2017 года начисления составили ... копеек, переплата ... копеек.
Полагает, что в соответствии с требованиями пункта 6.26 нормативного документа по метрологии РМГ 29-99, действующего до настоящего времени, и нормативного документа РД 34.11.103-95, счетчик горячего водоснабжения тип СВ-15Г заводской №031371691 должен быть переведен ответчиком из разряда измерительных приборов в разряд индикаторных, поскольку счетчик, не меняющий своих показаний в процессе передачи воды, становится не измерителем, а индикатором отсутствия водопотребления, который существует для фиксации параметра, где по технологическому циклу неважно значение параметра, а важно его наличие. Поверка измерительного прибора в Российской Федерации существует для оценки правильной работоспособности прибора. Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» предусмотрено, что индикаторные приборы поверке не подлежат. Ввиду длительного отсутствия показаний счетчика ответчик в соответствии с пунктами 82-83 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, должен был провести его контрольную проверку.
Истцом направлено заявление ответчику о несогласии с начислениями горячего водоснабжения по нормативу, в ответе на которое ответчик указал, что действует в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации. Полагает, что ответчик просит вносить плату за непредоставляемую услугу. Просит суд признать счетчик горячего водоснабжения тип СВ-15Г заводской №031371691 индикатором, не подлежащим поверке. Обязать ответчика произвести перерасчет начислений за горячее водоснабжение и водоотведение с января 2016 года по май 2017 года, аннулировать начисления за данный период и вернуть ей переплату в сумме 2 638 рублей 39 копеек. Также просит взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей и судебные расходы.
Истец о времени и месте судебного заседания извещалась заказной судебной повесткой по адресу: г. Кировск, ул. Хибиногорская, ..., которая возвращена с отметкой почты «истек срок хранения», в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Представитель истца о времени и месте судебного заседания извещался СМС-сообщением, согласие на получение которого, им дано при подаче иска и которое не доставлено, и заказной судебной повесткой по адресу: г. Кировск, ул. Хибиногорская, ..., которая возвращена с отметкой почты «истек срок хранения», в судебное заседание не явился, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил.
Представитель ответчика о времени и месте судебного заседания извещен, не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения, согласно которым в жилом помещении истца горячее водоснабжение осуществляется с использованием индивидуального прибора учета СВ-15Г №3137169, установленного в санузле, межповерочный интервал для которого составляет 4 года, в связи с чем, его поверка должна быть произведена не позднее 03.10.2015. В соответствии с пунктами 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД, утвержденным постановлением правительства РФ от 06.05.2011 №354, в вязи с истечением межповерочного интервала индивидуальный прибор учета, установленный в квартире истца, считается вышедшим из строя и снят ООО «Кировский жилсервис» с учета 31.12.2015 с конечными показаниями 57 м?.
В соответствии с пунктом 81 указанных Правил, своевременная замена прибора учета должна быть осуществлена собственником. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого помещения. Показания прибора учета используются для исчисления платы за потребленное водоснабжение. После истечения межповерочного интервала прибора учета горячего водоснабжения истец с такой заявкой к ответчику не обращалась, в связи с чем, начисление платы за потребленное горячее водоснабжение производилось с января 2016 года на основании норматива потребления. Полагает, что доказательством того, что истец не пользуется услугой по горячему водоснабжению является прошедший поверку и опломбированный в установленные сроки и соответствующим образом индивидуальный прибор учета, доказательств наличия которого истцом или его представителем не представлено. Ссылку истца на Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», нормативные акты РМГ-2999, РД 34.11.103-95 считает несостоятельной, поскольку указанные в них действия не регулируются жилищным законодательством. Полагает, что моральный вред истцу не причинен. Просит в иске отказать.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не находится по указанному адресу (пункт 63).
В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон и их представителей.
Ознакомившись с исковым заявлением и возражениями на него, исследовав материалы дела, суд полагает, исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (ред. от 27.06.2017) утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), в соответствии с подпунктом «а» пункта 59 которого плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения;
Согласно пункту 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с пунктом 81 Правил, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В пункте 85(3) Правил предусмотрено, что в случае составления предусмотренного пунктом 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги, исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.
Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено два способа оплаты коммунальных услуг за водоснабжение – на основании индивидуального прибора учета или исходя из норматива потребления коммунальных услуг при отсутствии индивидуального прибора учета или истечение срока его поверки. При этом отсутствие потребления водоснабжения подтверждается показаниями индивидуального прибора учета, прошедшего поверку и опломбированного исполнителем коммунальных услуг в установленном порядке.
Как установлено в судебном заседании, Ковалевская Л.В. с 02.04.2015 является собственником жилого помещения по адресу: Мурманская область, г. Кировск, ул. Хибиногорская, ... (л.д. 55).
Из искового заявления и представленной копии паспорта счетчика горячей воды крыльчатого следует, что Ковалевской Л.В. в указанной квартире установлен индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения СВ-15 заводской номер С3137169, который 03.10.2011 признан годным и допущен к эксплуатации. Согласно пункту 1.5 паспорта номер прибора в Государственном реестре средств измерений – 38760-08. Пунктом 10.2 паспорта предусмотрено, что межповерочный интервал для счетчика горячей воды составляет 4 года (л.д.63).
Истцом и его представителем не оспаривается, что по истечение установленного межповерочного интервала индивидуальный прибор учета поверку не прошел и не был заменен на другой прибор, прошедший поверку.
Из возражений и документов, представленных ответчиком следует, что 03.10.2015 межповерочный интервал индивидуального прибора учета прошел, в связи с чем, начисление платы за горячее водоснабжение с января 2016 года производилось истцу по нормативу потребления, и за период с января 2016 года по май 2017 года размер платы составил ... копеек (л.д. 64).
Из описания типа средства измерений счетчика горячей воды крыльчатого модификации СВ-15, представленного Управлением метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, следует, что счетчик предназначен для измерений объема горячей сетевой воды по СанПиН 2.1.4.2496-09, протекающей по трубопроводам, принцип работы которого состоит в измерении числа оборотов крыльчатки, вращающейся под действием потока протекающей воды.
Нормативными и техническими документами, устанавливающими требования к счетчикам горячей воды крыльчатым СВ названы ГОСТ 8.510-2002 ГСИ, ГОСТ Р 50193.1-92 (ИСО 4064/1-77), ГОСТ Р 50601-93, ТУ 4213-004-15151288-2013, МИ 1592-20145 Рекомендация ГСИ (л.д.84-88).
Суд не может согласиться с истцом, что, установив водонагреватель на холодную воду, она не потребляла горячую воду, поскольку единственным и допустимым доказательством отсутствия потребления горячей воды являются показания индивидуального прибора учета, который прошел поверку и опломбирован в установленном порядке. Вместе с тем, судом установлено и не оспаривается сторонами, что 03.10.2015 истек срок межповерочного интервала индивидуального прибора учета, установленного на горячую воду в квартире истца.
Суд не может признать убедительным доводы истца о том, что установленный в ее квартире индивидуальный прибор учета горячего водоснабжения, является индикатором. Суд соглашается с ответчиком и считает несостоятельными ссылки истца в обоснование своих доводов на нормы Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» и нормативные правовые акты РМГ-29-99, РД 34.11.103-95 на основании следующего.
В пункте 17 статьи 2 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 №102-ФЗ указано, что поверка средств измерений представляет собой совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
Постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 №8 (в редакции от 06.02.2007) приняты Правила по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок ведения государственного реестра средств измерений, в соответствии с пунктами 2.7, 2.8, 2.11 которого сведения об утвержденных типах средств измерений вносятся в Государственный реестр. Каждому типу средств измерений присваивается регистрационный номер, состоящий из порядкового номера государственной регистрации и двух последних цифр года утверждения типа. Исключение из Государственного реестра утвержденных типов средств измерений производится на основании решения Ростехрегулирования.
Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами предусмотрено, что индивидуальный прибор учета, внесенный в Государственный реестр средств измерений, является средством измерения и перестает быть таковым при исключении его из Государственного реестра в установленном порядке.
Рекомендации РД 34.11.103-95, на которые ссылается истец, определяют порядок составления перечня рабочих средств измерений, применяемых на энергопредприятиях, для наблюдения за технологическими параметрами, точность измерения которых не нормируется, и распространяются на метрологические службы ТЭС, ГЭС, ЭС, ТС, ремонтных предприятий, наладочных организаций, научно-исследовательских и проектных институтов. Таким образом, данный документ распространяется на сферу действия энергопредприятий.
Рекомендации РМГ 29-99. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения, введенные постановлением Госстандарта РФ от 17.05.2000 №139-ст, в пункте 6.26 которых дано понятие «индикатор (детектор)», утратили силу с 01 января 2015 года.
С 01 января 2015 года действуют РМГ-29-2013. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения, введенные в действие приказом Росстандарта от 05.12.2013 №2166-ст, в пункте 6.5 которого дано понятие «измерительного прибора», который предназначен для выработки сигнала измерительной информации в форме, доступной для непосредственного восприятия.
В пункте 6.14 указанных рекомендаций дано понятие «детектор», под которым понимается техническое средство или вещество, которое указывает на наличие определенного свойства объекта измерения при превышении порогового значения соответствующей величины. Понятие «индикатор» в данных рекомендациях отсутствует.
Учитывая, что действующими нормативными актами предусмотрен определенный порядок начисления платы за водоснабжение, потребители коммунальных услуг не могут произвольно принимать решения об отсутствии у них оснований для оплаты коммунальных услуг.
Суд также не может согласиться с доводом истца о том, что по истечение срока межповерочного интервала ответчик должен был проверить его работоспособность, поскольку функции по метрологическим измерениям приборов учета на исполнителей коммунальных услуг и управляющие организации не возложены.
При установленных обстоятельствах суд признает правомерными действия ответчика по начислению истцу платы за горячее водоснабжение с января 2016 года по май 2017 года, то есть по истечении срока поверки индивидуального прибора учета исходя из норматива потребления, как это предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
В связи с изложенным требования истца об аннулировании начислений за горячее водоснабжение за данный период, перерасчете начислений и возврате денежных средств за горячее водоснабжение не подлежат удовлетворении.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований отказано, виновных действий ответчика не установлено, не подлежат также удовлетворению исковые требования о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда.
В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей», подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, истцы освобождены от уплаты госпошлины по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в сумме ... рублей на основании чека-ордера от 19.06.2017 (л.д.4). Вместе с тем, при подаче искового заявления истцу следовало уплатить государственную пошлину в сумме ... рублей за требование неимущественного характера о признании индивидуального прибора учета (счетчика) индикатором, не подлежащим поверке.
В связи с тем, что в удовлетворении исковых требований отказано, государственная пошлина в сумме ... рублей не может быть взыскана с ответчика.
Государственная пошлина в сумме ... рублей по требованию о защите прав потребителей, от уплаты которой истец освобожден, может быть возвращена истцу в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ковалевской Ларисы Владимировны к Обществу с ограниченной ответственностью «Кировский Жилсервис» о признании водосчетчика не подлежащим поверке и перерасчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кировский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.Н. Чайка