ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 сентября 2017 года судья Отрадненского городского суда Самарской области Петров В.А., при подготовке к рассмотрению административного дела №5-155/2017 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст.19.4.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г. Отрадном ведущим специалистом – экспертом ФИО2 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.4.1 ч.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
В силу ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В соответствие с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи районных (городских) судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в ч.1 ст. 23.1 КоАП РФ (в данном случае по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ) в случае если производство по ним осуществлялось в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
Частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ предусмотрены случаи, когда после выявления административного правонарушения проводится административное расследование.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» необходимо учитывать, что административное расследование допускается только при выявлении административных правонарушений в отраслях законодательства, перечисленных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.
В представленных материалах имеется определение № 19/3-04/22 от 09.08.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ.
Исходя из положений ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях проведение административного расследования по административным правонарушениям против порядка управления (гл. 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не предусмотрено.
Кроме того, административное расследование в соответствии с частью 1 статьи 28.7 КоАП РФ проводится в случаях, когда после выявления административного правонарушения осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ и абз. 3 подп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат, процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24.03.05 № 5 разъяснил, что формального указания о проведении административного расследования недостаточно для принятия дела к производству судьей районного суда.
Учитывая, что проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.4.1 ч.2 КоАП РФ, не предусмотрено, административное расследование по данному делу фактически не проводилось, следовательно, дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «Главное управление жилищным фондом»по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ не относятся к компетенции судьи Отрадненского городского суда Самарской области, а относится к компетенции мирового суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 3 июля 2007 года N 623-О-П и от 15 января 2009 года N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу ч. 1 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос и выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» по ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ следует направить по подведомственности к мировому судье.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.4, 29.1 КоАП РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Главное управление жилищным фондом» о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, на рассмотрение по подведомственности мировому судье соответствующего судебного участка судебного района г. Отрадного Самарской области.
Судья В.А. Петров