Дело № 2-945/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 августа 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Войтко Н.Р., при секретаре Романове В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Новикова В.П. к Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы»,
УСТАНОВИЛ:
Новиков В.П. обратился с иском к Администрации Лысьвенского городского округа Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», ссылаясь на нарушение его прав.
Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц Министерство финансов Пермского края, Правительство Пермского края, в качестве соответчиков – Администрация муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», администрация Лысьвенского городского поселения.
В судебное заседание Новиков В.П. не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя Новикова А.В.
Представитель истца Новиков А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что Новиков В.П. является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». С ДД.ММ.ГГГГ года Новиков В.П.проживает в общежитии по адресу г. <адрес> комнате площадью <данные изъяты> кв.м, принадлежащей ему на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ Новиков В.П. обратился в администрацию. Лысьвенского городского поселения с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, с целью, включения его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы». В постановке на учет ему было отказано, со ссылкой на то обстоятельство, что площадь жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности составляет <данные изъяты> кв.м., что превышает установленную учетную норму 11 кв.м. общей площади. С указанным решением Новиков В.П. не согласен, поскольку в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» установлен норматив общей площади жилого помещения, для расчета размера социальной выплаты для одиноко проживающего гражданина в 33 кв.м. При этом указанными Правилами установлен порядок расчета и норматив общей площади в случае если гражданин владеет жилым помещением на праве собственности как разница между 33 кв.м. и площадью принадлежащего жилого помещения. Поскольку площадь жилого помещения, принадлежащего Новикову В.П. менее 33 кв.м, то он имеет право на получение социальной выплаты из расчета 21,1 кв.м – разницы между 33 кв.м и <данные изъяты> кв.м. Поскольку администрация Лысьвенского городского округа не сформирована, полномочия по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется администрацией Лысьвенского городского поселения, требования уточнил, просил возложить на администрацию Лысьвенского городского поселения обязанность поставить Новикова В.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обязать администрацию Лысьвенского городского поселения и Министерство социального развития Пермского края включить Новикова В.П. в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», для получения сертификата в ДД.ММ.ГГГГ году.
Представитель Министерства Финансов Пермского края в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменный отзыв, в котором указал, что меры социальной защиты, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» являются расходными обязательствами Российской Федерации. Министерство финансов Пермского края не является главным распорядителем средств, выделяемых на обеспечение жильем указанных категорий граждан, в связи с чем не является ни ответчиком не третьим лицом по делу. Вопросы постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии с законодательством отнесены в компетенции органов местного самоуправления.
Представитель Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменный отзыв, в котором указал, что реализацию подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительств РФ от 17.12.2010 № 1050 организует и осуществляет выдачу государственных жилищных сертификатов отдельным категориям граждан Министерство жилищно-коммунального хозяйства, которое на основании указа Губернатора Пермского края от 22.06.2012 переименовано в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края. Считает, что Министерство социального развития не является надлежащим ответчиком по делу.
Представитель Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие, направил письменный отзыв, в котором указал, что требования истца считает необоснованными. Поскольку новиков В.П. имеет на праве собственности жилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м, превышающей установленную Думой Лысьвенского городского поселения учетную норму, то отказ администрации Лысьвенского городского поселения о признании Новикова В.П. нуждающимся в жилом помещении является обоснованным. Поскольку участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС обеспечиваются жилым помещением только при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, то у Новикова В.П. не возникло право на включение его в программу «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы». Кроме того, законодательством установлен порядок формирования списков граждан-участников подпрограммы, в соответствии с которым граждане подают в органы местного самоуправления заявление об участии в программе с приложением необходимых документов в период ДД.ММ.ГГГГ года, предшествующего планируемому. Принятие заявления после ДД.ММ.ГГГГ не допускается. В связи с чем, считает, что требования истца о включении его в список участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГГГ год необоснован, поскольку не соблюден установленный порядок формирования списков. Просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель Администрации Лысьвенского городского поселения и Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» Баландина О.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что Новиков В.П. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Лысьвенского городского поселения с заявлением о принятии его на учет нуждающегося в жилом помещении и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» как участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В постановке на учет и включении в списки участников подпрограммы Новикову В.П. было отказано. В соответствии с решением Думы Лысьвенского городского поселения от 22.10.2009 № 170 учетная норма площади жилого помещения установлена 11 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Новиков В.П. является собственником жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу <адрес>, в связи с чем не может быть признан нуждающимся в жилом помещении, и, как следствие, включен в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы». Дополнила, что в соответствии с Законом ПК от 01.12.11 №865-ПК до формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения городского округа на соответствующих территориях в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Лысьвенского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях. Поскольку органы местного самоуправления Лысьвенского городского округа, в частности, Администрация Лысьвенского городского округа не сформирована, то вопросы, связанные с постановкой на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, относятся к компетенции поселения, и до настоящего времени осуществляются Администрацией Лысьвенского городского поселения.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.
Статьей 49 ЖК РФ установлены категории граждан, жилые помещения муниципального жилищного фонда которым должны предоставляться по договорам социального найма. К таким категориям отнесены малоимущие граждане, а также иные категории граждан определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом как малоимущие граждане, так и иные категории граждан должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным Кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 15 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Таким образом, участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Федеральным законом отнесены к категориям граждан, которым гарантируется обеспечение жилой площадью, в случае, если они признаны в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.
Решением Думы Лысьвенского городского поселения № 170 от 22.10.2009 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 11 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании Новиков В.П. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением (л.д. 4).
Как видно из свидетельства о государственной регистрации права (л.д.12), выписки из ЕГРП (л.д.20) Новикову В.П. на праве собственности принадлежат жилая комната площадью <данные изъяты> кв. м по адресу <адрес>
Поскольку Новиков В.П. является собственником жилого помещения, в котором обеспеченность на одного члена семьи составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения что превышает, установленную решением Лысьвенской городской Думы учетную норму 11 кв.м., то Новиков В.П. не является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Каких-либо иных учетных норм для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ни Федеральными законами, ни законами субъекта РФ не установлено.
Ссылка истца на то, что Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» (далее – Правила) установлен норматив общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина в размере 33 кв.м. не основательна, поскольку пунктом 16 Правил установлен норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты.
Таким образом, Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 не устанавливают учетную норму для определения нуждаемости отдельных категорий граждан в жилом помещении, предоставляемым по договорам социального найма, а устанавливает порядок расчета средств, необходимых для предоставления социальной выплаты на приобретение жилья.
В связи с тем, что Новиков В.П. является собственником жилого помещения, обеспеченность жилой площадью в котором превышает установленную учетную норму, не имеет каких-либо других оснований для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, исковые требования о признании Новикова В.П. нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включении его в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Новикову В.П. в удовлетворении исковых требований к Администрации Лысьвенского городского поселения Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить в списки участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы» отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья (подпись)
Верно. Судья