Судебный акт #1 () по делу № 33-1769/2017 от 05.04.2017

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                    Дело № 33-1769/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          16 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Панкова Сергея Владимировича на решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Панкова С*** В*** к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для приобретения  или строительства жилого помещения, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Панкова С.В., его представителя – адвоката Курашова В.Н., Панковой А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области Мошкова А.Ю.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Панков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний (далее – ФСИН России) о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения такой выплаты. В обоснование иска указал, что с 29 декабря 2001 года по 11 апреля 2016 года проходил службу в должности *** группы надзора отдела безопасности ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области, уволен по выслуге лет, период службы в календарном исчислении составляет более 15 лет. С составом семьи 4 человека (он сам, супруга и две дочери) он фактически проживает в общежитии ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области, а зарегистрирован с семьей ***. До 25 августа 2014 года он был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: ***, собственником которого является знакомая его бабушки – К*** Л.Н. Регистрация по данному адресу носила формальный характер, была необходима ему для трудоустройства в ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области. В квартиру К*** Л.Н. он никогда не вселялся и там не проживал. 09 июля 2014 года в установленном порядке он обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья и представил необходимые документы. По результатам рассмотрения его заявления и документов 22 октября 2014 года Территориальной подкомиссией было принято решение о направлении пакета его документов в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его с составом семьи четыре человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты. Решением комиссии ФСИН России № 87 от 27 октября 2016 года ему отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м, с чем он не согласен. Наличие в собственности у одной из его дочерей 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру *** не исключает нуждаемость его семьи в улучшении жилищных условий. Просил признать незаконным решение ответчиков от 27 октября 2016 года об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязать ответчиков поставить его с составом семьи на такой учет.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Панкову А.И. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Панков С.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права. Не соглашается с выводами суда о том, что на момент подачи заявления о постановке на учет (09 июля 2014 года) обеспеченность членов его семьи жильем составляла 17,03 кв.м на каждого. Полагает, что квартира по адресу: ***, собственником которой является К*** Л.Н., не может учитываться при определении его нуждаемости в жилом помещении.  В указанную квартиру он никогда не вселялся, не проживал, право пользования помещением не приобретал, и не был членом семьи проживающей там К*** Л.Н. Его регистрация по указанному адресу носила формальный характер, была необходима для трудоустройства в ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области. С регистрационного учета он снялся по требованию К*** Л.Н. и временно зарегистрировался по адресу своей семьи – супруги и дочерей. Фактически он с семьей проживает в комнате в общежитии ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

С 01 января 2013 года отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулирует Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в  общежитии (пункты 1, 2, 6).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ0).

Согласно части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее – Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях названных Правил относится в том числе Федеральная служба исполнения наказаний.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которых следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются намеренные действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Панков С.В., *** внутренней службы, проходил службу в уголовно-исполнительной системе России в должности *** группы надзора отдела безопасности ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области, уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет 11 апреля 2016 года.

С 22 ноября 2003 года Панков С.В. состоит в зарегистрированном браке с П*** А.И. От брака супруги Панковы имеют двоих дочерей: П*** П***, *** года рождения, П*** У***, *** года рождения.

Супруга истца, а также две его дочери зарегистрированы по адресу: ***, общей площадью 67,8 кв.м: П*** А.И. (супруга) – с 05 сентября 1997 года, П*** П*** – с 21 марта 2006 года, П*** У*** – с 17 июля 2009 года.

По этому же адресу зарегистрированы П*** И.П. (отец супруги истца) – с 05 сентября 1997 года, К*** М.И. (сестра супруги истца) – с 30 января 2010 года.

Собственниками трехкомнатной квартиры *** являются П*** И.П., К*** М.И., несовершеннолетняя П*** П*** в равных долях каждый (в размере по 1/3 доли в праве).

Право общей долевой собственности на квартиру по названному выше адресу возникло у П*** И.П. и несовершеннолетней П*** П*** на основании договора о передаче жилых помещений в собственность от 28 июля 2009 года, а у К*** М.И. – на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию (после смерти П*** Т.И., умершей ***).

С 25 августа 2014 года временно до 25 августа 2019 года по названному адресу зарегистрирован также сам истец Панков С.В.

До 25 августа 2014 года Панков С.В. был зарегистрирован по адресу: ***.

Жилое помещение по указанному адресу представляет собой трехкомнатную квартиру, общей площадью 54,87 кв.м, собственником которой на основании договора о передаче жилых помещений в собственность от 29 мая 1995 года является К*** Л.Н.

В квартире *** К*** Л.Н. зарегистрирована с 01 марта 1977 года, а Панков С.В., приходящийся К*** Л.Н. согласно справке формы № 8 племянником, был зарегистрирован с 11 декабря 2001 года.

Согласно справкам ФКУ ИК-3 УФСИН России по Ульяновской области с 01 января 2002 года по настоящее время Панков С.В. с семьей (супругой и дочерьми) проживает в общежитии данного исправительного учреждения по адресу: ***.

09 июля 2014 года истец, имеющий на указанную дату выслугу 16 лет 5 месяцев 14 дней, обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением и документами о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты.

Заявление истца было рассмотрено Территориальной подкомиссией 22 октября 2014 года, принято решение о направлении пакета документов, представленных Панковым С.В. в УФСИН России по Ульяновской области, в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке истца с составом семьи 4 человека на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

11 ноября 2014 года истец был уведомлен о принятии Территориальной подкомиссией решения о направлении пакета документов в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

Решением комиссии ФСИН России № 87 от 27 октября 2016 года Панкову С.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Отказывая в удовлетворении исковых требований Панкова С.В., суд первой инстанции исходил из того, что на момент подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (09 июля 2014 года) обеспеченность истца и членов его семьи жильем составляла 17,03 кв.м на каждого. При этом суд согласился с позицией ответчиков и принял для расчета обеспеченности истца жильем площадь жилых помещений, находящихся в собственности К*** Л.Н. (54,87 кв.м), и в общей долевой собственности П*** И.П., К*** М.И. и несовершеннолетней П*** П*** (67,8 кв.м) ((54,87/2)х1)+(67,8/5)х3)/4)).

В отношении факта снятия истца с регистрационного учета в квартире К*** Л.Н. 25 августа 2014 года и регистрации в жилом помещении совместно с членами своей семьи суд сделал вывод об ухудшении П*** С.В. жилищных условий, указав на то, что обеспеченность истца жильем в настоящее время составляет 11,3 кв.м (67,8/6), что менее учетной нормы (15 кв.м).

Однако с данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что собственником жилого помещения общей площадью 54,87 кв.м по адресу: ***, является К*** Л.Н., которая к числу близких родственников истца не относится и в силу закона, соответственно, к членам семьи истца не относится.

Доказательства, что Панков С.В. вселялся в квартиру К*** Л.Н. и являлся членом ее семьи, в материалах дела также отсутствуют.

Напротив, документально подтверждено, что с 01 января 2002 года Панков С.В. проживает в общежитии ФКУ *** УФСИН России по Ульяновской области,   первоначально один, а после заключения брака и рождения детей – с составом семьи.

Собственником жилого помещения в семье истца является только его старшая дочь П***, на долю которой приходится 22,6 кв.м (67,8/3) в квартире по адресу: ***.

Действия Панкова С.В. по снятию с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем К*** Л.Н., и регистрации совместно с семьей в квартире по адресу: ***, не могут быть признаны намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, поскольку в результате этих действий статус истца как нуждающегося в жилье и обеспеченного на каждого члена семьи жилой площадью менее 15 кв.м не изменился.

При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части отказа Панкову С.В. в удовлетворении требований, заявленных к ФСИН России; в указанной части по делу надлежит принять новое решение, которым требования Панкова С.В. к ФСИН России удовлетворить, признать незаконным решение комиссии ФСИН России от 27 октября 2016 года № 87 об отказе Панкову С.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать ФСИН России поставить Панкова С.В. с составом семьи четыре человека (истец, супруга, две дочери) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 09 июля 2014 года.

Определяя надлежащего ответчика, судебная коллегия исходит из того, что спорные отношения возникли в июле 2014 года, когда в соответствии с Порядком формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом ФСИН России № 496 от 29 августа 2013 года, полномочия по принятию решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него были возложены на комиссию ФСИН России (п. 8.1.2 названного Порядка).

В соответствии с п. 4 приказа ФСИН России № 550 от 16 октября 2014 года, утвердившего новый Порядок работы соответствующих комиссий ФСИН России и территориальных органов ФСИН России и признавшего утратившим силу приказ ФСИН России № 496 от 29 августа 2013 года, заявления (рапорты), поданные сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы до вступления в силу приказа № 550 от 16 октября 2014 года, рассматриваются комиссией ФСИН России.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 08 февраля 2017 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Панкова Сергея Владимировича к Федеральной службе исполнения наказаний.

Принять в указанной части новое решение.

Признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний от 27 октября 2016 года № 87 об отказе Панкову С*** В*** в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний поставить Панкова С*** В*** с составом семьи четыре человека (Панков Сергей Владимирович, Панкова А*** И***, П*** П*** С***, П*** У*** С***) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 09 июля 2014 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

 

33-1769/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Панков С.В.
Ответчики
УФСИН России по Ульяновской области
Федеральная служба исполнения наказаний РФ
Другие
Куратов В.Н.
Панкова А.И.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
16.05.2017[Гр.] Судебное заседание
19.05.2017[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2017[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее