Дело № 2-9719/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 декабря 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Петрозаводска в интересах Ярославцева В. И. к Администрации Петрозаводского городского округа об обязании предоставления в первоочередном порядке земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства,
установил:
Иск предъявлен в суд на том основании, что прокуратурой города Петрозаводска проведена проверка по заявлению Ярославцева В.И. по вопросу принятия Администрацией Петрозаводского городского округа решения об отказе в предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ Ярославцев В. И. обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении земельного участка размером <данные изъяты> га, расположенного в зоне Жип в районе <данные изъяты> в г. Петрозаводске кадастрового квартала <данные изъяты> в аренду для индивидуального жилищного строительства, на основании ч.14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», т.е. в первоочередном порядке, без проведения торгов. К заявлению была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка. Письмом Администрации Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> заявителю было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый Ярославцевым В.И. земельный участок находится в зоне предполагаемой жилой застройки, планируемой для предоставления после утверждения схем исключительно Администрацией Петрозаводского городского округа. Отказ Администрации в предоставлении Ярославцеву В.И. земельного участка является незаконным в связи со следующим. Согласно справке серии МСЭ-<данные изъяты> № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Ярославцев В.И. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно. Он проживает постоянно на территории Петрозаводского городского округа. Данные факты Администрацией Петрозаводского городского округа не оспариваются. В своем ответе Администрация указывает, что сроки разработки схемы размещения земельных участков индивидуальной и блокированной жилой застройки жилого района <данные изъяты> Администрацией не определены, в связи с этим предоставление Ярославцеву В.И. испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в настоящее время невозможно. Однако, по мнению прокурора ни одно из перечисленных обстоятельств в качестве основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка Администрацией Петрозаводского городского округа не указано. Отказ в предоставлении земельного участка в связи с тем, что сроки разработки схемы размещения земельных участков индивидуальной и блокированной жилой застройки жилого района <данные изъяты> Администрацией Петрозаводского городского округа не определены, не является законным и обоснованным. В своем заявлении истец указывал месторасположения конкретного земельного участка. Согласно данным кадастрового учета испрашиваемый земельный участок находится в кадастровом квартале <данные изъяты>, схема расположения участка была приложена к заявлению Ярославцева В.П., поданному в Администрацию Петрозаводского городского округа. Земельный участок, испрашиваемый истцом для бесплатного предоставления, расположенный в зоне Жип в районе <данные изъяты> в г. Петрозаводске кадастрового квартала <данные изъяты>, на момент обращения не был включен в предусмотренный Законом РК № 1560-ЗРК Перечень. Иные лица, относящиеся к льготной категории граждан (многодетные семьи, инвалиды) на момент подачи Ярославцевым В.И. заявления о предоставлении вышеуказанного земельного участка не обращались. Испрашиваемый Ярославцевым В.И. земельный участок расположен в границах земель населенных пунктов, собственность на которые не разграничена. Каких-либо решений о формировании указанного земельного участка и выделении его для муниципальных нужд на момент подачи заявления Ярославцевым В.И. Администрацией Петрозаводского городского округа принято не было. Также испрашиваемый земельный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективной застройки) (Жип). То есть участок испрошен заявителем в соответствии с требованиями к зонированию указанной территории. Таким образом, испрашиваемый Ярославцевым В.И. земельный участок может быть предоставлен ему для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Утверждение схемы расположения земельного участка также является обязанностью органа местного самоуправления. Невыполнение администрацией Петрозаводского городского округа данных обязанностей препятствует Ярославцеву В.И. в проведении кадастровых работ, постановке участка на кадастровый учет и регистрации прав на него. Ярославцев В.И. является инвалидом <данные изъяты> группы. В силу состояния здоровья ограничен в возможности защищать свои права в судебном порядке. Ярославцев В.И. обратился с заявлением в прокуратуру города Петрозаводска с просьбой защитить его права на предоставление мер социальной поддержки и права на жилище (а именно - бесплатное предоставление земельного участка для ИЖС) в судебном порядке путем направления иска в суд в ее интересах. Таким образом, прокурор города вправе осуществлять в судебном порядке защиту прав и законных интересов Ярославцева В.И. в целях предоставления данному гражданину мер социальной поддержки, а также защиту его конституционных прав на владение и пользование земельным участком. С учетом изложенного прокурор города обращается с иском в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ об обязании Администрации Петрозаводского городского округа предоставить Ярославцеву В.И. в аренду испрашиваемый земельный участок, расположенный в зоне Жип в районе <данные изъяты> в г. Петрозаводске кадастрового квартала <данные изъяты>.На основании изложенного и руководствуясь статьей 131 Гражданского процессуального кодекса РФ, истец просил обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Ярославцеву В. И., в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на праве аренды в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, расположенный в зоне Жип в районе <данные изъяты> в г. Петрозаводске кадастрового квартала <данные изъяты>, в соответствии с приложенной к заявлению Ярославцева В.И. от ДД.ММ.ГГГГ схемой расположения земельного участка, в порядке, предусмотренном ст. 30.1 Земельного Кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
В судебное заседание Ярославцев В.И. не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Прокурор г. Петрозаводска в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа – Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указав, что в ближайшее время Администрация не сможет утвердить испрашиваемые схемы, ввиду отсутствия денежных средств на указанные цели, предоставление участка в соответствии с приложенной схемой существенно ограничивает возможности Администрации по распределению территории, так как в схеме заявителя не указан масштаб и конкретное место.
Заслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Ярославцев В. И., ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом <данные изъяты> группы, что подтверждается справкой филиала № <данные изъяты> МСЭ по РК № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в размере <данные изъяты> соток в кадастровом квартале <данные изъяты> микрорайона <данные изъяты> г. Петрозаводска. К заявлению была приложена схема расположения испрашиваемого участка.
Администрация Петрозаводского городского округа в ответе от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> сообщила истцу, что испрашиваемый участок находится в зоне Жип, однако предоставление участков возможно только после утверждения схем расположения земельных участков.
Ярославцев В.И. считая, что его права на получение земельного участка нарушены, обратился в прокуратуру г.Петрозаводска с заявлением о понуждении Администрации к предоставлению испрашиваемого участка.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901, устанавливающих механизм предоставления льгот, определено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
На основании ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В силу п.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Согласно ст. 30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
При этом аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Подобные разъяснения даны судам общей юрисдикции в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года.
Решением Петрозаводского городского Совета от 09.06.2011 № 27/03-57 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах» подтверждено право инвалидов на первоочередное получение земельных участков. Так как согласно п. 1 Перечня предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах в случае их предоставления для строительства многоквартирных жилых домов и индивидуальных жилых домов, за исключением предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, имеющим в соответствии с законодательством право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства без торгов.
Довод Администрации о том, что в настоящее время невозможно утверждение схем расположения земельных участков в зоне Жип района <данные изъяты> кадастрового квартала <данные изъяты> не подтвержден какими-либо доказательствами, в то время как согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Испрашиваемый участок находится в зоне, предназначенной для застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (перспективная застройка), обязанность по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа в силу ст. 29 ЗК РФ.
В связи с чем указание заявителю на то обстоятельство, что сроки разработки схемы размещения земельных участков индивидуальной и блокированной жилой застройки жилого района <данные изъяты> Администрацией не определены, в связи с этим предоставление Ярославцеву В.И. испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в настоящее время невозможно суд находит необоснованным.
Так как решение о предоставлении земельного участка принимается в отношении конкретного земельного участка, выбранного заявителем, то вопрос о предоставлении такого участка может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, с учетом предельных размеров испрашиваемого участка. Площадь предоставляемых земельных участков должна соответствовать Решению Петрозаводского городского совета от 27.06.2007 № XXVI/VIII-62, согласно которому установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства от 600 кв.м. до 1500 кв.м.
Согласно п.3 ст.30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Истцами испрашивается участок в конкретном месте.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
При таких обстоятельствах органу местного самоуправления необходимо создавать гражданам, признанным инвалидами и членам их семей, условия равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Однако указание Администрацией на необходимость повторного обращения за предоставлением земельного участка существенно ограничивает возможности таких граждан, обусловленные имеющимися недостатками здоровья, что недопустимо.
На основании изложенного суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и необходимости их удовлетворения.
При этом, учитывая отсутствие проектов планировок в отношении испрашиваемой территории кадастрового квартала <данные изъяты>, отсутствие сформированных в указанном квартале земельных участков, что подтверждается кадастровым планом территории, в целях рационального использования территории и ее планировки, учитывая отсутствие в приложенной к заявлению Ярославцева В.И. схеме указания на масштаб такой схемы и привязки на местности, существующие предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства, суд полагает, что при утверждении схемы расположения земельного участка его местоположение может быть определено Администрацией в пределах зоны Жип кадастрового квартала <данные изъяты> с учетом расположения дорог, объектов общего пользования, без относительно схемы, приложенной к заявлению Ярославцева В.И. от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязывая Администрацию устранить нарушение прав истца, суд исходит из того, что Администрацией должны быть соблюдены требования ст. 30.1 ЗК РФ, а также предусмотренный ею порядок и сроки предоставления земельного участка, за исключением положений о необходимости проведения аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Ярославцеву В. И. в первоочередном порядке, земельный участок для индивидуального жилищного строительства, на праве аренды, в установленных для индивидуального жилищного строительства размерах, расположенный в районе <данные изъяты> г. Петрозаводска, в кадастровом квартале <данные изъяты> в порядке, предусмотренном ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением положений, касающихся необходимости проведения аукциона.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б. Малова
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2013 года.