Дело № 2-1194/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шамариной И.С.,
при секретаре Малышкиной Е.А.,
с участием:
представителя истца Петровой Е.Ю.- Шляпниковой Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев 29 апреля 2015 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петровой ФИО6 к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Петрова Е.Ю. обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указала, что Петрова Е.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. № № Просит суд признать за ней Петровой Е.Ю. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
Истец Петрова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, доверяет представлять свои интересы представителю по доверенности Шляпниковой Е.А.
В судебном заседании представитель истца исковые требования своей доверительницы поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, представили суду заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу иска не представил.
Третье лицо Петров С.А. в судебное заседание не явился, от своей доли в приватизации отказался, представил суду заявление о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
На основании ст.7 вышеуказанного закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В судебном заседании установлено, что Петрова Е.Ю. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-11).
Петрова Е.Ю. приняла вышеуказанное жилое помещение, что подтверждается копией акта приема-передачи жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 13).
Согласно выписке из личного дела Петрова Е.Ю. проходила военную службу в Вооруженных Силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 16,20).
Факт регистрации Петровой Е.Ю. вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ., подтверждается копией ее паспорта (л.д. 19).
Петров С.А. от своей доли в приватизации отказался, что подтверждается нотариально удостоверенным согласием от ДД.ММ.ГГГГл.д. 18).
Истец обратилась в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о передаче в собственность спорного жилого помещения. Однако ему было отказано по тем основаниям, что в Министерстве обороны Российской Федерации отсутствует процедура передачи жилья в собственность, признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно п. 1 статьи 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Исходя из положений действующего Закона «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» приватизировать можно те жилые помещения, которые реально находятся во владении и пользовании граждан по договору социального найма в таком же порядке жилые помещения передаются в собственность граждан включая военнослужащих, судей, прокуроров, следователей и некоторых других лиц. Помимо Жилищного Кодекса РФ порядок предоставления жилых помещений некоторым категорий граждан регулируется также специальными законами (Закон РФ «О статусе военнослужащих»).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 8, гражданам, исходя из преамбулы и ст. 1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким заявлением.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Имущество Вооруженных Сил РФ составляют федеральное государственное имущество, находящееся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также федеральное государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций, подведомственных Министерству обороны РФ.
Право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком есть ограниченные вещные права лиц, не являющихся собственниками имущества. При возникновении ограниченного вещного права весь объем вещных правомочий, в том числе правомочие распоряжения, в отношении данного имущества определенным образом распределяется между собственником имущества (Российской Федерацией) и обладателем вещного права (подведомственной Министерству обороны РФ организацией) в соответствии с законодательно закрепленной вещно-правовой конструкцией (правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления, правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком).
Правомочия собственника федерального имущества, находящегося у подведомственных Министерству обороны РФ организаций, осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны РФ. Конкретные его функции по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом».
В подпункте 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Пунктом «а» части 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника-подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Петрова Е.Ю. ранее не участвовала в приватизации жилья (л.д. 15), проживает в квартире на условиях социального найма, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании права собственности на квартиру основаны на законе, нашли свое подтверждение и подлежат удовлетворению.
Поскольку ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации стороной договора найма не являлся, сведений о том, что спорное имущество передано в его собственность не имеется, при этом, указанное учреждение уполномочено представлять в судах интересы Министерства.
В связи с чем, суд считает возможным ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ответственности по данному спору освободить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Петровой ФИО7 к ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.
Признать за Петровой ФИО8 право собственности на <адрес>, <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ответственности по данному спору освободить.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в течение месяца через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья И.С. Шамарина