№ 2-14/2019
УИД: 66RS0011-01-2018-001499-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский 16 января 2019 г.
Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Смирновой Л.А.
с участием представителя истца Коваль Е.И.,
представителя ответчика Сайфутдиновой Н.А.,
при секретаре Журавлевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Иванова С.А. к
Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, Военному комиссариату Свердловской области, Войсковой части 37271
о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным бездействия, взыскании убытков,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ответчикам с требованиями о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты как участнику боевых действий с *** о признании незаконным бездействия войсковой части 37271 и Военного комиссариата Свердловской области, взыскании с Российской Федерации убытков в сумме 88 998 руб. 22 коп.
В обоснование требований указано, что в период с *** по *** истец, проходя службу в армии, принимал участие в боевых действиях в Южной Осетии в составе войсковой части 37271. Истец имеет право на ежемесячную денежную выплату, установленную подпунктом 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон № 5-ФЗ), выплачиваемую территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Истец был лишен права на получение указанной выплаты с марта 2010 г. по ноябрь 2017 г. по причине незаконного бездействия войсковой части 37271 и Военного комиссариата Свердловской области. Истец обращался в *** в начале *** в комиссию военного округа через отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменского района с заявлением о выдаче удостоверения участника боевых действий. *** Военным комиссариатом области документы возвращены в связи с недостаточностью документов, подтверждающих участие Иванова С.А. в боевых действиях. Отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району не приняли мер к истребованию необходимых документов. В период с *** по *** запросы в войсковую часть 37271, вышестоящему руководству в связи с неполучением ответов из войсковой части не направлялись, что явилось причиной длительного оформления права истца на социальное обеспечение. Командование войсковой части 37271 допустило нарушение Правил ведения и хранения военного билета солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана), не заполнив пункты 12, 18 военного билета. До получения удостоверения истец не мог подтвердить свой статус по вине войсковой части 37271, выразившейся в длительном непредоставлении информации и документов, ответов на запросы, незаполнением военного билета, отсутствием приказов в личном деле, по вине отдела Военного комиссариата по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, который не принял действенных мер по розыску необходимых документов. Полагает, что действиями организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, истцу причинен имущественный вред, который подлежит возмещению по правилам статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ущерб составляет сумму недополученной ежемесячной выплаты за период с *** по *** в размере 88 998 руб. 22 коп.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации просит рассмотреть дело в его отсутствие. В возражении (л. д. 49-55, 95-100, 203-208) полагает заявленные требования необоснованными. Ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий, установленная Законом № 5-ФЗ, назначается на основании удостоверения ветерана боевых действий. Назначение носит заявительный характер, путем обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение выплаты. Из представленных материалов следует, что отделом военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району неоднократно, начиная с *** по *** направлялись запросы в адрес командиров воинских частей, в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. На основании поступивших из архива документов *** истцу выдано удостоверение. Таким образом, право на получение ежемесячных выплат у Иванова С.А. возникло с *** Министерство обороны не является органом, на который законом возложена обязанность по указанной выплате, таким органом является Пенсионный фонд Российской Федерации. Суммы ежемесячной выплаты не являются убытками, взыскиваемые в порядке статьей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Причиной невыдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий было отсутствие документов, безусловно подтверждающих факт непосредственного участия истца в боевых действиях. В действиях должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации не усматривается какая-либо неправомерность, которая бы могла послужить основанием для привлечения ответчика к ответственности.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку в силу статьи 1071, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации по искам к Российской Федерации в возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) сотрудников военных комиссариатов, надлежащим ответчиком должно выступать Министерство обороны Российской Федерации (л. д. 57-59, 109-112, 188-189, 195-198).
Представитель Военного комиссариата Свердловской области исковые требования не признала. В обоснование возражений указала, что Иванов С.А. проходил военную службу по контракту в период с *** по *** выдача удостоверений ветеранам боевых действий, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные Законом № 5-ФЗ, производится в соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, установленным приказами Министра обороны *** от ***, *** от ***, *** от *** В *** Иванов С.А. обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району по вопросу выдачи удостоверения ветерана боевых действий. В военном билете и личном деле Иванова С.А. необходимых сведений об участии в боевых действиях не содержалось. Был направлен запрос в войсковую часть 37321, ответ не поступил. В начале *** истец обратился с письменным заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которое с приложенными документами направлено в Военный комиссариат Свердловской области. *** документы возвращены без реализации, так как в военном билете отсутствует запись о периоде участия в боевых действиях и не представлены документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях. В период с *** по *** отделом Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району неоднократно делались запросы в войсковые части, архивы. Только в *** из филиала Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации в г. Пугачёве поступили необходимые документы. *** в Военный комиссариат Свердловской области были направлены необходимые документы, *** в отдел поступило удостоверение ветерана боевых действий, которое выдано Иванову С.А. *** Полагает, что должностные лица отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району, Военного комиссариата Свердловской области осуществляли свою деятельность в соответствии с нормативными документами, принимали действенные меры по розыску документов, подтверждающих участием истца в боевых действиях. Установленные сроки при выдаче удостоверения нарушены не были.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебных заседаниях исковые требования не признала, указав, что Иванов С.А. обратился в Управление с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты. Полагающейся ветеранам боевых действий, приложив удостоверение, подтверждающее его право на меру социальной поддержки. С *** истцу такая выплата назначена и производится. Нарушений прав истца Управлением не допущено.
Представителем филиала Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В письменном отзыве указано, что *** и *** из военного комиссариата по *** и *** поступили запросы о предоставлении сведений об участии в боевых действиях в составе войсковой части 37271 Иванова С.А. Ответы направлены *** и *** Информации о переписке за ***. представить не могут, поскольку истек срок хранения документации, установленный в 3 года. Свои обязанности по исполнению запроса в отношении Иванова С.А. архив выполнил в соответствии с требованиями нормативных актов (л. д. 160).
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закона № 5-ФЗ), к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к названному федеральному закону приводится перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, в разделе Ш которого указана позиция - выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с *** по ***
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Пунктом 2 названной Инструкции предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации установлен приказом Министра обороны Российской Федерации № 595 от 29 сентября 2017 г., ранее порядок был установлен приказами № 1177 от 02 ноября 2009 г. (до 10 августа 2012 г.), № 2288 от 11 августа 2012 г. (до 28 сентября 2017 г.).
В соответствии с пунктом 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 ноября 2009 г. № 1177 (действовал на момент возникновения спорных правоотношений) (далее - Порядок) выдача удостоверений осуществляется военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), военнообязанным, призванным на военные сборы, работникам Министерства обороны СССР и работникам Министерства обороны Российской Федерации, направленным в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Порядка, военнослужащим, в том числе уволенным в запас, принимавшим участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей, а также принимавшим участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, для получения удостоверения обращаются в комиссию военного округа, на территории которого они проживают.
Пунктом 9 Порядка установлено, что к обращению об оформлении и выдаче удостоверения ветерана боевых действий прикладываются в том числе документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в частности, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных. обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
Министром обороны Российской Федерации 11 августа 2012 г. издан приказ № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий установлен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий". Так, для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, за исключением территорий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, направлявшими указанных лиц, в том числе органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Согласно пункта 9 приказа Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. № 2288 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации», к обращению о выдаче указанного удостоверения прикладываются, помимо прочего, документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей: для лиц, принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в государствах, указанных в разделе III Перечня, за исключением территорий, указанных в абзацах пятом, шестом и седьмом настоящего пункта, - документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, выданные органами военного управления, в том числе органами военного управления, являющимися правопреемниками органов военного управления Министерства обороны СССР.
Тем же пунктом 9 названного Порядка ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается для иных лиц - на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося либо по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание обратившийся).
Перед направлением обращения заявителя с приложенными документами в центральную комиссию (комиссию) указанные должностные лица обязаны: проверить заявление (рапорт) с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в абзацах с первого по десятый настоящего пункта; в случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 9 указанного Порядка, направить соответствующие запросы для их получения. После получения необходимых документов приложить их вместе с копиями запросов к обращению.
Аналогичным образом регламентируется организация подготовки документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к заявлению (рапорту), в пункт 10 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595.
Согласно пункту 8 указанного Порядка, вместе с заявлением (рапортом) о выдаче соответствующего удостоверения лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ, за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой указанного пункта, представляют также документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Установлено, что истец проходил военную службу в рядах Российской армии с *** по ***, в том числе принимал участие в составе войсковой части 37271 в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях республики Южная Осетия с *** по ***
В марте 2010 г. истец обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району для получения удостоверения ветерана боевых действий. В связи с отсутствием необходимых сведений в военном билете и личном деле военным комиссариатом *** в адрес командира войсковой части 37271 направлен запрос о предоставлении сведений об участии истца в боевых действиях (л. д. 11). Ответ на запрос не поступил.
Повторно истец обратился в отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району в начале ***., который направил заявление истца в Военный комиссариат Свердловской области.
Из письма Военного комиссариата области от *** (л. д. 12) усматривается, что документы на Иванова С.А. возвращены, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие непосредственное участие последнего на территории Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с *** по ***, предложено сделать запрос в войсковую часть 37271 для получения необходимых документов.
Соответствующие запросы направлены в войсковую часть 37271 и в войсковую часть 66431 *** (л. д. 13, 14, 15).
После поступления из войсковой части 66431 сведений о ее расформировании и направлении документов в архив, отделом Военного комиссариата направлены запросы о службе истца в составе восковой части 66431 в архивы Южного военного округа и Центральный архив Министерства обороны ***, ***, *** (л. д. 13-15).
Центральным архивом Министерства обороны дан *** ответ об отсутствии сведений в отношении Иванова С.А. по войсковой части 66 431.
В ***. отделом Военного комиссариата по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району направлены запросы в архивы Министерства обороны об участии истца в боевых действиях в составе войсковой части 37271 (л. д. 21-23).
В *** из филиала Центрального архива Министерства обороны поступила архивная справка (л. д. 26), подтверждающая участие истца в боевых действия на территории Республики Южная Осетия в *** г.
*** подписано удостоверение серии ***, подтверждающее право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона № 5-ФЗ (л. д. 28об), которое выдано истцу ***
На основании заявления от *** Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе истцу решение от *** назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий (л. д. 67-71).
Таким образом, розыск документов, подтверждающих участие Иванова С.А. в боевых действиях и являющихся основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий, осуществлялся с ***
Изучив материалы переписки отдела Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району с войсковыми частями и архивами военных округов и Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, суд находит, что ответчиком Военным комиссариатом Свердловской области в лице его отдела по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району допущено бездействие, нарушившее конституционное право истца на меры социальной поддержки (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07 декабря 2012 г. № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется в установленном порядке Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов (пункт 7 Положения о военных комиссариатах).
Военные комиссариаты в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, в том числе издаваемыми как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, актами Министерства обороны Российской Федерации, приказами, директивами и указаниями командующих войсками военных округов, актами федеральных органов исполнительной власти и актами высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий, а также Положением о военных комиссариатах (пункт 3 Положения о военных комиссариатах).
Согласно подпункту 35 пункта 17 Положения о военных комиссариатах, одной из основных задач военных комиссариатов является участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и других граждан в Великой Отечественной войне, боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций, а также документов, необходимых для решения вопроса об установлении причинной связи полученных гражданами ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением ими военной службы.
Отдел Военного комиссариата Свердловской области по г. Каменску-Уральском и Каменскому району, длительное время не получая ответы из войсковой части 37271, не обратился в порядке подчиненности к вышестоящему командованию для установления места нахождения необходимых документов. До ***. ответчиком не направлялись в архивы запросы об участии истца в боевых действиях в составе войсковой части 37271. Доказательств отсутствия вины в неисполнении обязанности по организации работы по розыску документов, подтверждающих участие истца в боевых действиях, ответчиком не представлено.
Истец просит признать незаконным бездействие войсковой части 37271, выразившееся в незаполнении пунктов 12, 18 военного билета, что привело к несвоевременному получению удостоверения ветерана боевых действий.
На основании пункта 1 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, Приложения к форме № 1 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 500 (действующей в период спорных правоотношений), военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - его отношение к исполнению воинской обязанности.
Записи в военном билете делаются только на основании подтверждающих документов (паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство об окончании образовательного учреждения, удостоверение о присвоении спортивного разряда или спортивного звания и т.п.) (пункт 3 Порядка).
Пункт 12 военного билета заполняется в штабе воинской части. Записи производятся на основании приказов командира воинской части (начальника учреждения) об участии военнослужащего в боевых действиях на территории других государств, выполнении им служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, при этом указывается, на какой воинской должности состоял военнослужащий. Записи заверяются подписью начальника штаба воинской части (начальника учреждения) и гербовой печатью (пункт 15 Порядка).
Пункт 18 заполняется в штабе воинской части аналогично пункту 11 (пункт 19 Порядка).
В пункте 11 подпункт «а» заполняется в штабе воинской части (учреждения). В нем указываются: в графе 1 - в хронологическом порядке прохождение военной службы в воинских частях. Воинские части записываются по условному наименованию, а воинские части, не имеющие условного наименования, - по действительному наименованию; в графе 2 - полное кодовое обозначение военно-учетной специальности (ВУС), которое включает в себя: первые три цифры - номер военно-учетной специальности, последующие три цифры - код воинской должности, а седьмой (буквенный) знак указывает на особые признаки военной службы; в графе 3 - на каком типе (марке) вооружения и военной техники (ВВТ) военнослужащий проходил военную службу; в графе 4 - даты и номера приказов о зачислении (исключении) в списки (из списков) воинской части. Кроме того, указываются даты и номера приказов о переводе на другие воинские должности; в графе 5 - начальник штаба воинской части (начальник учреждения) после проверки полноты и правильности произведенной записи проставляет свою подпись и оттиск гербовой мастичной печати (пункт 14 Порядка).
Военный билет *** (л. д. 7-10) на имя Иванова С.А. содержит информацию о военной службе в войсковой части 37271 с *** Запись в пункте 12 об участии в боевых действиях в Южной Осетии с *** по *** в составе войсковой части 37271 внесена военным комиссаром г. Каменска-Уральского и Каменского района. В пункте 18 «Прохождение военной службы в военное время» содержится запись о службе в войсковой части 66431 с *** по ***
Суд полагает необоснованной позицию истца о нарушении войсковой частью требований заполнения военного билета, установленных Порядком ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 500.
Как указано выше пункт 12 военного билета подлежит заполнению на основании приказов командира воинской части (начальника учреждения) об участии военнослужащего в боевых действиях на территории других государств, выполнении им служебных обязанностей в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Доказательств издания приказов о направлении Иванова С.А. на территорию Южной Осетии для участия в боевых действиях не установлено.
Архивными справками (л. д. 26, 27), приказами (л. д. 140, 141) установлено, что в приказе командира войсковой части 37271 по строевой части *** от *** значится о направлении Иванова С.А. в служебную командировку в *** с *** Приказ командира войсковой части 37271 по строевой части *** от *** гласит о прибытии истца из служебной командировки *** ***
Прямое указание об участии в боевых действиях на территории других государств, что явилось бы основанием для внесения записи в пункт 12 военного билета, отсутствует.
Ошибочной является позиция истца об обязанности внесения записи о его службе на территории Южной Осетии в пункт 18 военного билета. В данном пункте указываются сведения о прохождении службы в военное время.
Военное положение согласно пункту 1 статьи 1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» является особым правовым режимом, вводимым на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях Президентом Российской Федерации в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии.
Исходя из установленных обстоятельств, истец в военное время службы не проходил.
При изложенном, суд не усматривает виновного бездействия, нарушающего права и интересы истца, со стороны войсковой части 37271.
Истец заявил требования о возмещении ему убытков, причиненных вследствие неправомерных действий Военного комиссариата Свердловской области, по вине последнего с *** г. по *** г. не получал денежную выплату, в результате чего ему причинены убытки с учетом сроков исковой давности на сумму 88 998 руб. 22 коп.
По общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину в результате незаконных действий государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах» к одной из мер социальной поддержки ветеранов отнесены ежемесячные денежные выплаты.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23.1 указанного Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона.
В силу пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона № 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Ежемесячная денежная выплата осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 января 2015 г. № 35н.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную выплату (пункт 4).
Перечень документов, подтверждающих право на получение ежемесячной денежной выплаты, сроки рассмотрения заявления и вынесения решения Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по результатам рассмотрения заявления установлены Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 353н.
Пунктом 21.3 Административного регламента установлено, что для предоставления государственной услуги гражданином в зависимости от отнесения его к определенной категории лиц, имеющих право на получение ЕДВ, в территориальный орган ПФР предъявляются в числе других документов удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».
Таким образом, в силу закона назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, то есть для оформления ее получения гражданин должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.
Суд находит, что виновное бездействие Военного комиссариата Свердловской области привело к невозможности получения удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, лишению права на получение ежемесячной денежной выплате.
Согласно пункту 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, регламентировано, что Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Согласно пункту 5 указанного Положения, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Положениями военные комиссариаты входят в систему Министерства обороны Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, то есть казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, суд находит, что на Министерство финансов Российской Федерации должна быть возложены обязанность возместить за счет казны Российской Федерации убытки, причиненные истцу в результате нарушений, допущенных органов Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом понятия убытков, установленных статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным согласиться с позицией истца, что неполученная им ежемесячная денежная выплата и является таким убытком.
Истец ограничил сумму убытков размером ежемесячной денежной выплаты за период с апреля 2015 г. по декабрь 2017 г. 88 998 руб. 22 коп. Расчет соответствует закону и арифметически верен.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области обязанности признать за Ивановым С.А. право на получение ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий с *** по ***
Как выше указано, обязанность территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по назначению данной категории лиц ежемесячной денежной выплаты возникает со дня обращения гражданина с соответствующим заявлением и предоставления требуемых документов.
Такое обращение имело место ***
Из объяснений представителя истца следует, что до указанной даты в органы Пенсионного фонда Российской Федерации Иванов С.А. с заявлением о выплате ему ежемесячной денежной выплаты не обращался.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Иванова С.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Каменске-Уральском и Каменском районе Свердловской области, Военному комиссариату Свердловской области, Войсковой части 37271 о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, признании незаконным бездействия, взыскании убытков удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Военного комиссариата Свердловской области, выразившегося в ненадлежащей организации подготовки документов, необходимых для выдачи Иванову С.А. удостоверения ветерана боевых действий.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Иванова С.А. убытки в сумме 88 998 (восемьдесят восемь тысяч девятьсот девяносто восемь) руб. 22 коп.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского в месячный срок со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 21 января 2019 г.
Председательствующий: