66RS0004-01-2020-011678-30
Дело №2-1344/2021
Мотивированное решение изготовлено 24.03.2021
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2021 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга <адрес> в составе председательствующего судьи Лазаревой В.И.,
при секретаре Афонасьевой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц к Ходаевой Е. Н. о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
истец обратился в суд с указанным иском, просил возложить на Ходаеву Е. Н. обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> г. Екатеринбурга требования по предмету и основаниям.
В судебном заседании представитель МУЦ Службы заказчика <адрес> г. Екатеринбурга поддержал доводы иска.
Ответчик о времени и месте судебного заседания была извещена надлежавшим образом, о причине неявки суд не уведомила, ходатайств об отложении дела не заявляла, отзыв на исковое заявление не представила.
Суд определил, с учетом мнения явившихся лиц, рассмотреть дело при установленной явке в порядке заочного производства при имеющихся доказательствах по делу.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.
<адрес> г. Екатеринбурга проведена проверка информации от <//>, предоставленной МКУ «Служба заказчика Чкаловского 1айона г. Екатеринбурга», о размещении несанкционированной свалки вблизи <адрес> после ж/д переезда с правой стороны в направлении Центра.
Согласно акту обследования земельного участка от <//> №, оставленному специалистами МБУ «Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга», установлено, что по вышеуказанному адресу, на территории 25 земельных участков, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположена несанкционированная свалка отходов.
Основной объем составляют следующие виды отходов: отходы жилищ несортированные (исключая крупногабаритные); отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений; покрышки пневматических шин с металлическим кордоном отработанные; отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ; лом бетонных изделий, отходы бетона в кусковой форме; лом строительного кирпича незагрязненный; прочая продукция из натуральной древесины, утратившая потребительские свойства незагрязненная; грунт, образовавшийся при проведении землеройных работ, загрязненный опасными веществами; отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок; отходы упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные; отходы пленки полиэтилена и изделий из нее незагрязненные.
Согласно выписке из ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> принадлежат на праве собственности Ходаевой Е. Н., и относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование — «сельскохозяйственное использование, для иных видов сельскохозяйственного использования».
Кроме того, вышеуказанные земельные участки находятся в охранной зоне высоковольтных линий электропередач ВЛ 220 кВ «Среднеуральская ГРЭС-Южная цепь, о чем имеется соответствующая запись в ЕГРН.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав может осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статья 42 Конституции РФ гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Положения ст. 13 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 1 Федерального закона от <//> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Частями 1 и 2 ст. 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 3 названного закона установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <//> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статья 1 Федерального закона от <//> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
Таким образом, представленными по делу доказательствами, установлено, что на территории указанного земельного участка в настоящее время находится несанкционированное размещение отходов производства и потребления. При этом на собственника действующим законодательством возлагается обязанность по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт несанкционированного размещения отходов на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, заявленные требования прокурора, направленные на устранение нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Установление в решении сроков исполнения соответствует положениям ст. 206 ГПК РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика, объем работ по организации ликвидации несанкционированной свалки, суд полагает заявленный прокурором 6 - месячный срок проведения указанных мероприятий достаточным для устранения выявленных нарушений. При этом ответчик имеет право при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, поставить перед судом вопрос об отсрочке, изменении способа и порядка исполнения решения суда в порядке, определенном ст. 434 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 235 - 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования прокурора <адрес> г. Екатеринбурга к Ходаевой Е. Н. о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Ходаеву Е. Н. обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку отходов на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
Секретарь:
По состоянию на <//> решение в силу не вступило.
Судья: