Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5459/2016 ~ М-4227/2016 от 29.08.2016

    № 2-5459/2016

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    г. Красноярск                                                                                          11 ноября 2016г.

    Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:

    председательствующего судьи Снежинской Е.С.,

    при секретаре судебного заседания Клевлиной Ю.Н.,

    рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов РФ к Ворошнину А.А. о взыскании неосновательного обогащения,

    установил:

Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился с иском в защиту интересов РФ к Ворошнину А.А. с требованиями о взыскании неосновательного обогащения – необоснованного возвращенной суммы имущественного налогового вычета (НДФЛ) в размере 99 450 руб.

Требования мотивированы тем, что ответчик являясь участником НИС (накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих) заключил договор целевого жилищного займа, предоставляемого участнику НИС для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту, приобрел жилое помещение. Целевой заем предоставляется и погашается в порядке, установленном правилами предоставления целевых жилищных займов утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 мая 2008 года № 370. Ответчиком в 2014 году была представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2013 год, согласно которой заявлен имущественный вычет в сумме фактически произведенных расходов на приобретение объекта недвижимости (квартиры), а также налог, подлежащий возврату из бюджета за 2013 в размере 99 450 руб. Налоговым органом на основании заявления Ворошнина А.А. было принято решение о возврате налога за указанный период на сумму 99 450 руб. Денежные средства перечислены налогоплательщику. В ходе последующей проверки было установлено, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года квартира приобретена Ворошниным А.А. за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемых Федеральным государственным учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" и кредитных средств. Поскольку согласно условиям договоров, погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами Ворошнина А.А. как участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, осуществляется уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета, имущественный налоговый вычет предоставлен необоснованно. На момент камеральной проверки налоговый орган указанными сведениями не располагал.

        В судебном заседании помощник военного прокурора Красноярского гарнизона Первухин Г.С. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представитель Межрайонной инспекции № 24 Федеральной налоговой службы Кузнецова К.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

Ответчик Ворошнин А.А. против удовлетворения иска не возражал.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

Пунктом 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации, в том числе, квартиры, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры.

В силу п. 5 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации имущественные налоговые вычеты не предоставляются в части расходов налогоплательщика на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, в том числе, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья; предоставления целевого жилищного займа.

Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.

Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона установлено, что именной накопительный счет участника - это форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.

Статьей 14 Федерального закона установлено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях: 1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве; 2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу) (ч. 1); целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период (ч. 3); целевой жилищный заем на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) предоставляется в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенного соответствующим договором, но не чаще одного раза в месяц, при этом объем предоставляемых средств не должен превышать фактический объем средств, учтенных на именном накопительном счете участника на конец месяца, предшествующего осуществлению очередной выплаты (ч. 5); источником предоставления участнику накопительно-ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (ч. 6).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 15 Федерального закона погашение целевого жилищного займа осуществляется уполномоченным федеральным органом при возникновении у получившего целевой жилищный заем участника накопительно-ипотечной системы оснований, указанных в статье 10 настоящего Федерального закона, а также в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона. Целевой жилищный заем может погашаться досрочно. При продолжении прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы по контракту после погашения целевого жилищного займа начисления на именной накопительный счет участника производятся на общих основаниях.

При реализации права на приобретение жилого помещения Ворошнин А.А.. воспользовался мерами государственной социальной поддержки (накопительной ипотечной системы), предусмотренными Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", источником финансирования которых послужили средства федерального бюджета.

Как усматривается из материалов дела, Ворошнин А.А. является плательщиком налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного по месту прохождения им военной службы, что подтверждено справками о доходах физического лица по форме 2НДФЛ.

ДД.ММ.ГГГГ Ворошнин А.А. на основании договора купли-продажи приобрел в собственность квартиру, расположенную в <адрес>, стоимостью 3 059 569 руб. Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Пункт 2.1 договора купли-продажи предусматривает, что целевой жилищный займ предоставляется покупателю на погашение первоначального взноса, в том числе на погашение обязательств по кредитному договору. Кредит предоставляется заемщику в размере 2 111 181 руб. 20 коп., и целевой жилищный заем в размере 948 387 руб. 80 коп. для целей приобретения квартиры в собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья; предоставления целевого жилищного займа.

В 2014 году по решению налогового органа Межрайонной инспекции № 24 Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю Ворошнину А.А., на основании поданной и заполненной им лично декларации по форме 3-НДФЛ, предоставлен имущественный налоговый вычет за 2013 года на сумму 99 450 руб., путем перечисления денежных средств на банковский счет ответчика.

Таким образом, Ворошнин А.А. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по договору целевого жилищного займа, которая реализуется за счет средств федерального бюджета, при оплате стоимости квартиры были использованы средства целевого жилищного займа, предоставленные Уполномоченным федеральным органом по договору целевого жилищного займа, ипотечные кредитные средства, предоставляемые ЗАО «БанкЖилФинанс», Ворошнин А.А. не имеет права на получение имущественного налогового вычета.

Учитывая, что погашение кредита и оплата процентов за пользование кредитными средствами осуществлено Уполномоченным федеральным органом за счет средств федерального бюджета, доказательств несения ответчиком расходов на приобретение квартиры за счет личных денежных средств суду не представлено, квартира Ворошниным А.А. была приобретена в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, реализуемой за счет средств федерального бюджета, имеются основания для взыскания с ответчика задолженности на налогу на доходы физического лица, образовавшейся в связи с неправомерным возвращением данной суммы (неосновательного обогащения), поскольку накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих реализуется за счет средств федерального бюджета.

Ворошнин А.А. без установленных законом оснований, приобрел за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере суммы налогового вычета, в связи с чем причинил материальный ущерб Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции № 24 Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю, в связи с чем, исходя из положений ст. 1102 ГК РФ в доход Федерального бюджета с Ворошнина А.А. подлежит взысканию неосновательное обогащение в размере 99 450 руб.. При этом оснований, что для освобождения ответчика от возврата денежных средств судом не усматривается.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 3 183 руб. 50 коп.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Военного прокурора Красноярского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Ворошнину А.А. о взыскании неосновательного обогащения, удовлетворить.

    Взыскать с Ворошнина А.А. в пользу Российской Федерации в лице Межрайонной инспекции № 24 Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю денежную сумму в размере 99 450 руб.

Взыскать с Ворошнина А.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3 183 руб. 50 коп.

    Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья        Е.С. Снежинская

2-5459/2016 ~ М-4227/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Красноярского гарнизона
МИФНС № 24 по Красноярскому краю
Ответчики
Ворошнин Александр Александрович
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Снежинская Елена Сергеевна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
29.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2016Передача материалов судье
02.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Судебное заседание
11.11.2016Судебное заседание
16.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2017Дело оформлено
22.12.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее