Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1908/2015 ~ М-810/2015 от 19.03.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 мая 2015 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Сергеева Ю.С.

при секретаре Чернюговой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Здравушка» о признании бездействий незаконными, о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Минусинский городской суд с иском, в котором просит признать незаконными бездействия ответчика в части непринятия мер по созданию условий инвалидами и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры аптеке ООО «Здравушка» по адресу: <адрес> Обязать ответчика оборудовать в соответствии с пунктом 3.29-3.33 СНиПА 35-01-2001 вход в здание по вышеуказанному адресу, специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – зданию аптеки. Установить ответчику срок для исполнения вышеуказанных действий – 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Свои требования мотивирует тем, что согласно п. 3.3 Устава ООО «Здравушка» осуществляет, в частности, торговлю лекарственными препаратами, организацию фармацевтической деятельности по адресу: <адрес>. Однако, проверкой прокурора было установлено, что вход (выход) в аптеку для людей с нарушенными функциями опорно-двигательного аппарата, не предусмотрен, а именно отсутствуют пандусы с поручнями, в том числе иные средства подъема.

Таким образом, администрацией ООО «Здравушка» нарушены требования Закона, которые носят общеобязательный характер, а также препятствует людям с ограниченными возможностями реализовывать свое право на участие в жизни в обществе.

В судебном заседании прокурор Погодаева Ю.В. на исковых требованиях настаивала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ранее требования были предъявлены к Чащину В.В., как к физическому лицу, а настоящие требования предъявлены к юридическому лицу. Кроме того, предъявляя требования к ООО «Здравушке» прокурор просит принять меры по обеспечению любым специальным устройством, с помощью которого люди с ограниченными возможностями могли бы беспрепятственно осуществить покупку необходимых им лекарственных средств.

Представитель ответчика ООО «Здравушка» Чащин В.В. с исковыми требованиями прокурора не согласился в полном объеме. Доводы отказа мотивировал тем, что ранее прокурор уже обращался с аналогичными требованиями в суд. Однако решением Минусинского городского суда ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований о возложении обязанности оборудовать вход специальным сооружением – пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - помещению по адресу: <адрес> было отказано. Таким образом, по мнению представителя ответчика, выше поставленным решением суда установлено, что технические возможности у ООО «Здравушка» для сооружения помещения пандусами, отсутствуют.

Исследовав материалы дела, выслушав позицию прокурора, позицию представителя ответчика, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты. В соответствии со ст. 72, пункт «ж» части 1 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Как установлено статьей 2 ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20 июля 1995 года, ред. от 28 апреля 2009 года) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В соответствии со ст. 15 вышеуказанного ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Закон законодательного собрания Красноярского края № 12-5794 от 21 апреля 2011 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае» регулирует отношения, связанные с созданием условий для беспрепятственного передвижения и доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в крае, определяет тенденции к интеграции инвалидов в общество.

Маломобильные граждане - лица, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К ним относятся инвалиды, граждане пожилого возраста, лица с временными или стойкими нарушениями здоровья, лица с детьми в возрасте до 3 лет, в том числе с детскими колясками, а также иные лица, испытывающие затруднения при движении и (или) потреблении услуги в силу устойчивого или временного физического недостатка, вынужденные использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления.

Статьей 2 Закона предусмотрены объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, средствам информации и связи, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся:

1) жилые здания;

2) гостиницы, отели, иные места временного проживания;

3) административные здания и сооружения;

4) культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи);

5) учреждения образования и науки, социальной защиты населения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения;

6) объекты коммунально-бытового назначения (парикмахерские, общественные бани, объекты общественного питания, торговли);

7) финансово-банковские учреждения;

8) культовые здания и места отправления религиозных обрядов;

9) здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации (почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие здания и сооружения);

10) места отдыха, лесопарки, аллеи, пешеходные дорожки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения;

11) сооружения и коммуникации пригородного железнодорожного, автомобильного, речного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы и другие объекты автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, аэровокзалы), внутрикраевого автомобильного транспорта, предназначенные для обслуживания населения;

12) станции и остановки всех видов городского и пригородного общественного транспорта, стоянки для специальных автотранспортных средств инвалидов;

13) тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги, территории и площади, прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям;

14) объекты производственного назначения, трудовой деятельности, специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов).

В случае невозможности полного приспособления для нужд маломобильных граждан общественных, жилых (за исключением одноквартирных жилых домов) и производственных зданий и сооружений при реконструкции, капитальном ремонте проектирование осуществляется с учетом разумного приспособления при согласовании задания по проектированию с уполномоченным органом местного самоуправления края в сфере социальной поддержки населения по месту нахождения здания или сооружения (далее - орган социальной защиты населения) с учетом мнения общественных объединений инвалидов в порядке, установленном Правительством края (абзац введен Законом Красноярского края от 24 октября 2013 № 5-1701).

Организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (статья 4 Закона).

Расходы на проведение мероприятий, указанных в статье 4 настоящего Закона, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных федеральным законодательством (статья 5 Закона).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что ООО «Здравушка» с ДД.ММ.ГГГГ имеет бессрочную лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, в том числе хранение лекарственных препаратов для медицинского применения:

- розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;

- отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (л.д. 8-8 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «Здравушка» зарегистрировано в качестве юридического лица, и поставлено на учет в налоговом органе (л.д. 9-10).

Основным видом деятельности общества является, в том числе фармацевтическая деятельность (л.д. 11 оборот).

ДД.ММ.ГГГГ прокурором была проведена проверка в помещении ООО «Здравушка», согласно которой было установлено, что указанное общество, в том числе, реализует лекарственные препараты, то есть осуществляет фармацевтическую деятельность. В нарушении ст. 15 ФЗ от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» беспрепятственный доступ в аптеку инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) не обеспечен (л.д. 20). Данные обстоятельства подтверждаются фотокопиями (л.д. 21-22 оборот).

С требованиями прокурора директор ООО «Здравушки» не согласился, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ между обществом и <данные изъяты> было заключено возмездное дополнительное соглашение. По условиям соглашения при нажатии «кнопки вызова», установленной у основного входа в здание, охрана <данные изъяты> за определенную плату (<данные изъяты> рублей за каждый вызов) оказывает помощь при подъеме (спуске) по пандусу и безопасный доступ в торговый зал клиенту аптеки (инвалида колясочника либо иное лицо, имеющее ограниченные возможности) (л.д. 29). Дополнительно пояснил, что в настоящее время «кнопка вызова» при входе в помещение отсутствует, при этом представитель ответчика не смог пояснить суду, по какому номеру телефону, а также каким образом инвалид должен вызвать охрану, в связи с тем, что дополнительным соглашением это не предусмотрено.

Кроме того, по мнению представителя ответчика ООО «Здравушка», данные требования ранее уже были разрешены судом, что подтверждается решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого суд отказал в удовлетворении требований прокурора об оборудовании входа специальным сооружением – пандусом, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры помещению, в котором располагается аптечный пункт.

Также, по мнению представителя ответчика, в случае удовлетворения заявленного требования, они фактически не могут быть исполнены, в связи с техническими характеристиками здания.

С вышеуказанными доводами представителя ответчика суд, руководствуясь вышеприведенными нормами Закона, не может согласиться по следующим основаниям.

Доводы представителя ответчика об отсутствии возможности исполнения решения суда, в связи с техническими характеристиками здания не могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования. Поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статьей 15 вышеназванного закона предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ носит общий характер, конкретизация данного положения, в частности в законодательстве о местном самоуправлении, градостроительной деятельности, техническом регулировании, определяет деятельность органов местного самоуправления и иных управомоченных субъектов в указанной сфере. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденная Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.

Указанная правовая позиция изложена Конституционным судом Российской Федерации в Определении от 13 мая 2010 года № 689-О-О.

Поскольку вышеназванное здание аптеки не оборудовано специальными средствами обеспечения беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения, что не соответствует требованиям ст. 15 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Своду правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», суд приходит к выводу о том, что выявленное нарушение подлежит устранению.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что данные требования ранее судом уже были разрешены, поскольку настоящие требования прокурора иные, носят более широкий аспект, а именно прокурор заявляет требование о создании любых условий инвалидам и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры аптеке. Тогда как предыдущее требование было более конкретизировано, а именно прокурор просил понудить ответчиков оборудовать вход к аптеке специальным сооружением – пандусом.

Довод представителя ответчика о том, что собственником здания является ФИО5, а он снимает помещение в аренду, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку при рассмотрении дела установлено, что Чащин В.В. также является учредителем ООО «Здравушка», и получает прибыль от реализации аптечной продукции, а ООО «Здравушка» фактически осуществляет деятельность в указанном помещении.

Дав оценку представленному возмездному дополнительному соглашению, суд приходит к выводу, что его заключение противоречит действующему законодательству, в том числе Закону законодательного собрания Красноярского края № 12-5794 от 21 апреля 2011 года «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае», а также нарушает права и интересы инвалидов, в связи с тем, что администрация юридического лица сделала, по сути, вход в здание платным.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требования прокурора по оборудованию входа в помещение по адресу: <адрес>, специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – аптеке.

Что касается требования прокурора о признании незаконным бездействие ООО «Здравушка» в части непринятия мер по созданию условий инвалидами и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры аптеке ООО «Здравушка» по вышеуказанному адресу, суд приходит к следующему выводу.

Признание незаконным указанных действий является основанием для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по созданию условий инвалидами и другим маломобильным группам населения для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры аптеке ООО «Здравушка», следовательно, самостоятельным исковым требованием в рамках заявленного иска данное требование не является, так как самостоятельных последствий не порождает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Здравушка» о признании бездействий незаконными, о понуждении к совершению действий – удовлетворить в части.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Здравушка» оборудовать вход в помещение, расположенное по адресу: <адрес>, специальным устройством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры – аптеке в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 21 мая 2015 года.

2-1908/2015 ~ М-810/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Минусинский прокурор
Ответчики
ООО "Здравушка"
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Сергеев Юрий Сергеевич
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
19.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2015Передача материалов судье
19.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2015Подготовка дела (собеседование)
28.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2015Судебное заседание
19.05.2015Судебное заседание
21.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2018Дело оформлено
17.05.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее