Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-140/2019 ~ М-125/2019 от 17.06.2019

                           Дело № 2-140/2019

УИД: 28RS0007-01-2019-000251-69

    РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2019 года                                                                   г. Завитинск

Завитинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной А.Е.,

при секретаре Гончарук И.А.,

с участием истца Ивановой М.А.,

помощника прокурора Завитинского района Амурской области Коваленко В.В.,

представителя отдела образования администрации Завитинского района Амурской области Бондаревой Г.Т., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Ивановой Марии Андреевны к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить Ивановой М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Ивановой М.А. обратился в Завитинский районный суд с указанными исковыми требованиями к ответчику, в обоснование указав, что прокуратурой Завитинского района Амурской при проведении проверки по обращению Ивановой М.А. по факту нарушения её жилищных прав, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было установлено, что Иванова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её отец Иванов А.А. и мать ФИО2 умерли. ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.А. закончила обучение в Государственном профессиональном образовательном автономном учреждении Амурской области «<***> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию Завитинского района с заявлением о предоставлении жилого помещении специализированного жилого фонда по договору найма в соответствии с Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с постановлением главы Завитинского района от ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.А. признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого поставлен на регистрационный учет на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия. Согласно ответу заместителя министра социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.А. поставлена на учет на внеочередное предоставление жилого помещения по достижению совершеннолетия. В настоящее время Иванова М.А. в собственности и по договору социального найма жилого помещения не имеет, в связи с этим нуждается в предоставлении жилого помещения, соответствующего техническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Ссылаясь на положения ст.ст. 15, 50, 92, 98.1, 109.1 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 4, 5, 5.1 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор Завитинского района Амурской области просил суд возложить на администрацию Завитинского района обязанность предоставить Ивановой М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, т.е. общей площадью не менее 33 кв.метров.

Представитель ответчика администрации Завитинского района Амурской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие, представив отзыв на исковое заявление.

Представители третьих лиц Правительства Амурской области, Министерства социальной защиты населения Амурской области, Министерства финансов Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, причину неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.

При данных обстоятельствах на основании ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Завитинского района Коваленко В.В. поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании истец Иванова М.А. поддержала исковые требования и доводы, изложенные в иске, а также пояснила, что в настоящее время жилого помещения в собственности либо по договору социального найма не имеет.

В заключении представитель органа опеки и попечительства администрации Завитинского района Амурской области Бондарева Г.Т. полагала требования прокурора Завитинского района Амурской области подлежащими удовлетворению, а также пояснила, что Иванова М.А., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ, осталась без попечения родителей, в связи с тем, что в 2008 году умерли ее родители. Иванова М.А. признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на регистрационный учет, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. Ранее за Ивановой М.А. было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, которое Ивановой М.А. не принадлежит на праве собственности, договор социального найма на данное жилое помещение с ней не заключался. На указанное жилое помещение прав у членов ее семьи также не было. В данном жилом помещении проживает ее старшая сестра с семьей и четырьмя несовершеннолетними детьми.

Из представленного в адрес суда письменного отзыва администрации Завитинского района Амурской области следует, что ответчик признает исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в полном объеме, при этом указывает, что на основании постановления главы городского поселения «Город Завитинск» от ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.А. признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и поставлена на регистрационный учет по предоставлению жилого помещения. Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Данным решением установлена норма предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м. на одного человека. Очередность предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей ведется отделом образования администрации <адрес>. В связи с отсутствием у администрации Завитинского района жилого фонда, предоставить квартиру Ивановой М.А. не представляется возможным. Согласно Закона Амурской области от 10 декабря 2018 года № 292-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» Министерством социальной защиты населения Амурской области предусмотрено предоставление межбюджетного трансферта администрации Завитинского района для приобретения жилых помещений лицам, указанной категории в размере 4771800 рублей, из них фактически потрачено в размере 3629647,56 рублей. Постановлением Правительства Амурской области от 05 августа 2016 года № 328 «Об утверждении нормативов предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по муниципальным районам или городским округам, на территории которых приобретаются жилые помещения», предельная стоимость 1 кв.метра жилья в Завитинском районе Амурской области составила 28920 рублей за 1 кв.метр, для определения начальной максимальной цены муниципального контракта был использован метод сопоставимых рыночных цен (27497,33 х 33)= 907411,89 рублей, источником информации о ценах на товар, являющихся предметом заказа, послужили имеющиеся предложения поставщиков, полученные по инициативе заказчика в период формирования заявки. Информация о возможных поставщиках была взята из общедоступных источников информации. В 2019 году комитетом по управлению муниципальным имуществом Завитинского района приобретено четыре жилых помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вступившим в законную силу решениям суда. 18.06.2019 года был опубликован аукцион в электронной форме на приобретение пятого благоустроенного жилого помещения для предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма специализированных жилых помещений на территории Завитинского район Амурской области. В отзыве ответчик просит принять суд во внимание изложенные обстоятельства, учесть, что администрация Завитинского района самостоятельно не имеет возможности предоставить жилое помещение Ивановой М.А. по причине отсутствия жилого фонда и денежных средств на приобретение жилых помещений указанной категории лиц.

Заслушав помощника прокурора Завитинского района Амурской области Коваленко В.В., истца Иванову М.А., заключение представителя органа опеки и попечительства отдела образования администрации Завитинского района Бондаревой Г.Т., исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

При данных обстоятельствах, поскольку настоящий иск предъявлен прокурором Завитинского района Амурской области в защиту нарушенных прав истца на обеспечение жилым помещением в государственном и муниципальном жилищных фондах, суд приходит к выводу, что в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов истца с указанными требованиями, независимо от наличия у истца возможности самостоятельно обратиться в суд с указанными требованиями.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по - возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в частности, социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 года № 258-0 осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных, малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию. Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в частности, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Статьей 1 названного Федерального закона к детям-сиротам отнесены - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.п. 1, 3, 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

Согласно п. 8 ст. 8 указанного Федерального закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.

    Уполномоченный орган формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями согласно части 1 настоящей статьи, в соответствии со статьей 4.1 настоящего Закона.

    Уполномоченный орган также включает в указанный список лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

    Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст. 4.1 указанного Закона Амурской области формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лица, указанные в абзаце первом части 1 статьи 4 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список. Органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона. Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года. Если дата принятия на регистрационный учет в органе местного самоуправления совпадает у нескольких детей-сирот, включение в список осуществляется в алфавитном порядке (по фамилии, имени, отчеству).

В соответствии с п.1 ст. 1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя осуществляются исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области (Министерством социальной защиты населения Амурской области).

Согласно п. 4 ч. 1, ч. 2 ст. 5 указанного Закона Амурской области органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке (далее - полномочия) по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, государственные полномочия по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договора найма специализированного жилого помещения вышеприведенным Законом Амурской области возложены на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию Завитинского района Амурской области.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 08 сентября 2010 года № 59-Г10-7, Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» содержит все необходимые условия, предусмотренные статьей 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые должен содержать закон, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. При таких обстоятельствах суд находит не имеющими правового значения для рассмотрения настоящего дела доводы ответчика о недостаточности поступающих из областного бюджета денежных средств в виде субвенций на приобретение жилых помещений лицам указанной категории.

Как следует из копии повторного свидетельства о рождении серии I-ОТ , выданного администрацией Албазинского сельсовета Завитинского района Амурской области, Иванова Мария Андреевна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись актов о рождении . В качестве матери указана ФИО2, в качестве отца – Иванов Андрей Александрович.

Согласно копии свидетельства о смерти серии , выданного отделом ЗАГС по <адрес> Управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, Иванов Андрей Александрович умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Согласно копии свидетельства о смерти серии , выданного отделом ЗАГС по <адрес> Управления ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти .

Таким образом, судом установлено, что действительно Иванова М.А. является лицом из числа детей-сирот, поскольку, когда она находилась в возрасте до 18 лет её родители умерли, а, следовательно, имеет право на льготы и дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Из материалов гражданского дела усматривается, что постановлением главы администрации Албазинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилья за Ивановой М.А.» за Ивановой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшейся без попечения родителей, закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением главы Албазинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом постановления главы Албазинского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу.

ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.А. обратилась с заявлением на имя главы Завитинского района Амурской области о признании её нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, поставить на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением главы Завитинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «О признании Ивановой Марии Андреевны нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и постановке её на регистрационный учет» Иванова М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, оставшаяся без попечения родителей, признана нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Из ответа Министерства социальной защиты населения Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Иванова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Из диплома о среднем профессиональном образовании ГПО АУ Амурской области «<***>» отделение <адрес> следует, что ДД.ММ.ГГГГ Иванова М.А. закончила обучение в Государственном профессиональном образовательном учреждении Амурской области «<***>» отделение <адрес>.

Судом установлено, что до настоящего времени жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Иванова М.А. не обеспечена, что не оспаривалось в ходе производства по делу ответчиком и иными лицами, участвующими в деле, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не опровергнуто путем предоставления допустимых доказательств.

Кроме того, уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается об отсутствии сведений о наличии прав на объекты недвижимого имущества за Ивановой М.А.

Согласно ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу ч.ч. 1-2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Завитинского городского Совета народных депутатов от 21 февраля 2008 года №163 утверждено Положение «О распоряжении муниципальным жилищным фондом на территории городского поселения «Город Завитинск», которым установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 33 кв.м, на одиноко проживающих граждан.

При указанных выше обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора Завитинского района в интересах Ивановой М.А. о возложении на администрацию Завитинского района Амурской области обязанности предоставить Ивановой М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан, т.е. общей площадью не менее 33 кв.метров.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Завитинского района Амурской области в интересах Ивановой Марии Андреевны к администрации Завитинского района Амурской области о возложении обязанности предоставить Ивановой М.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию Завитинского района Амурской области предоставить Ивановой Марии Андреевны благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, т.е. общей площадью не менее 33 кв.м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Завитинский районный суд Амурской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме (12 июля 2019 года).

Председательствующий                                                             А.Е. Никитина

2-140/2019 ~ М-125/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Иванова Мария Андреевна
Прокурор Завитинского района Амурской области в интересах Ивановой М.А.
Ответчики
Администрация Завитинского района
Другие
Орган опеки и попечительства администрации Завитинского района
Правительство Амурской области
Министерство социальной защиты населения
Министерство финансов Амуурской области
Суд
Завитинский районный суд Амурской области
Судья
Никитина Алеся Евгеньевна
Дело на странице суда
zavitnskiy--amr.sudrf.ru
17.06.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2019Передача материалов судье
21.06.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2019Судебное заседание
12.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее