К делу №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
05 ноября 2020 г. <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Хагундоковой Р.Р.
при секретаре судебного заседания ФИО3,
с участием истца ФИО2 и его представителя по доверенности и ордеру – ФИО5,
представителя ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» - по доверенности ФИО4,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации МО «<адрес>» по доверенности – ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании решения незаконным и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании решения незаконным и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка, с учетом уточнений иска, указав, что он является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 536 кв.м., кадастровый №, и жилого дома, общей площадью 265,2, кв.м., расположенного на этом земельном участке, расположенных по адресу: <адрес>.Однако, фактически в его пользовании находится на 221 кв.м. больше земли, чем это указано в его правоподтверждающих документах. Желая оформить в собственность указанные квадратные метры земельного участка, он заказал топосъемку земельного участка и проект межевания, которые представил в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельного участка. Письмом Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было сообщено, что Комитет не возражает в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 536 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0506023:31, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности истца, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 221 кв.м., в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, несмотря на это, соглашение о перераспределении земельного участка с истцом до настоящего времени не заключено. Более того, письмом Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ до сведения ФИО2 было доведено, что представленные им документы, в том числе, проект межевания и дополнения к проекту, не отражают существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у вышеуказанного земельного участка, для цели исключения которых, оно должно осуществляться за счет земель государственной собственности. Аналогичные сведения были сообщены истцу письмом Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом изложенного, истец просил признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>», оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в заключении с ним соглашения о перераспределении земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 536 кв.м., кадастровый № и обязать Комитет по управлению имуществом МО «<адрес>» в течение 5 дней со дня вступления в силу решения суда по настоящему делу заключить с ним соглашение о перераспределении земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 536 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, для регистрации за истцом права собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов – под жилую застройку индивидуальную. Для индивидуальной жилой застройки, площадью 757 кв.м., кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец и его представитель по доверенности и ордеру ФИО5 требования иска поддержали в полном объеме, просили его удовлетворить.
Представитель ответчика – Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» - по доверенности ФИО4исковые требования не признал в полном объеме. В обоснование своих возражений ответчик указал, что ответ Комитета по управлению имущества об отказе в перераспределении земель соответствует нормам ЗК РФ.
Представитель третьего лица – Администрации МО «<адрес>» - по доверенности ФИО6 полагала, что исковые требования ФИО2 не подлежат удовлетворению, т.к. проект межевания, на который ссылается истец, является нормативным документом, который содержит в себе способы образования земельного участка, предусмотренные ст. 43 Градостроительного кодекса РФ. При подготовке проекта межевания ОМС перед утверждением проверяют. В подготовленном проекта межевания территории не установлены случаи к перераспределению требуемого земельного участка. Как указано в п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земельного участка допускается в целях приведения границ земельного участка в соответствии с проектом межевания для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ при условии, что площадь не увеличивается до установленной. Отказ Комитета по управлению имуществом содержит ссылки на п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ. Что касается второго требования, то оно не может быть удовлетворено, поскольку нет оснований для заключения соглашения.
Выслушав доводы истца, его представителя, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 536 кв.м., кадастровый №, и жилого дома, общей площадью 265,2, кв.м., расположенного на этом земельном участке, находящихся по адресу: <адрес>.
Однако, фактически в его пользовании находится на 221 кв.м. больше земли, чем это указано в его правоустанавливающих документах. Желая оформить в собственность указанные квадратные метры земельного участка, он заказал топосъемку земельного участка и проект межевания, которые представил в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующем случае:перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Как следует из письма Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет не возражает в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 536 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0506023:31, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности ФИО2, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 221 кв.м., в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, как установлено судом, соглашение о перераспределении земельного участка с ФИО2 до настоящего времени не заключено.
Как видно из письма Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ до ФИО2 было доведено, что представленные им документы, в том числе, проект межевания и дополнения к проекту, не отражают существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у вышеуказанного земельного участка, для цели исключения которых, оно должно осуществляться за счет земель государственной собственности.
Аналогичные сведения были сообщены истцу письмом Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд считает, что указанное решение Комитета является незаконным.
Согласно п. 9 ст. ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Кроме того, в силу п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Указанный перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является исчерпывающим.
В соответствии с п. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно п. 3 ст. ст. 39.29 ЗК РФ3 к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Ответчиком не оспаривалось, что ФИО2 представил в уполномоченный орган все требуемые в соответствии с законом документы.
Согласно п.8 ст. 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Как указана в письме Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было сообщено, что Комитет не возражает в заключении соглашения о перераспределении земельного участка площадью 536 кв.м. с кадастровым номером 01:08:0506023:31, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности ФИО2, с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 221 кв.м., в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Как видно из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на данный момент уже сформирован и поставлен на кадастровый учет новый земельный участок, кадастровый №, площадью 757 кв.м., нах-ся по адресу: <адрес>.
С учетом этого, у Комитета отсутствовали законные основания для последующего отказа ФИО2 в заключении с ним соглашения о перераспределении земель.
Кроме того, суд считает, что перераспределение земельного участка истца соответствует проекту межевания территории, что не оспаривалось ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Комитету по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» о признании решения незаконным и обязании заключить соглашение о перераспределении земельного участка, удовлетворить.
Признать решение Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» заключить с ФИО2 в течении 5 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу соглашение о перераспределении земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов – для индивидуального жилищного строительства, площадью 536 кв.м, кадастровый №, для регистрации за ФИО2 права собственности за земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов – под жилую застройку индивидуальную – для индивидуальной жилой застройки, площадью 757 кв.м, кадастровый №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Хагундокова Р.Р.
УИД 01RS0№-51
Подлинник решения находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея.