Решение по делу № 33-2150/2019 от 20.05.2019

Дело № 33-2150/2019            Судья в суде І инстанции Прохорчук О.В.

Категория 2.146                Судья-докладчик в суде апелляционной

инстанции Козуб Е.В.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    15 июля 2019 года, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

    председательствующего, судьи - Григорова Ж.В.,

    судей                                           - Козуб Е.В., Сулеймановой А.С.,

    при секретаре                             - Дубравской А.И.,

    с участием:

    истца - Титарь М.Ю.,

    представителя истца - Заварина А.В.,

    представителя ответчика - Овчаренко М.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Севастопольского городского суда апелляционную жалобу ответчика Мельника В. Г. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 марта 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению Титарь М. Ю. к Мельнику В. Г., третьи лица Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании недействительными результатов межевания, исключении сведений о межевании земельного участка, установлении границ земельного участка,

        УСТАНОВИЛА:

    Истец Титарь М.Ю. обратилась в суд с иском к ответчику Мельнику В.Г., и, дополнив исковые требования, просила признать недействительными результаты межевания земельного участка, площадью 711 кв.м., по <адрес> (кадастровый номер ), принадлежащего Мельнику В.Г., исключить соответствующие сведения о межевании из государственного кадастра недвижимости, установить границы земельного участка, площадью 425 кв.м., по <адрес> (кадастровый номер ), принадлежащего Титарь М.Ю. в координатах и точках, указанных в плане границ земельного участка, подготовленного кадастровым инженером ООО «Тиса» Антоненко Т.А., мотивируя исковые требования тем, что она является собственником жилого дома (объекта незавершенного строительства) по <адрес>, общей площадью 68,90 кв.м., кадастровый . Право собственности на земельный участок, площадью 425 кв.м., на котором расположен, принадлежащий ей жилой дом, с целевым назначением «под индивидуальное строительство жилого дома» зарегистрировано в ЕГРП (кадастровый ). Межевание указанного земельного участка не проведено. Ответчиком без согласования границ смежного земельного участка истца утверждена схема расположения земельного участка по <адрес>, подготовленного ЧП «Тейя», на основании распоряжения ДИЗО -РДЗ от 30.12.2016 года. У ЧП «Тейя» на момент проведения указанных работ отсутствовала лицензия на разработку проектов отвода земельных участков. Кроме того, в акте от имени истца стоит подпись Закриничной Г.П. Ответчик воспользовался сфальсифицированными документами и получил в собственность земельный участок, расположенный по <адрес>, который с 1956 года используется семьей истца на основании решения исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся – протокол от 18.05.1956 года.

    Согласно информации ЕГРН, право собственности на земельный участок, площадью 711 кв.м., зарегистрировано за ответчиком 06.09.2018 года. Однако, имеется наложение земельного участка ответчика на земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности. Право собственности истца нарушается нарушением порядка согласования границ и неправильным описанием границ смежного земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости по заявлению ответчика. Ответчик, не согласовавший с истцом смежные границы земельных участков, действовал недобросовестно, злоупотребляя правом. Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными.

    Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 марта 2019 года исковые требования удовлетворены частично. Признаны недействительными результаты межевания земельного участка, площадью 711 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), принадлежащего Мельнику В.Г., сведения о межевании из государственного кадастра недвижимости исключены. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.

    Ответчиком Мельником В.Г. подана апелляционная жалоба, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Титарь М.Ю. отказать, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указывая на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие для дела, а также выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельств дела.

    Истцом Титарь М.Ю. поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

    В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.

    Истец и ее представитель выражали свое несогласие с доводами апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

    Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Козуб Е.В., заслушав доводы представителя ответчика, возражения истца и ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней и письменные возражения, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения районного суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.

    Судом первой инстанции установлено, что Титарь М.Ю. является собственником земельного участка, площадью 425 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ) и расположенного на нем жилого дома, площадью 68,90 кв.м. Границы вышеуказанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.

    Ответчик Мельник В.Г. является собственником смежного земельного участка, площадью 711 кв.м., по адресу <адрес>.

    Решением Севастопольского городского Совета от 12.09.2012 года № 3708 Мельнику В.Г. дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,8 га, расположенного по <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

    Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 30.12.2016 -РДЗ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>ю 711 кв.м., с видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».

    Также, судом первой инстанции установлено, что юридические границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер () имеют наложение на фактические границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый ), площадь наложения составляет 210,3 кв.м.

    Конфигурация и координаты характерных поворотных точек участка наложения юридических границ земельного участка по <адрес> (кадастровый ), согласно координатам, указанным в выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, на фактические границы земельного участка по <адрес> (кадастровый ), с учетом конфигурации границ, отраженных на плане усадебного участка, указаны в исследовательской части и приложении № 1.

    Разрешая спор по существу и удовлетворяя частично исковые требования Титарь М.Ю. о признании результатов межевания земельного участка площадью 711 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, недействительными, суд первой инстанции оценив заключение судебной землеустроительной экспертизы -СВ, пришел к выводу о том, что границы земельного участка ответчика не были установлены в порядке, предусмотренном законом, имеется наложение юридических границ земельного участка Мельника В.Г. на фактические границы земельного участка Титарь М.Ю.

    Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    В силу положений ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

    Согласно п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, действия нарушающие права на землю граждан могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.

    В соответствии со статьей 11.2. Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1).

    Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п.1).

    Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).

    Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (п.3).

    Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п.4).

    Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13).

    Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального Закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

    В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального Закона Российской Федерации № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

    В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

    Согласно п. 7,8 ч. 2 ст. 14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

    При рассмотрении споров о границах участков следует учитывать наличие у истца субъективного права на земельный участок (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды земельного участка); наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком (в чем заключается нарушение или угроза нарушения права); факт противоправного создания именно ответчиком препятствий к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком и другие обстоятельства.

    В соответствии со статьями 38, 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласование местоположения границ спорного земельного участка с правообладателями смежного земельного участка является обязательным.

    Таким образом, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, в частности, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

    В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).

    Согласно части 7 статьи 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

    В силу статьи 40 названного Закона местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (часть 2).

    Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ, либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (часть 3 статьи 40 Закона).

    Согласно пунктам 14.1. и 14.4. Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17.02.2003 года, определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, результаты согласования границ оформляются актом согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ. Споры, возникающие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

            Доводы апелляционной жалобы ответчика, не согласившегося с выводами судебной экспертизы, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.

            Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ, заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 ГПК РФ.

            Также, подлежит отклонению довод жалобы о том, что судебная экспертиза не является допустимым доказательствам для данного спора, поскольку экспертами указано о наложении юридических границ земельного участка ответчика на физические границы земельного участка истца. Выводы судебной землеустроительной экспертизы № 367/18-СВ не содержат каких-либо противоречий, и не опровергнуты иными доказательствами в деле.

            В силу ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных отношений), местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Юридические границы устанавливаются на основании межевания земельного участка, то есть, после выполнения мероприятий по определению границ земельного участка на местности, закреплению на местности местоположения этих границ межевыми знаками и определения их координат или составление иного описания местоположения этих границ объекта землеустройства.

            Право собственности у истца на земельный участок, площадью 425 кв.м., зарегистрировано в установленном законом порядке. Выводами судебной экспертизы и пояснениями судебных экспертов в суде апелляционной инстанции подтверждено, что наложение имеет место именно на земельный участок, принадлежащий истцу, площадью 425 кв.м.

    Довод жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка судебным актам, вступивших в законную силу, отклоняется судебной коллегией, так как в данном деле установлены обстоятельства относительно наложения границ земельного участка ответчика на границы земельного участка, площадью 425 кв.м., принадлежащего истцу на праве собственности, а не наложение на земельный участок, площадью 400 кв.м., который ранее был предоставлен в аренду на срок 10 лет и право на который истец оспаривала в суде.

    Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не были бы учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

    Руководствуясь ч. 1 ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

    ОПРЕДЕЛИЛА:

        Решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 марта 2019 года оставить без изменения.

        Апелляционную жалобу ответчика Мельника В. Г. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 12 марта 2019 года оставить без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

    Председательствующий, судья:                                             Ж.В.Григорова

    Судьи:                                                                                                Е.В.Козуб

                                                                                                   А.С.Сулейманова

33-2150/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Титарь Марина Юрьевна
Ответчики
Мельник Виктор Григорьевич
Другие
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Заварин Андрей Владимирович
Овчаренко Максим Александрович
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Коробов Юрий Лукьянович
Суд
Севастопольский городской суд
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
23.08.2020Передача дела судье
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Судебное заседание
23.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2020Передано в экспедицию
15.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее