Дело № 2а – 797/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года г. Валдай
Валдайский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи И.А.Носовой
при секретаре Я.М. Бикмансуровой,
с участием прокурора – помощника прокурора Валдайского района Новгородской области С.В. Васильева,
представителя административного истца – представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» М.Н. Мошкова,
административного ответчика Е.Г. Маракасова,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» к Маракасову Егору Германовичу об установлении административного надзора,
у с т а н о в и л:
Начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области» (далее Учреждение) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осужденного Маракасова Е.Г. административного надзора на срок 03 года, с установлением ряда ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, за исключением времени, связанного с трудовой деятельностью; запрета выезда за пределы Новгородского района без разрешения органа внутренних дел, за исключением времени, связанного с трудовой деятельностью, запрета пребывания в определенных местах, таких как детские дошкольные учреждения, образовательные школы, профессионально-технические училища, подростковые клубы; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятиях и участия в данных мероприятиях. В обоснование требований указал, что Маракасов Е.Г. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления небольшой тяжести за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, освобождается из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Мошков М.Н. поддержал административный иск в полном объеме, по указанным в заявлении основаниям.
Административный ответчик полагал, что основания для удовлетворения требований Учреждения отсутствуют.
Рассмотрев материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что требования Учреждения подлежат удовлетворению, суд считает следующее.
Вопросы установления административного надзора регламентируются Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее Федеральный закон).
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в законе, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же закона).
Согласно статье 6 Федерального закона административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
По смыслу части 1 статьи 3 Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, лишь при наличии условий, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона: признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо совершения в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В то же время часть 2 статьи 3 названного Закона предусматривает установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, в том числе за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи) (пункт 4), независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами дела, Маракасов Е.Г. был осужден приговором Новгородского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, к лишению свободы на срок 08 месяцев. В соответствии со статьей 73 Уголовного кодекса Российской Федерации назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком 02 года. Постановлением этого же суда от 16 января 2020 года условное осуждение Маракасову Е.Г. отменено, последний направлен для отбывания наказания в виде лишения свободы в исправительную колонию общего режима.
Предусмотренное частью 2 статьи 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести.
Срок отбывания назначенного Маракасову Е.Г. наказания истекает ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Маракасов Е.Г., освобождаемый из мест лишения свободы, имеет непогашенную (неснятую) судимость за совершение в период нахождения под административным надзором, преступления небольшой тяжести, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что административный надзор за Маракасовым Е.Г. должен быть установлен в обязательном порядке.
<данные изъяты>
Суд назначает осужденному максимально возможный срок административного надзора – 3 года, поскольку администрацией исправительного учреждения Маракасов Е.Г. характеризуется отрицательно, за время отбывания наказания допустил 9 нарушений порядка отбывания наказания, имеет действующие взыскания, подвергался взысканиям, в том числе, в виде водворения в ШИЗО.
Как указано в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. В случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта РФ, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
В силу пункта 1 части 2 статьи 4 Закона установление судом административного ограничения в виде явки от 1 до 4-х раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Суд считает чрезмерным установление максимального количества явок осужденного в орган внутренних дел для регистрации – 4 раза в месяц, как об этом просил административный истец. Учитывая установление максимального срока надзора, данные о личности осужденного, суд устанавливает ему необходимость два раза в месяц являться в орган внутренних дел для регистрации.
Поскольку административный ответчик зарегистрирован по месту жительства в Новгородском районе Новгородской области, суд считает необходимым в период административного надзора запретить ему выезжать за пределы Новгородского района Новгородской области, в противном случае возможность осуществления контроля над ним со стороны органов внутренних дел будет существенно затруднена.
Суд не видит существенной необходимости в установлении административному ответчику запрета пребывать в определенных местах, таких как, детские дошкольные учреждения, образовательные школы, профессионально-технические училища, подростковые клубы, а также запрета посещать места проведения массовых и иных мероприятиях и участвовать в данных мероприятиях, поскольку совершенные Маракасовым Е.Г. преступления не связаны с посягательством на права и законные интересы несовершеннолетних лиц, сведения о привлечении осужденного к административной ответственности за нарушения, связанные с проведением и участием в массовых мероприятиях суду не представлены.
Мнение административного истца о возможности невыполнения отдельных налагаемых судом ограничений в случае осуществления поднадзорным лицом трудовой деятельности не соответствует действующему законодательству, поскольку установление административного ограничения не может быть поставлено в зависимость от конкретных обстоятельств, например, связанных с трудовой деятельностью.
Суд соглашается с установлением иных предложенных административным истцом административных ограничений, поскольку они направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, оказание воспитательного и профилактического воздействия на административного ответчика.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 4 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ 22 ░░░░░ 00 ░░░░░ ░░ 06 ░░░░░ 00 ░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░: «_____»_______________ 2020 ░░░░.