Дело №2-2359/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2017 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Гавуры О.В.,
секретаря судебного заседания - ФИО4,
с участием:
истца - ФИО2,
истца - ФИО3,
представителя ответчика - ФИО5,
представителя третьего лица ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ
- ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1 Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третье лица: 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, ФГКУ «КрымТУИО» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации по 1/2 доле за каждым на <адрес>, расположенную в <адрес> в г.Севастополе.
В обоснование своих требований ссылаются на то, что ФИО2 в период прохождения военной службы в частях ЧФ РФ, дислоцированных на территории Украины, была предоставлена квартира, расположенная по указанному адресу.
Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.
Календарная выслуга ФИО2 составляет 18 лет 04 месяцев, приказом Командующего Черноморским флотом от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ уволена с военной службы (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями).
В связи с чем, истцы обратились с заявлением о приватизации квартиры к Департаменту имущественных отношений МО РФ, однако заявление удовлетворено не было.
Истцы также обращались в 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ с заявлением о заключении договора социального найма вышеуказанной квартиры. 1 Отдел (г.Севастополь) отказал истцам в заключении договора социального найма по тем основаниям, что они не состоят на учете нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Истцы просят признать за ними право собственности на спорную квартиру, так как занимаемое жилое помещение не относится к указанным в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 жилым помещениям, не подлежащим приватизации. Квартира не передана в собственность муниципалитета, ни другому органу, имеющему право давать согласие на приватизацию, что препятствует реализовать гарантированное Законом право на приватизацию.
Истцы в судебном заседании на иске настаивали, просили удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представители Министерства обороны РФ и ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ против удовлетворения иска возражали по тем основаниям, что истцами не был заключен договор социального найма спорного жилого помещения. Кроме того, согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, истец ФИО2 имеет в собственности жилой дом, площадью 81,52 кв.м, расположенный в г.Севастополь, в границах землепользования СТ «Вещевик», №.
1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ и Правительство РФ в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили суду возражения по сути спора.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей 1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ и Правительства РФ.
Изучив материалы дела, суд полагает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с требованиями ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. №1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд...».
В силу требований ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № ФИО2 в период ее службы в МО РФ на всех членов семьи была предоставлена <адрес> по адресу: г.Севастополь, <адрес>. Иным жильем от Министерства обороны ФИО2 на территории Российской Федерации и г.Севастополя не обеспечивалас.
Вышеуказанная квартира находится в собственности РФ в лице Правительства РФ и входит в жилой фонд уполномоченного органа жилищного обеспечения МО РФ.
В настоящее время в вышеуказанной квартире постоянно проживает ФИО2, а также проживают и зарегистрированы члены его семьи – ФИО3, ФИО3 отказалась от участия в приватизации спорного жилого помещения личным нотариально удостоверенным заявлением от 07.11.2016г., реестровый №.
В силу требований Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», истцы обратились с заявлением о приватизации квартиры к руководителям ФГКУ «Крымское ТУИО» МО РФ, 1 Отдела (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ, а также в Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ.
По истечении месячного срока письмом от 21.10.2016г. Департамент имущественных отношений МО РФ сообщило, что занимаемое истцами помещение является собственностью РФ, передача спорного жилого помещения в собственность граждан может быть на условиях социального найма или принято в рамках гражданского судопроизводства.
ФГКУ «КТУИО» МО РФ письмом от 06.10.2016г. № уведомило истцов, что МО РФ не наделено полномочиями по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, решение о приватизации спорной квартиры может быть принято только в рамках гражданского судопроизводства.
1 Отдел (г.Севастополь) ФГКУ «ЮРУЖО» МО РФ сообщило, что разрешение вопросов, связанных с приватизацией не входит в компетенцию отдела.
В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512 (далее - Правила), жилые помещения в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства предоставляются военнослужащим - гражданам Российской Федерации, на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Процедура передачи в собственность жилых помещений, предоставляемых в связи с прохождением гражданам военной службы, конкретизируется в п.4, 5, 6 Правил, согласно которым федеральными органами или уполномоченными ими органами (организациями) принимаются в порядке, устанавливаемом федеральными органами, решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства. При этом выписки из указанных решений по форме согласно приложению выдаются (направляются) военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) и ("или) членам их семей.
Выписки, указанные в пункте 4 Правил, являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и (или) членов их семей на предоставленные жилые помещения.
При передаче жилых помещений, указанных в пункте 1 Правил, военнослужащим (гражданам, уволенным с военной службы) и (или) членам их семей подписывается акт приема-передачи жилого помещения в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами государственной власти.
Министр обороны Российской Федерации, являясь руководителем федерального органа исполнительной власти, издал приказ от 03 ноября 2010 года № 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", в соответствии с которым уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований и инструкций определён Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим свои функции через специализированные организации. К компетенции последних, согласно содержанию п.3 указанного приказа, отнесено принятие решений о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с «Порядком организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых: помещений в собственность бесплатно", утвержденном приказом Минобороны России от 25.01.2016 N 20.
Кроме того, приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2010 года № 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", статьёй 2 которого предусмотрено, что Департамент жилищного обеспечения Минобороны России предназначен для обеспечения реализации права на жилище военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей.
Соответственно, исходя из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства, существует специальный внесудебный механизм реализации прав лиц, уволенных с военной службы и членов их семей на получение в собственность ранее предоставленных от государства (военного ведомства) жилых помещений.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы считали, что квартирой, в которой проживают, они фактически пользуются на условиях социального найма, в связи с чем, имеют право на ее приватизацию. Кроме того, ссылались на отсутствие в собственности иного жилья.
Однако, суд не может согласиться с указанными доводами истцов, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилами помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе, несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу приватизации подлежат жилые помещения используемые гражданами на условиях социального найма, предоставленные с соблюдением жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Данной нормой закона к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отнесены малоимущие граждане, признанные по установленным Жилищным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Каких-либо доказательств того, что спорная квартира была предоставлена истцам в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма, и что они в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, истцами, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, в суд представлено не было.
Фактическое проживание истцов в квартире, не свидетельствует о предоставлении им данного жилого помещения на условиях договора социального найма.
Кроме того, как было указано представителем ответчика, истец ФИО2 имеет в собственности жилой дом, что можно расценивать об отсутствии нуждаемости.
Так, согласно Выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, истец ФИО2 имеет в собственности жилой дом, площадью 81,52 кв.м, расположенный в г.Севастополь, в границах землепользования СТ «Вещевик», № (л.д.18).
Таким образом, обращаясь в суд с настоящим иском, истцы не доказали наличие условий, при которых они вправе претендовать на приватизацию занимаемой ими квартиры.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3 к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, 1 Отдел ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Полный текст решения составлен 15.09.2017.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура