Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2013 г. Комсомольский районный суд г.Тольятти в составе
Судьи Бугарь Г.А.,
при секретаре Адыгезаловой О.С.,
с участием представителя заявителей Шарапова Н.Н. (по доверенностям),
представителя ЗАО ... - Трушкиной Н.Н. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению Малахова А.В., Климовой О.Ю., Ширкунова Д.Ю., Поволоцкого Ю.Ю., Булгакова С.Б., Булгаковой С.Е., Шевандо В.В., Стекольщиковой Т.В., ЗАО ...», ЗАО ..., ЗАО ...», ООО ...», ООО ...», ООО ... к Территориальному Управлению Росимущества по Самарской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным бездействия органа государственной власти,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, мотивируя свои требования тем, что 01.06.2012 года заявители обратились в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка со следующими характеристиками: кадастровый номер ... площадью 134779 кв.м., расположенный по адресу: ...., категория земель: земли поселений, расположенное использование для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений, предоставив пакет документов, предусмотренный Приказом Минэкономразвития России № ... от 13.09.2011г.
Письмом № ... от 19.12.2012 г. Федеральное агентство вернуло документы заявителей с ответом о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителей по основанию отсутствия доказательств исключительного права заявителей на приватизацию испрашиваемого земельного участка.
При этом претензия Федерального агентства была заявлена к 2-х этажному кирпичному зданию, используемому гражданкой Климовой О.Ю., в частности Федеральное агентство указало, что сведений об ином объекте в Росимущество и ТУ Росимущества в Самарской области предоставлено не было, правоустанавливающие или правоудостоверяющие документы на данный объект отсутствуют.
26.03.2013г. письмом №... от 26.03.2013 заявители вернули документы обратно в ТУ Росимущества в Самарской области с приложением правоустанавливающих документов на объект недвижимости Климовой О.Ю., доказав, что на земельном участке нет объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, не участвовавшим в приватизации земельного участка.
Заявители просят признать незаконным бездействие Территориального Управления Росимуществом в Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не принятии решения по заявлению от 01.06.2012г. с дополнениями от 26.03.2013г. о приватизации земельного участка, а именно в непринятии по нему решения о предоставлении им или об отказе в предоставлении в собственность заявителей земельного участка в порядке, предусмотренном законом. Просят обязать принять соответствующее мотивированное решение по заявлению о приватизации земельного участка в строгом соответствии с требованиями закона.
В ходе судебного заседания представитель заявителей - Шарапов Н.Н. и представитель ЗАО ... - Трушкина Н.Н. доводы, изложенные в заявлении поддержали и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, представил отзыв, согласно которому возражает против заявленных требований.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом, будучи извещенным надлежащим образом в судебное заседание не явился, причин уважительности неявки суду не сообщил, отзыв на заявление не представил.
Суд, учитывая мнение представителей заявителей, основываясь на положениях ст.257 ГПК РФ, а также принимая во внимание достаточность материалов (доказательств) представленных в судебное заседание, полагает возможным рассмотреть дело без участия заинтересованных лиц.
Суд, заслушав представителя заявителя, проверив материалы гражданского дела, приходит к выводу о том, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлена недопустимость отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлен статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанной статьи граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Как следует из пункта 5 статьи 36 Кодекса, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок и представляют перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок. При этом указанные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем.
В ходе судебного заседания было установлено, что 01.06.2012г. заявители обратились в ТУ Росимущества по Самарской области с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположены их объекты недвижимости.
В пределах полномочий, установленных законом, Территориальное управление заявление о приобретение в собственность земельного участка направило в Росимущество.
Письмом от ... Территориальному управлению Росимущества в Самарской области было поручено осуществить проверку с целью выявления фактического использования федерального земельного участка.
Согласно акту внеплановой проверки фактического использования земельного участка с кадастровым номером ... от 12.10.2012г. №... на земельном участке выявлено 38 объектов недвижимости, указанных заявителями в своем обращении, а также еще один объект -2 этажное здание, сведения о котором отсутствуют.
Территориальное управление сопроводительным письмом от 23.01.2013г. №... сообщило о результатах рассмотрения заявления и возвратило весь пакет документов заявителям.
В связи с возвратом документов из Федерального агентства с замечаниями, Территориальное Управление Росимущества в Самарской области письмом № ... от 23.01.2013 г. возвратило документы заявителям без исполнения замечания Федерального агентства о необходимости предоставления документов на 2-х этажное здание Климовой О.К., путем запроса соответствующих сведений в ЕГРП в соответствии с требованиями Федерального Закона 210-ФЗ от 27.07.2010 г., «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Федерального Закона № 169-ФЗ от 01.07.2011г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и п.2 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. № 475.
На момент возврата документов заявителей (23.01.2013г.) в ЕГРП уже была завершена перерегистрация реконструированного здания Климовой О.Ю., по поводу которого возникли сомнения у Федерального агентства по управлению государственным имуществом (новое свидетельство о собственности на здание с увеличенной площадью Климовой О.Ю. выдано 11.01.2013 г.). 26.03.2013 г. письмом № ... заявители вернули все документы обратно в ТУ Росимущества в Самарской области с приложением правоустанавливающих документов на объект недвижимости Климовой О.Ю., доказав тем самым, что на земельном участке нет объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, не участвовавшим в приватизации земельного участка.
Хотя пунктом 2 приказа Минэкономразвития РФ от 13 сентября 2011 года N 475 установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В то же время, пунктом 3 данного приказа установлены специальные сроки вступления в силу указанных требований, а именно, установлено, что положения пункта 2 в отношении документов, необходимых для приобретения прав на иные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности вступают в законную силу с 1 июля 2012 года. То есть на момент возврата пакета документов заявителям данный пункт приказа Минэкономразвития уже действовал.
Заявители вновь 23.03.2013 года обратились в ТУ Росимущества по Самарской области с устраненными замечаниями, но до настоящего момента не получили никакого ответа, ни положительного ни отрицательного
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд исходит из того, что, в соответствии ст. 34 ч. 1 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Принимая во внимание положения указанных выше норм права, а также учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает, что заявление Малахова А.В., Климовой О.Ю,, Ширкунова Д.Ю., Поволоцкого Ю.Ю., Булгакова С.Б., Булгаковой С.Е., Шевандо В.В., Стекольщиковой Т.В., ЗАО ...», ЗАО ...», ЗАО ...», ООО ...», ООО ...», ООО ... к Территориальному Управлению Росимущества по Самарской области, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным бездействия органа государственной власти подлежит удовлетворению, признает незаконным бездействие территориального Управления Росимущества по Самарской области и Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в не принятии решения по заявлению заявителей.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Требование же заявителей о возложении обязанности по принятию соответствующего решения не подлежат удовлетворению, поскольку при включении в резолютивную часть решения суда положений, обязывающих орган или должностное лицо, чьи решения или действия были признаны незаконными, совершить определенные действия для восстановления прав заявителя, устранения препятствий в реализации его прав и свобод, суд не вправе решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции обязанного лица. Такое решение противоречит положениям ст. ст. 2, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 256-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ...», ░░░ ...», ░░░ ...», ░░░ ...», ░░░ ...», ░░░ ... ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ...», ░░░ ..., ░░░ ...», ░░░ ...», ░░░ ...», ░░░ ... ░░ 01.06.2012░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 26.03.2013 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░ 2013 ░░░░.