63RS0039-01-2020-005206-12
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 января 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-206/2021 по административному исковому заявлению Ефремова Сергея Геннадьевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Ефремов С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:8702, площадью 172 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. На земельном участке расположен жилой дом площадью 31,1 кв.м, принадлежащий на праве собственности административному истцу на основании договора купли-продажи от 19.06.2015. Административным истцом подано заявление от 13.08.2020 №СП-9/3125 в Департамент градостроительства городского округа Самара о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Распоряжением от 11.09.2020 № РД-1102 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на том основании, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, и представленным документам, образуемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта; возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Административный истец считает, что основания отказа являются необоснованными и не соответствуют действительности. Согласно сведениям ИСОГД г.о. Самара испрашиваемый земельный участок в береговой полосе водного объекта не находится (планшет 6190, сведения внесены в фонд 16.07.2019 № 7979). В береговой полосе находится часть земельного участка, принадлежащая истцу на праве собственности. Земельный участок был в установленном порядке предоставлен предыдущему собственнику (ФИО) постановлением Главы города Самары от 03.12.1998 №486 в собственность, в том числе, и та часть его, которая по сведениям ИСОГД находится в береговой полосе. Согласно ответу Управления Росреестра по Самарской области от 09.01.2019 № 6 и приложенной к нему копии справки Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары №2241 от 01.02.1999 с графическим материалом границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, существуют на местности 15 и более лет. Испрашиваемый земельный участок со всех сторон ограничен смежными земельными участками с кадастровыми номерами №:541, №:544, №:3381 и дорогой ул. Белорусской. Следовательно, образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, невозможно.
Ссылаясь на изложенное, административный истец просит признать незаконными распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 11.09.2020 года № РД-1102 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков; обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав, возобновив работу по заявлению о перераспределении земель, государственная собственность на который не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №:8702.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности – Плятнер Е.А. требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности - Матвеева Г.В. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 89-91).
Заинтересованное лицо Феофанов С.И. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, причины неявки не сообщили.
На основании ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:8702, площадью 172 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (л.д. 12-19).
13.08.2020 Ефремов С.Г. обратился к Главе г.о.Самара с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером №:8702 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 298 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 470 кв.м (л.д. 51).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 11.09.2020 №РД-1102 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подп.11 п.9 ст.39.29, пп.3 п.16 ст.11.10, п. 6 ст. 11.9, пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ по следующим причинам: 1) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, и представленным документам, образуемый земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта; 2) согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также топографическим материалам Департамента возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, части 6 статьи 6 Водного кодекса РФ береговые полосы водных объектов общего пользования являются территориями общего пользования и не могут передаваться в частную собственность.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров (ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ).
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, предоставленным по запросу суда, в береговой полосе водного объекта находится часть земельного участка площадью 470 кв.м. Испрашиваемый земельный участок площадью 298 кв.м расположен вне береговой полосы (л.д. 86-87).
Данные сведения подтверждается заключением кадастрового инженера Данилюка Р.Ф. от 09.12.2020, из которого следует, что расстояние от береговой полосы до границы испрашиваемого земельного участка составляет 1,8 кв.м, а расстояние от уреза воды НПУ до границы испрашиваемого участка составляет 21,8 кв.м, то есть испрашиваемый земельный участок расположен вне береговой полосы (л.д.48).
Из составленной кадастровым инженером схемы расположения земельного участка видно, что в границах береговой полосы расположен земельный участок с кадастровым номером №:8702, находящийся в собственности административного истца (л.д. 49).
Из ситуационного плана, представленного административным истцом, при его сопоставлении со схемой расположения земельного участка, также следует, что испрашиваемый земельный участок площадью 298 кв.м находится вне береговой полосы водного объекта. Расстояние от уреза воды до границы смежного земельного участка с кадастровым номером №:3381, расположенного ближе к водному объекту чем испрашиваемый земельный участок, превышает 20 метров. На ситуационном плане имеется штамп Департамента градостроительства г.о.Самара о внесении сведений об объекте в фонд геодезических и картографических материалов инженерных изысканий для строительства в г.о.Самара от 16.07.2019 (л.д. 49, 92).
Поскольку в границах береговой полосы находится та часть образуемого в результате перераспределения земельного участка, которая уже находится в частной собственности истца, доводы административного ответчика о невозможности образования земельного участка со ссылкой на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, являются необоснованными, так как в результате такого перераспределения не произойдёт передачи в частную собственность земельного участка, относящегося к территории общего пользования.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Доводы административного ответчика о возможности образования самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, не подтверждаются материалами дела.
Одним из требований к образуемым и измененным земельным участкам является обеспечение доступа к землям общего пользования.
Также в силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), в которой согласно выписке из ИСОГД г.о.Самара расположен испрашиваемый земельный участок, предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС составляет 300 кв.м.
Из заключения кадастрового инженера Данилюка Р.Ф. от 09.12.2020 следует, что согласно сведениям, содержащимся в публичной кадастровой карте, испрашиваемый земельный участок со всех сторон ограничен смежными земельными участками с кадастровыми номерами №:541, №:544, №:3381 и дорогой ул. Белорусской (л.д. 48-49).
Согласно пояснениям специалиста Хоружева А.Н., производившего геодезическую съемку рассматриваемого земельного участка, опрошенного в судебном заседании, потенциальная возможность увеличения площади испрашиваемого земельного участка до предельного минимального размера на 2 кв.м в сторону дороги ул. Белорусской имеется, однако въезд на земельный участок с улицы будет невозможен из-за конструкции данной дороги, вдоль которой сооружен земляной откос, засыпанный щебнем. Для выравнивания насыпи потребуется согласование с уполномоченными дорожными службами, что является маловероятным.
Административным ответчиком не приведено убедительных доказательств возможности формирования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требование о признании распоряжения незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ефремова Сергея Геннадьевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 11.09.2020 №РД-1102 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление Ефремова Сергея Геннадьевича от 13.08.2020 №СП-9/312 о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 04.02.2021.