Дело №12-44/2020
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2020 г. г.Выкса
Судья Выксунского городского суда Нижегородской области К.Д.Н., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении П.В.В. ……
по жалобе на постановление мирового судьи судебного участка №…. Выксунского судебного района Нижегородской области от …..,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №…. Выксунского судебного района Нижегородской области от …. П.В.В. привлечен к административной ответственности по ст.5.10 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 1000 рублей по факту правонарушения, заключающегося в том, что ….. около ….. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ……, в котором находился избирательный участок №….., П.В.В. осуществлял агитацию в отношении кандидата в депутаты в пользу КПРФ вне агитационного периода, чем нарушил ст.49 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В жалобе на постановление мирового судьи П. В.В. считает постановление незаконным и необоснованным, просит постановление отменить, поскольку агитацию не осуществлял, считает, что его оговорили, подтверждает, что находился около здания избирательного участка с бейджиком и газетой.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы П.В.В. доводы жалобы поддержал, пояснил, что агитацию за кандидата от КПРФ не проводил, его цель была – честные выборы.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, И.О.Ю. пояснила, что П.В.В. был доставлен ей для составления протокола об административном правонарушении, в качестве свидетелей указаны лица, которые присутствовали при составлении протокола, но не обладают информацией об обстоятельствах вмененного П.В.В. правонарушения, какие именно действия, признаваемые агитацией, вменены ею П.. согласно протокола пояснить не может, доставившими П. сотрудниками полиции было ей сообщено только о наличии газеты с лозунгом «За КПРФ», других сведений об осуществлении агитации не сообщалось.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела нахожу следующее.
Согласно ст.5.10 КоАП РФ наказуемым является предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.
Согласно ч.ч.2,3 ст.49 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.
Согласно определений, содержащихся в ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании, кампании референдума; агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума; агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
….. проходили выборы депутата Совета депутатов городского округа город Выкса второго созыва по одномандатному избирательному округу №…...
Из протокола об административном правонарушении ……, составленного уполномоченным должностным лицом Отдела …. по г.Выкса ….. следует, что в день проведения выборов …. около …. по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ….., в котором находился избирательный участок №…. П.В.В. осуществлял агитацию в отношении кандидата в депутаты в пользу КПРФ вне агитационного периода, чем нарушил ч.2 ст.49 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Вывод о наличии события и состава административного правонарушения при рассмотрении дела мировым судьей сделан на основании исследованных им доказательств: рапорта оперативного дежурного (КУСП №……) о поступлении в дежурную часть Отдела …..сообщения М.А. о ведении на избирательном участке №….по адресу: г.Выкса, …..1, агитации в пользу КПРФ в день проведения голосования, а также объяснений П.С.А. и Б.И.А.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч.1 ст.26.1 КоАП РФ По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (статья 32, части 1 и 2). Конституция Российской Федерации устанавливает также, что каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации (статья 29, части 1, 4 и 5), признание, соблюдение и защита которых в силу статьи 2 являются обязанностью государства.
Согласно ч.2 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том, что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать "за" или "против", то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации. Таким образом,"предвыборная агитация" включает в себя совокупность действий, имеющих своей целью побудить или побуждающих избирателей голосовать за или против кандидата (списка кандидатов). Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, т.е. не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.
В рассматриваемом случае ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении мирового судьи не содержится сведений о том, какие действия из числа предусмотренных ч.2 ст.48 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и являющихся предвыборной агитацией были совершены П.В.В., нахождение которого около здания избирательного участка с газетой, содержащей лозунг «За КПРФ», агитацией не является, распространение данной газеты им не осуществлялось; сведений о том, что П.В.В. призывал голосовать за кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа город Выкса второго созыва по одномандатному избирательному округу №……, выдвинутого данным избирательным объединением, материалы дела не содержат. При этом из объяснений Б.И.А., положенных в основу принятого решения мировым судьей, следует, что П.В.В. осуществлял опрос граждан, которые выходили из помещения избирательного участка и спрашивал о том, за кого они проголосовали, полученную информацию записывал в блокнот, из чего следует, что общение было с уже проголосовавшими гражданами и не могло повлиять на их волеизъявление при голосовании. В объяснениях П.С.А., также признанных мировым судьей относимым и допустимым доказательством и оценивавшихся в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, сведений о содержании обращений П.В.В. к гражданам у здания, в котором расположен избирательный участок, не содержится, указывается лишь на наличие у П газеты с лозунгом «За КПРФ».
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: …3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Поскольку представленными доказательствами не подтверждается наличие у П.В.В. в общении с избирателями цели побудить их голосовать за или против кандидата по одномандатному округу, следовательно оснований для признания наличия в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.10 КоАП РФ, не имеется.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №2 Выксунского судебного района Нижегородской области от 16.09.2019 подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка №….. Выксунского судебного района Нижегородской области от ….. г. в отношении П.В.В. по ст.5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить по основанию п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья –К.Д.Н.