73RS0025-01-2023-000915-39
Дело № 2-815/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ульяновская область, р.п. Чердаклы 26 сентября 2023 года
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Сафиулловой М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяшовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к Спиридонову Александру Сергеевичу о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты,
установил:
Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее по тексту - УОГКУСЗН «ЕОЦСВ») обратилось в суд с иском к Спиридонову А.С. о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты.
В обоснование иска указано на то, что 26.04.2022 Спиридонов А.С. обратился в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске (далее - Департамент) с заявлением об оказании государственной социальной помощи.
Распоряжением Департамента от 20.05.2022 № 2406 ответчику была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по оказанию услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (кузовных работ), согласно бизнес-плану, заключен социальный контракт и разработана программа социальной адаптации на период с 25.05.2022 по 24.05.2023.
В нарушение условий социального контракта ответчиком план мероприятий не выполнен, ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации не представлялись, в связи с чем 24.04.2023 вынесено распоряжение о прекращении предоставления государственной социальной помощи № 2017.
17.10.2022 специалистами отделения по Заволжскому району УОГКУСЗН Ульяновской области был осуществлен выезд по адресу арендованного помещения (гаража), установлено, сто деятельность по проезду Аполлона Сысцова, территория ГСК «Околица 1» в г. Ульяновске ответчиком не осуществлялась, оборудование, приобретенное за счет средств социального контракта, сгорело.
26.06.2023 в адрес ответчика было направлено письмо № 01-06/1569 о том, что им необоснованно получена единовременная денежная выплата с предложением добровольного ее возврата, оставленное им без удовлетворения.
Просит взыскать со Спиридонова А.С. в пользу УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» единовременную денежную выплату в размере 250 000 руб.
Представитель истца УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» Наумова В.И. в судебном заседании заявленные в иске требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что у истца не имелось сведений о произошедшем пожаре по адресу арендованного ответчиком помещения (гаража), ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации ответчиком в полном объеме не представлялись
Ответчик Спиридонов А.С. в судебном заседании исковые требования не признавал и пояснял, что деятельность по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств им ведется и по настоящее время. По адресу (<...>) арендованного им гаражного бокса произошел пожар, уничтожено всё приобретенное по оказанной социальной помощи оборудование, о чем своевременно было сообщено сотруднику отделения ОГКУСЗН по Чердаклинскому району, пояснившей об отсутствии в связи с этим необходимости сдать отчет, однако в последующем отчеты за 2 месяца им также были сданы, оборудование им вновь было закуплено, арендован другой гараж, ежемесячно вносятся арендные платежи.
Представитель ответчика Спиридонова А.С. - Шеянов А.Н. в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать, пояснял, что ущерб государству не причинен, ответчик продолжает вести свою деятельность по сей день, полученные по социальному контракту денежные средства были им реализованы по назначению. Единовременная денежная выплата не является необоснованно полученной Спиридоновым А.С., не является неосновательным обогащением.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства социального развития Ульяновской области Крупякова Р.Л. в судебном заседании заявленные в иске УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» требования считала подлежащими удовлетворению. Указала, что деятельность ответчика по адресу: <...> ответчиком не осуществлялась в связи с пожаром, в результате которого уничтожено оборудование, приобретенное за счет средств социального контракта, однако уведомления в предусмотренный 14-дневный срок со дня наступления обстоятельств непреодолимой силы природного характера ответчиком предоставлено не было, требование о предоставлении ежемесячного отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации не выполнено. Более того отметила на то, что в представленном ответчиком договоре аренды нового гаражного бокса, сам номер гаража не указан.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к выводу о необоснованности заявленного иска на основании следующего.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту решения - Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Этим же федеральным законом определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Под государственной социальной помощью подразумевается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
В силу ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, предусмотрено, что вышеуказанным категориям граждан, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, государственная социальная помощь может быть оказана на основании социального контракта (статья 8.1).
В ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ раскрывается понятие социального контракта. Так социальный контракт - это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 8.1 указанного Федерального закона к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относится осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
При этом, как следует из части 2.1 статьи 10 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 296 утверждена государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», в том числе Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов российской федерации на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Указанные субсидии предоставляются в рамках федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации адресной социальной поддержки граждан» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» исходя из необходимости достижения результатов указанного федерального проекта.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.04.2021 N 164-П утверждено Положение, которым определён порядок назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области (далее по тексту решения – Положение).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на период от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации, разработанной в соответствии с настоящим Положением по форме, установленной приложением N 7 к постановлению Правительства Ульяновской области «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» и утвержденной на заседании муниципальной комиссии (пункт 2.5 Положения).
Программа социальной адаптации разрабатывается учреждением совместно с заявителем и при необходимости с участием следующих исполнительных органов Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
В соответствии с пунктом 2.6 Положения государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на реализацию получателем обязательных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. К таким мероприятия, в частности, относятся: поиск работы; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на удовлетворение текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования.
На реализацию мероприятия, указанного в абзаце третьем пункта 2.6 Положения (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности), государственная социальная помощь предоставляется, в том числе, в виде: единовременной денежной выплаты для ведения предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 350 000 руб. в зависимости от сметы расходов, указанной в бизнес-плане и программе социальной адаптации, при условии соблюдения требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;
Конечным результатом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию, предусмотренному абзацем третьим пункта 2.6 Положения (осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности), являются: регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта в соответствии с прогнозными показателями доходов, предусмотренными бизнес-планом (пункт 2.12 Положения).
Судом установлено, что Спиридонов А.С. (ответчик по делу) является самозанятым, 26.04.2023 обратился в Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (л.д.69-13).
Суд отмечает, что Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске с 01.09.2023 прекратил свои полномочия, полномочия перешли Министерству социального развития Ульяновской области, согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 13.07.2023 № 18/359-П.
Так, Спиридонов А.С. просил предоставить ему государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. с целью осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности
Распоряжением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске от 20.05.202 № 2406 ответчику была предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта в форме единовременной денежной выплаты в размере 250 000 (л.д.16).
На основании социального контракта, заключённого между Спиридоновым А.С. и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске была разработана программа социальной адаптации малоимущей семьи на период с 25.05.2022 по 24.05.2023 (л.д. 20-21).
Как следует из программы социальной адаптации малоимущей семьи, выбранной Спиридоновым А.С. для реализации, основным мероприятием является осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, сроком реализации 12 месяцев, размер единовременной денежной выплаты – 250 000 руб., направление (вид) индивидуальной предпринимательской деятельности – техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (кузовные работы).
Согласно Бизнес-Плану, в качестве обоснования запрашиваемой суммы Спиридонов А.С. указал необходимость приобретения аппарата для контактной сварки стоимостью 52 700 руб., сварочного полуавтомата стоимостью 55 000 руб., обратного молотока стоимостью 8500 руб., краскопульта пневматического стоимостью 5300 руб., виброшлифмашин стоимостью 4800 руб. и 6000 руб. соответственно, дрели-шуруповерта стоимостью 13 300 руб., угловой шлифмашины стоимостью 6600 руб., компрессора поршневого стоимостью 50 400 руб., набора для удаления вмятин стоимостью 6500 руб., набора рихтовочного оборудования стоимостью 4000 руб., также электродов, проволок, сверл, круга отрезного по металлу, шлифовального круга, маски сварщика на общую стоимость 36 900 руб. (л.д. 84-87)
Адрес, по которому планируется осуществлять предпринимательскую деятельность, – <...> по договору аренды из стоимости 15 000 руб. в месяц.
25.05.2022 между Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске (ныне - Департамент социального развития Ульяновской области) и Спиридоновым А.С. был заключен социальный контракт на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности на срок по 24.05.2023 (л.д.18-19).
В соответствии с п. 3.2 социального контракта получатель обязан зарегистрироваться (встать на учет) в налоговом органе в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности не позднее одного месяца со дня зачисления средств единовременной денежной выплаты на его счет; предоставить в Учреждение документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия настоящего социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Учреждение подтверждающие документы; осуществлять предпринимательскую деятельность; уведомить Учреждение в течение трех рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации индивидуальной предпринимательской деятельности в период действия настоящего социального контракта; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, на основании настоящего социального контракта в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.
Ответчиком получена единовременная денежная выплата в размере 250 000 руб., приобретены основные средства, материально-производственные запасы (л.д. 91-92, 93-97), во исполнение контракта, что сторонами не оспаривалось, однако условия социального контракта и мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, ответчик в установленный срок не выполнил, что явилось основанием для принятия Департаментом распоряжения № 2017 от 24.04.2023 о прекращении предоставления государственной социальной помощи ответчику и обращения с рассматриваемым иском о взыскании полученной единовременной денежной выплаты.
В силу ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса (пункт 1).
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 указанной статьи).
В силу части 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В ходе судебного разбирательства оснований для применения положений ч. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не установлено.
Так, согласно указанию иске, в нарушение условий социального контракта ответчиком план мероприятий не выполнен, ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации не представлялись, кроме того, 17.10.2022 специалистами отделения по Заволжскому району УОГКУСЗН Ульяновской области был осуществлен выезд по адресу арендованного Спиридоновым А.С. помещения (гаража), установлено, сто деятельность по проезду Аполлона Сысцова, территория ГСК «Околица 1» в г. Ульяновске ответчиком не осуществлялась, оборудование, приобретенное за счет средств социального контракта, сгорело (л.д. 26, 27-30).
Письмом исх. № 245 от 24.04.2023 в адрес ответчика направлялось уведомление о расторжении социального контракта в связи с прекращением оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, с указанием на необходимость возвращения необоснованно полученных средств в размере 250 000 руб., с реквизитами для оплаты (л.д. 42, 43).
Ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось получение данного уведомления.
Между тем, согласно доводам стороны ответчика, отчеты в орган социальной защиты населения им предоставлялись ежемесячно, за исключением двух месяцев, по причине произошедшего в арендуемом гаражном боксе по адресу: Ульяновская область, пр-д Аполлона Сысцова, территория ГСК «Околица» пожара.
12.10.2022 изготовлено техническое заключение № 128 по причине пожара, произошедшего 17.09.2022 в ГСК «Околица-1», гаражные боксы № 50, № 52 (л.д. 33-38), согласно выводам которого, наиболее вероятной причиной возникновения пожара послужило возгорание горючей среды от источника зажигания, образование которых связано с возникновением аварийного режима работы электроустановок.
Согласно справки отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ульяновску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области от 22.11.2022, действительно 17.09.2022 по адресу: <...> 52 произошел пожар.
14.12.2022 составлена справка отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ульяновску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Ульяновской области на имя Спиридонова А.С., согласно которой в гаражных боксах № 50, 52 произошел пожар. В ходе проведения осмотра было установлено, что от воздействия огня и высокой температуры повреждена внутренняя отделка гаражных боксов. На полу обнаружены фрагменты оборудования и инструментов, сварочный аппарат.
Согласно пояснениям ответчика, по адресу (<...>) арендованного им гаражного бокса произошел пожар, уничтожено всё приобретенное по оказанной социальной помощи оборудование, о чем своевременно было сообщено сотруднику отделения ОГКУСЗН по Чердаклинскому району, пояснившей об отсутствии в связи с этим необходимости сдать отчет.
В материалы дела также представлен протокол обеспечения доказательств в сети Интернет по переписке Спиридонова А.С. с контактом «Соцзащита Чердаклы», из которого следует:
- 19.10.2022 отделение соцзащиты запрашивало у ответчика справку о пожаре в связи с поступившим актом обследования соцзащиты Заволжского района, на что 19.10.2022 дан ответ о том, что справка не получена, находится на прокурорской проверке;
- 03.11.2022 в адрес соцзащиты Чердаклы направлен отчет за октябрь 2022 года, сообщено, что справка о пожаре еще не выдана;
- 22.11.2022 направлена справка о пожаре, 18.01.2023 направлено пожарное заключение.
Таким образом, ОГКУСЗН по Чердаклинскому району достоверно знало о произошедшем пожаре 17.09.2022, было уведомлено в кратчайший срок. 13.10.2022 направило межведомственный запрос в отделение социальной защиты по Заволжскому району с просьбой выхода и проведения обследования гаражного бокса по проезду <...>, осуществлении ответчиком деятельности.
01.10.2022 между ответчиком и ФИО7 был заключен договор аренды гаража общей площадью 144 кв.м в ГСК «Околица», арендная плата по которому составляет 15 000 руб. в месяц. В силу условий договора, Спиридонову А.С. во временное пользование предоставлен за плату гараж с целью авторемонтной, автомалярной мастерской. Срок аренды определен до 31.12.2023, при этом если ни одна из сторон не заявила желание расторгнуть договор по истечении его срока, договор продлевается на следующие 2 года (п. 4.1, п. 4.2 договора).
Указанный договор представлялся ответчиком в орган социальной защиты населения.
Доводы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства социального развития Ульяновской области Крупяковой Р.Л. о том, что в представленном ответчиком новом договоре аренды нового гаражного бокса сам номер гаража не указан правового значения по дел не имеет, поскольку в первоначально представленном договоре аренды гаража от 01.01.2022 (л.д. 88) номера арендуемых гаражных боксов также указаны не были, однако принят в качестве документа для предоставления выплаты и заключения социального контракта.
Вострикова А.Г., согласно справке ГСК «Околица-1», с 27.11.2008 года является членом данного ГСК, имеет в пользовании гаражные боксы 07,09,11 (6б) по линии № 00, площадка № 01. Согласно расписке ФИО7 от 08.09.2023, ежемесячно Спиридоновым А.С. в период с октября 2022 года по август 2023 года оплачена арендная плата за гараж, по 15 000 руб. соответственно
Несмотря на то, что пожар произошел в сентябре 2022 года, что затруднило деятельность ответчика, 21.02.2023 ОГКУСЗН по Чердаклинскому району направляло в адрес ответчика письма с просьбой привести размер прибыли в соответствии с Бизнес-планом осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. При этом, не указывало на непредставление отчетов о доходах, нарушение условий социального контракта, на отсутствие сведений о пожаре и непредставление таковых ответчиком.
Вопреки доводам стороны истца о том, что ежемесячные отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации ответчиком не представлялись, в материалы дела представлена нотариально-заверенная переписка Спиридонова А.С. с соц.защитой р.п. Чердаклы, в которой он уведомлял об отсутствии выручки в сентябре в связи с пожаром.
Однако, согласно справкам о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход, доход ответчика составил: 06.2022 - 69 600 руб., 07.2022 - 69 000 руб., 08.2022 - 69 700 руб., 09.2022 - 70 000 руб., 10.2022 - 69 700 руб., 11.2022 - 70 000 руб., 12.2022 - 70 200 руб. (л.д. 105), 01.2023 - 70 000 руб., 02.2023 - 69 600 руб., 03.2023 - 71 000 руб., 04.2023 - 69 500 руб., 05.2023 - 24 500 руб., 06.2023 - 29 000 руб., 07.2023 - 28 700 руб., 08.2023 - 34 000 руб., 09.2023 - 9500 руб.
В личном деле отделения социальной защиты, заведенном на ответчика, имеется итоговая справка о состоянии доходов на 2022 год (л.д. 139).
Таким образом, ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в спорный период, предпринял к этому все необходимые меры, приобрел новое оборудование, взамен утраченного при пожаре, в том числе путем заемных денежных средств, кредита.
Как указано выше и по смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
В данном случае бремя доказывания недобросовестности Спиридонова А.С. при получении государственной социальной помощи в размере 250 000 руб. возложено на истца, требующего возврата денежных средств, однако таких доказательств суду не было представлено.
Напротив, ответчик представил суду доказательства того, что в соответствии с целями бизнес-плана предпринимательская деятельность им осуществляется, документы в обоснование запрашиваемой суммы социального контракта представлены, положения п. 3.2 социального контракта ответчиком исполнялись.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, факта недобросовестности поведения ответчика не установлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований УОГКУСЗН «ЕОЦСВ» о взыскании со Спиридонова А.С. необоснованно полученной единовременной денежной выплаты в размере 250 000 руб. не имеется.
Доводы стороны истца, третьего лица суд считает несостоятельными, а потому отклоняет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12,56, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» к Спиридонову Александру Сергеевичу о взыскании необоснованно полученной единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Сафиуллова
Мотивированное решение изготовлено 03.10.2023.