Решение по делу № 2-494/2021 ~ М-348/2021 от 13.05.2021

Дело

УИД 39RS0-39

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты>

05 августа 2021 года <адрес>

Гвардейский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Клименко М.Ю.

при секретаре Григорьевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стародубовой Юлии Анатольевны к Стародубовой Вере Федоровне о признании договора дарения недействительным,

у с т а н о в и л :

Стародубова Ю.А. обратился в суд с иском к Стародубовой В.Ф. о признании договора дарения недействительным, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком, которая приходится ей свекровью, был заключён договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ переход права собственности на квартиру был зареги­стрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, ка­дастра и картографии. Указанная квартира на протяжении длительного времени находилась в соб­ственности Стародубовой В.Ф. и была для неё единственным жильём, в котором она все эти годы проживала.

Предложение передать свою квартиру в дар исходило от Стародубовой В.Ф. А точнее, она предложила только заключить с ней договор дарения квар­тиры. Фактически же квартира оставалась во владении и пользовании свекрови. Намерений передавать квартиру, как новому её собственнику, у Стародубовой В.Ф. не было, как и не было у истца намерений владеть и пользоваться ею, то есть принимать как подаренное имущество. В жилом помещении она (истец) на момент сделки не нуждалась, так как располагала другим жильём.

Желание Стародубовой В.Ф. заключить договор дарения принад­лежащей ей квартиры с её слов было обусловлено опасениями, что после её смер­ти квартира может быть поделена между наследниками, чего она не хотела. А по­скольку она (истец) состояла в браке с её сыном ФИО2, который умер в октябре 2018 года, то со свекровью сложились доверительные отноше­ния. Поэтому она предложила ей заключить сделку дарения с условием, что фактически она не примет квартиру в дар, и до тех пор, пока она жива, она не сможет ею распоряжаться. В квартире же после сделки будет по-прежнему проживать Стародубова В.Ф., которая как и прежде, будет нести все расходы по содержанию жилья, производить оплату коммунальных услуг. Иными словами, смена собственника должна была произой­ти только «на бумаге».

Доверяя ей, Стародубова В.Ф. знала, что в случае согласия с её усло­виями, она (истец) после совершения сделки будет их соблюдать. Тем самым она могла не опасаться, что, передав ей в собственность квартиру, утратит фактическое право пользование ею и может быть выселена из квартиры, как прежний собственник, не имеющий уже никаких прав на неё.

Истица не разделяла опасений Стародубовой В.Ф. о том, что после её смерти квартира будет поделена между её наследниками, так как, совершив завещание, она могла ещё при жизни определить судьбу квартиры, избежав тем самым спо­ров между возможными наследниками в будущем, но возражать против предло­жения свекрови не стала. Предлагаемой ею сделкой права истца не нарушались. Поэтому с условиями сделки, когда передача ей квартиры, как дара, произошла бы только формально, а Стародубова В.Ф. продолжала бы владеть и пользоваться ею, истец согласилась. Таким образом, вопреки требованиям ст. 572 ГК РФ между ними не была со­вершена сделка дарения, так как отсутствовал факт передачи Стародубовой В.Ф. истцу квартиры, а истцом она не была принята, несмотря на то, что по договору дарения даритель передала ей квартиру, а истец её приняла. Кроме того, существенным условием дарения является его безвозмездность. В данном случае, хоть это и не было указано в дого­воре, имела место возмездность сделки, которая сводилась к тому, что после пере­хода к истцу права собственности на квартиру, истец оставляет её - квартиру - в преж­нем владении и пользовании Стародубовой В.Ф., которая в связи с этим продол­жает, как и прежде, за свой счёт нести расходы по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг. То есть имел место, хоть и не был заключён в письменной форме, договор безвозмездного пользования квартирой. В настоящее время истец намерена расторгнуть заключённый со Стародубовой В.Ф. договор дарения принадлежавшей ранее ей квартиры, расположенной по ад­ресу: <адрес>, так как считает совершённую между ними сделку мнимой. Против возращения Стародубовой В.Ф. квартиры при признании сделки недействительной истец не возражает и намерена это сделать на основании решения суда. Решение суда требуется для представления его в орган государ­ственной регистрации, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с указанными требованиями.

В судебном заседании истец Стародубова Ю.А. поддержала исковые требования в полном объеме.

Ответчик Стародубова В.Ф. в судебном заседании с иском согласилась.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства и дав им оценку, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 170 ГК РФ, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие правовые последствия, ничтожна.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным в ГК РФ, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки.

Как следует из ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечёт юридиче­ских последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительно­стью, и недействительна с момента её совершения (п. l). При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой всё полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недей­ствительности сделки не предусмотрены законом (п. 2).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Стародубова Вера Фёдоровна являлась собственником квартиры, площадью 45,7 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между Стародубовой В.Ф. и Стародубовой Ю.А. заключён договор дарения квартиры, располо­женной по вышеуказанному адресу, из которого усматривается, что Даритель безвозмездно, добровольно передала Одаряемому в собственность спорную квартиру, а истец приняла, принадлежащую дарителю на праве собственности квартиру.

Как усматривается из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на указанную квартиру, с КН владельцем ее с ДД.ММ.ГГГГ является Стародубова Юлия Анатольевна, собственность на основании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.

После совершённой сделки Стародубова В.Ф., продолжила пользоваться и владеть квартирой, как и прежде: по настоя­щее время проживает в квартире, несёт расходы по оплате содержания жилья и коммунальных услуг.

Истец свои вещи в квартире не хранила, в квартиру не вселялась.

Таким образом, вопреки требованиям ст. 572 ГК РФ между ними не была со­вершена сделка дарения, так как отсутствовал факт передачи Стародубовой В.Ф. истцу квартиры, а истцом она не была принята, несмотря на то, что по договору дарения даритель передала ей квартиру, а истец её приняла.

Существенным условием дарения является его безвозмездность, а в данном случае, имела место возмездность сделки, которая сводилась к тому, что после пере­хода к истцу права собственности на квартиру, истец оставляет её - квартиру - в преж­нем владении и пользовании Стародубовой В.Ф., которая в связи с этим продол­жает, как и прежде, за свой счёт нести расходы по содержанию жилья и оплате коммунальных услуг. То есть имел место, хоть и не был заключён в письменной форме, договор безвозмездного пользования квартирой.

В настоящее время истец намерена расторгнуть заключённый со Стародубовой В.Ф. договор дарения принадлежавшей ранее ей квартиры, расположенной по ад­ресу: <адрес>, так как считает совершённую между ними сделку мнимой.

Изложенное подтверждается материалами дела, исследованными выше.

Таким образом, имеются все основания для признания договора дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, заключенного между Стародубовой Верой Федоровной и Стародубовой Юлией Анатольевной - недействительным.

Руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Признать недействительным договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, КН39, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Стародубовой Верой Федоровной и Стародубовой Юлией Анатольевной.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Гвардейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья: Клименко М.Ю.

2-494/2021 ~ М-348/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Стародубова Юлия Анатольевна
Ответчики
Стародубова Вера Федоровна
Суд
Гвардейский районный суд Калининградской области
Судья
Клименко М.Ю.
Дело на сайте суда
gvardeysky--kln.sudrf.ru
13.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2021Передача материалов судье
14.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2021Судебное заседание
05.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее