РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2023 года пгт. Безенчук
Безенчукский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бурдиной Д.Ю.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению АО «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФИО3, ГУФССП России по <адрес> о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Безенчукский районный суд <адрес> с указанным административным исковым заявлением, требуя признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3, выразившееся неприменении мер для принудительного исполнения решения суда, а именно не вынесении постановления о временном ограничении права выезда должника за пределы РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; не проведении проверки имущественного положения по месту жительства должника за аналогичный период; не направлении запроса в органы ЗАГС с целью получения информации об актах гражданского состояния за аналогичный период; в не произведении действий по установлению имущества зарегистрированного за супругом должника за аналогичный период; не направлении запроса в органы УФМС с целью получения информации о месте жительства должника за указанный период и обязать устранить указанные нарушения путем направления соответствующих запросов с целью применения мер принудительного характера.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, по которому АО «ОТП БАНК» является взыскателем, должником является ФИО1., предмет исполнения- взыскание задолженности по кредитному договору в размере 31751,21 руб.
Исполнительное производство находится в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
За указанный период каких-либо мер для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем, в установленный законом двухмесячный срок, не предпринималось, выходы по месту жительства должника с целью наложения ареста на принадлежащее ему имущество, ни разу не осуществлялось, не направлены соответствующие запросы, не вынесено постановление об ограничении на выезд должника за пределы РФ.
Таким образом, должностными лицами ОСП <адрес> УФССП России по <адрес>, а именно судебным приставом-исполнителем ФИО3 не были предприняты все исчерпывающие меры для исполнения решения суда в установленный законом срок, что привело к нарушению прав административного истца.
Административный истец – представитель АО «ОТП Банк» по доверенности ФИО6 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с письменным ходатайством о рассмотрении дела без её участия, представила письменный отзыв на административный иск, в котором просила отказать в удовлетворении административного иска.
Административный ответчик – ГУФССП России по <адрес> в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, о причинах неявку суд не уведомило.
Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу п.п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, обязательным условием для удовлетворения административных исковых требований является нарушение прав, свобод и законных интересы административного истца оспариваемыми решениями, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
Статьей 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительное производство осуществляется на принципах уважения чести и достоинства гражданина, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно пп.12 ч.1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия, в том числе рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В силу ст. 64 указанного Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
К числу исполнительных действий, которые вправе осуществлять судебные приставы-исполнители относятся:
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Судом установлено, что на исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП <адрес> ФИО3 находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, по которому АО «ОТП БАНК» является взыскателем, должником является ФИО1, предмет исполнения- взыскание задолженности по кредитному договору в размере 31751,21 руб.
Из копий исполнительного производства, предоставленной в материалы дела, усматривается, что в отношении должника ФИО1, 08.05.1996гр., возбуждено исполнительное производств №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного документа судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Судебным участком № <адрес>, о взыскании кредитной задолженности в пользу АО ОТП Банк в сумме 31751.21руб. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлена сторонам ИП по адресам указанным в исполнительном документе. В рамках исполнительного производства в соответствие с ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях выявления имущества должника, были направлены запросы в регистрирующие органы и организации: БТИ, ФРС, РЭО ГАИ, ФМС, Гостехнадзор, ПФР по СНИЛС, ЦЗН, Банки и кредитные организации, запрос к операторам сотовой связи, ПФР о месте работы, ФНС, ЗАГС о предоставлении необходимых сведений в отношении должника ФИО1 Исполнительное производство объединено в сводное ИП в отношении того же должника. На основании ответа ПФР, было установлено, что должник работает ГБУЗ СО <адрес> больница, в рамках ИП вынесено и направлено постановление об удержании задолженности с заработной платы по месту работы должника. Однако пакет документов был возвращен работодателем в ввиду увольнения должника ДД.ММ.ГГГГ. В рамках ИП осуществлен выход, в ходе проверки должник по адресу регистрации не установлен, данный должник зарегистрирован по адресу, по факту не установлен. Оставлена повестка о явке в ОСП <адрес>. Должник по повестке не явился. Заявление об исполнительном розыске должника в соответствии со ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» в ОСП не поступало. Дополнительная информации о выявленном имуществе у должника на основании ответов на запросы не поступила. В рамках исполнительного производства №-ИП в отношении должника ФИО1 вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 6 месяцев, ДД.ММ.ГГГГ в рамках сводного ИП, далее от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на 6 месяцев. На основании положительного ответа банка, за должником зарегистрированы счета в банке и иных кредитных организациях. Вынесено и направлено постановление об обращении взыскания на ДС должника. Денежные средства поступающие в рамках ИП перечисляются по сводному ИП по реквизитам взыскателя. Остаток задолженности по ИП 36816/22/63005 на дату 9794.07руб. В целях выявления имущества должника, судебным приставом-исполнителем были направлены повторные запросы в регистрирующие органы. Дополнительная информации о выявленном имуществе у должника на основании ответов на запросы не поступила. Запросы в ЗАГС с целью получения информации об актах гражданского состояния были направлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Запрос в ГУ МВД (ФМС) с целью получения информации о месте регистрации должника были направлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, из материалов исполнительного производства видно, что в силу Федерального Закона «Об исполнительном производстве» действия направлены на осуществление основной задачи исполнительного производства - обеспечение исполнения судебного акта. Информация по ИП в отношении должника предоставлялась неоднократно взыскателю по обращению в ОСП.
Таким образом все доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
С учетом изложенного и представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков бездействий, допущенных при осуществлении полномочий, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», в рамках исполнительного производства где взыскателем является истец, а должником ФИО4, которые могли бы повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов истца, в связи с чем находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что выбор тех или иных действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, отнесенных законодателем к полномочиям судебного пристава- исполнителя, является правом судебного пристава- исполнителя. Данные полномочия реализуются судебным приставом- исполнителем с учетом оценки уважительности причин неисполнения должником судебного акта. Отрицательная оценка взыскателем эффективности реализации должностным лицом ОСП прав и полномочий, предоставленных законом, не свидетельствует о наличии признаков бездействия, как и сам по себе факт неполного исполнения должником требований исполнительного документа.
Доводы административного истца о том, что административные ответчики не совершили ряд действий, необходимых, по мнению истца, для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа, не могут быть приняты во внимание по приведенным выше мотивам.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования АО «ОТП Банк» к судебному приставу-исполнителю ОСП <адрес> ФССП России по <адрес> ФИО3, УФССП России по <адрес> о признании незаконными бездействий судебного пристава-исполнителя, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Безенчукский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.Ю.Бурдина