Дело № 2-1991/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2018 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
председательствующего судьи Словесновой А.А.,
при секретаре Нечаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рязановой Нины Валерьевны к Администрации города Тамбова, Администрации Тамбовской области о восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», признании незаконным распоряжения администрации Тамбовской области от 01.11.2005г. ***-р,
УСТАНОВИЛ:
20.07.2018г. Рязанова Н.В. обратилась в суд с иском к администрации города Тамбова о возложении обязанности восстановить ее в составе семьи 2 человека )она и ее мать – Рязанова Елена Евгеньевна) в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Свои требования мотивировала тем, что 24.04.2018г. по результатам обращения к главе администрации Тамбовской области в ее адрес поступило 2 документа – 2 распоряжения администрации Тамбовской области:
- ***-р от 22.07.2005г. «Об утверждении списка граждан-работников бюджетных организаций на получение субсидий на компенсацию части стоимости приобретаемого (строящегося) жилья при ипотечном жилищном кредитовании», согласно которому мать истицы – Рязанова Е.Е. была включена в данный список на получение субсидии 84000,00 руб. в составе семьи 2 человека (включая истицу), в связи с признание непригодным для проживания *** оп *** в ***, где проживала семья истицы;
- ***-р от 14.12.2005г., согласно которому были внесены изменения в вышеуказанное распоряжение и Рязанова Е.Е. в составе семьи 2 человека была исключена из списка граждан-работников бюджетных организаций на получение субсидий.
Также истице из Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поступило учетное дело ее матери – Рязановой Е.Е., в котором имеется еще одно распоряжение администрации Тамбовской области ***-р от 01.11.2005г., в соответствии с которым Рязановой Е.Е. с составом семьи 2 человека (включая истицу) были выделены денежные средства из областного бюджета в размере 306000,00 руб. на приобретение жилья общей площадью 44,05 кв.м. по адресу: ***В, ***. После приобретения данного жилья, администрации г.Тамбова рекомендовано исключить Рязанову Е.Е. с составом семьи 2 человека из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Постановлением администрации г.Тамбова *** от 14.12.2005г. Рязанова Е.Е. с составом семьи 2 человека (включая истицу) была исключена из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Юридическим основанием для принятия распоряжение администрации Тамбовской области ***-р от 01.11.2005г. послужило постановление администрации Тамбовской области от 21.01.2003г. *** «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление жилья, субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом «жилищное строительство» областной адресной инвестиционной программы», проанализировав которое Рязанова Н.В. полагает, что:
1- она не относится ни к одной из перечисленных в данном постановлении категориям граждан, имеющим право на получение субсидии;
2 – размер предоставляемой субсидии должен составлять 403000,00 руб.;
3 – повторная выплата субсидии по одним и тем же обстоятельствам – улучшение жилищных условий противоречит Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ.
Полагает, что распоряжение администрации Тамбовской области ***-р от 01.11.2005г. противоречит Положению о порядке предоставления «Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление жилья, субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом «жилищное строительство, в связи с чем администрация г.Тамбова необоснованно исключила ее из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Определением судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 23.07.2018г. в рамках подготовки по делу привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Рязанова Елена Евгеньевна (мать истицы).
13.09.2018г. истица Рязанова Н.В. в лице своего представителя Рязановой Е.Е. уточнила исковые требования на основании ст.39 ГПК РФ, дополнив их требованиями к администрации Тамбовской области о признании незаконным распоряжения администрации Тамбовской области ***-р от 01.11.2005г., обязании администрации г.Тамбова восстановить ее списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».
Протокольным определением судьи Ленинского районного суда г.Тамбова от 27.08.2018г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
Истица Рязанова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежащим образом, извещения возвращены в адрес суд с отметкой «об истечении срока хранения», со слов своего представителя Рязановой Е.Е. надлежащим образом извещена о дате и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело подлежит рассмотрению в отсутствие истца.
Представитель истца/третье лицо Рязанова Е.Е. заявленные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске и уточнении к нему, дополнив, что распоряжение администрации Тамбовской области ***-р незаконно и необоснованно, поскольку денежная сумма, предоставленная ей – Рязановой Е.Е. в размере 306000,00 руб. является материальной помощью, но никак не субсидией, влияющей на жилищные права на тот момент несовершеннолетней истицы. В момент произведения выплаты, в доме, в котором они проживали с истицей, уровень предельно-допустимой нормы превышал угарного газа, который был опасен для жизни ребенка и дальнейшего проживания в данном доме. При этом их никто не уведомил о том, каким образом будет произведено улучшение их жилищных условий. Субсидию могли выделить только, исключив ее семью, из списка по 1-й программе - по «бюджетникам». Более никаких комиссий не собиралось и не проходило, денежные средства переводились на счет АИЖК Тамбовской области, которых не хватило для приобретения квартиры на ул.***, в связи с чем она была вынуждена брать кредитные средства, которые она – Рязанова Е.Е. до настоящего момента выплачивает.
Представитель ответчика администрации г.Тамбова по доверенности Уланова Н.Н. исковые требования Рязановой Н.В. не признала, пояснив, что Рязанова Е.Е. состояла на в списке на очереди нуждающихся в жилом помещении с *** по списку очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» по Ленинскому району г. Тамбову, поскольку ее дочь являлась и сейчас является инвалидом.
Распоряжением администрации Тамбовской области от 01.11.2005г. ***-р Рязановой Е.Е. на состав семьи 2 человека (мама, дочь) были выделены денежные средства из областного бюджета в сумме 306000,00 руб. на приобретение жилья. Также указанным распоряжением было рекомендовано исключить Рязанову Е.Е. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, после приобретения жилья в собственность.
Рязанова Е.Е. приобрела квартиру общей площадью 51,9 кв.м по адресу: ***, в связи с чем постановлением администрации г. Тамбова от *** *** Рязанова Е.Е. была снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, мать Рязановой Е.Е. - Рязанова Р.П. также состояла на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ***. по списку очереди «ветхие дома по г.Тамбову», с составом семьи 3 человека: Рязанова Р.П., Рязанова Е.Е., Рязанова Н.В.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 03.12.2009г. на администрацию г.Тамбова была возложена обязанность предоставить семье Рязановой Р.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 23,87 кв.м.
Во исполнение указанного выше решения суда, постановлением администрации г.Тамбова *** от 13.04.2010г. семье Рязановой Р.П. предоставлена муниципальная двухкомнатная *** общей площадью 43,5 кв.м, в ***. В данной квартире была зарегистрирована только Рязанова Р.П., которая в последующем приватизировала ее на себя одну, а затем реализовала ее путем продажи.
После предоставлении выше указанной квартиры, постановлением администрации г.Тамбова *** Рязанова Р.П. также была снята с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 11.05.2011г. семью Рязановых Р.П., Е.Е., Н.В. выселили из ***, в связи с предоставлением указанным лицам муниципальной двухкомнатной ***, общей площадью 43,5 кв.м, в ***.
На основании изложенного полагала, что Рязановы Е.Е. и Н.В. дважды воспользовались правом в получении жилья за счет средств областного и муниципального бюджетов.
Также указала на истечение срока исковой давности по вопросу обжалования спорным правовых актов.
Просила в иске отказать.
Представитель ответчика администрации Тамбовской области по доверенности Ковешникова И.А. исковые требования Рязановой Н.В. не признала по основаниям, изложенным в отзыве и письменном пояснении на иск, дополнив, что на момент получения спорной в настоящем судебном заседании субсидии ни Рязановой Е.Е., ни Рязановой Н.В. не оспаривался порядок и размер ее предоставления, следовательно, сторона истца согласилась с размером выделенной субсидии.
Согласно законодательству на момент предоставления спорной субсидии – 2005г. гражданин, организации вправе были оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если их права, по их мнению, были нарушены.
С момента принятия распоряжения ***-р прошло более 12 лет, в связи с чем процессуальный срок для обжалования данного правового акта истек, а стороной истца не заявлено о наличии уважительной причины его пропуска, в том числе в течение 3-х месяцев со дня достижения истицей совершеннолетия.
Полагала, что отсутствие на оспариваемом распоряжении администрации области визы согласования начальника правового управления администрации области не свидетельствует о его незаконности, а говорит лишь о нарушении инструкции по делопроизводству, действовавшей на тот момент. Форма правового акта соблюдена, поскольку он принят по организационным вопросам и не содержит предписаний, носящих нормативный характер. Оспариваемое распоряжение содержит все необходимы реквизиты, оно принято в соответствии с действующим на тот момент постановлением администрации области от *** ***.
Указала, что в ходе заседаний рабочей группы, созданной по изучению отдельных фактов и обстоятельств, изложенных в обращениях Рязановой Е.Е., в котором принимают участие также и органы прокуратуры, рассматривался вопрос предоставления Рязановой Е.Е. субсидии в размере 306000,00 руб., при этом органы прокураты не высказывали позицию о нарушении принятием оспариваемого распоряжения прав и законных интересов как самой Рязановой Е.Е., так и ее дочери – Рязановой Н.В. Указанное свидетельствует о законности данного распоряжения администрации Тамбовской области.
На момент предоставления субсидия регламенты ее предоставления (административные регламенты) не утверждались, поскольку Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принят только 27.07.2010г. Порядок предоставления субсидии устанавливался постановлением администрации области от *** ***.
Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области по доверенности Авдеева И.В. в судебном заседании исковые требования Рязановой Н.В. не признала по тем же основаниям, что ответчики, дополнив, что в написанном 31.08.2005г. заявлении Рязанова Е.Е. просила исключить ее из списка по «Программе приобретения жилья при ипотечном жилищном кредитовании для работников бюджетных организаций», в связи с предоставлением субсидии для приобретения жилья в размере 306000,00 руб. по решению межведомственной комиссии. Следовательно, Рязанова Е.Е. знала, что предоставляемая ей денежная сумма являлись субсидией, а не материальной помощью. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Статья 40 Конституции Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Тамбовской области от 21.01.2003г. *** утверждено Положение о порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление жилья, субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом «жилищное строительство» областной адресной инвестиционной программы.
Основания для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены статьей 12 Закон Тамбовской области от 20 июля 2005г. N 342-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда в Тамбовской области», принятого Тамбовской областной Думой 20 июля 2005 г. (в диапазоне действия редакции c 27.07.2005г. по 19.07.2007г.).
Как следует из материалов дела, Рязанова Нина Валерьевна является инвалидом с детства, до совершеннолетия (т.е. до ***.) у нее была установлена группа инвалидности ребенок-инвалид (л.д.191,192,195), по достижении возраста совершеннолетия (18-ти лет) ей установлена инвалидность третьей группы бессрочно с указанием инвалидность с детства (л.д.139).
Постановлением МЭРа города Тамбова от 12.02.2003г. *** Рязанова Елена Евгеньевна (мать истицы) с со ставом семьи два человека, проживающую в однокомнатной ***, жилой площадью 23.87 кв.м., в *** в *** (также зафиксировано, что на данной площади зарегистрировано три человека), принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», на основании заявления Рязановой Е.Е. от 08.01.2003г. (л.д.238).
По результатам обращения Рязановой Е.Е. в 2015г. (л.д.163-164) по факту оказание ей материальной поддержки в виде субсидий на приобретение жилья, по поручению межведомственной комиссии было проведено обследование жилищных условий Рязановой Е.Е. по адресу: ***, лд.23, ***, и рекомендовано вернуться к рассмотрению вопроса об оказании ей материальной поддержки в виде субсидий на приобретение жилья (л.д.161-162).
Протоколом заседания межведомственной комиссии по предоставлению субсидии на при обретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом «Жилищное строительство» областной адресной инвестиционной программы на 2005г. от 19.08.20005г. *** по г.Тамбову решено было предоставить Рязановой Е.Е. с составом семьи включающим в себя ребенка-инвалида, проживающим в ветхом жилье, субсидию на приобретение жилья в размере 306000,00 руб. при условии подачи заявления о выходе из программы приобретения жилья при ипотечном жилищном кредитовании для работников бюджетных организаций (л.д.158-159).
31.08.2005г. Рязанова Е.Е. собственноручно пишет на имя заместителя главы администрации Тамбовской области заявление об исключении ее из списка по улучшению жилищных условий по программе приобретения жилья при ипотечном жилищном кредитовании для работников бюджетных организаций (л.д.160).
14.09.2005г. между ООО «УК «Областной Дом Недвижимости» и Рязановой Е.Е. был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома по адресу: ***В, в соответствии с которым Рязанова Е.Е. приняла участие в строительстве указанного монолитного жилого дома, с целью приобретения однокомнатной квартиры, расположенной на 14 этаже, *** на площадке тип слева, общей проектной площадью 44,)5, в том числе жилой 17,98 кв.м. (л.д.154-157).
Распоряжением администрации Тамбовской области от 01.11.2005г. ***-р Рязановой Е.Е. выделена на состав семьи из двух человек, имеющей ребенка-инвалида, средства из областного бюджета в сумме 306000,00 руб. на приобретение жилья общей площадью 44,05 кв.м., жилой площадью 17,98 кв.м. по адресу: ***В, ***. Также данным распоряжением рекомендовано администрации г.Тамбова исключить Рязанову Е.Е. из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий после приобретения жилья (л.д.152).
Постановлением администрации *** от 14.12.2005г. *** Рязанова Е.Е. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», в связи с получением бюджетных средств от органов государственной власти на приобретение ***, общей площадью 44,05 кв.м., в том числе жилой 17,98 кв.м., в ***А по *** (л.д.237).
Основанием предоставления указанной выше субсидии Рязановой Е.Е. является пункт 1.7 Положения о порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление жилья, субсидии на приобретение или строительство жилья за средств, предусмотренных разделом «Жилищное строительство» областной адресной инвестиционной программы, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 21.01.2003г. ***, согласно которому глава администрации области на основании решения межведомственной комиссии по предоставлению гражданам субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств, предусмотренных разделом «жилищное строительство» областной инвестиционной программы, вправе принять решение о предоставлении субсидии категориям граждан, не указанных в п. 1.6 Положения, но имеющим право на внеочередное или первоочередное предоставление жилья, в соответствии с действующим законодательством.
Данная субсидия предоставлялась Рязановой Е.Е. и ее дочери Рязановой Н.В. – истице в настоящем гражданском деле под конкретный объект движимости – ***-В по *** в ***, и согласно п. 1.11 Положения жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность всех членов семьи.
Кроме того, согласно п. 1.5 Положения субсидия предоставлялась в размере, не превышающем расчетную стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, в данном случае, 42 кв.м. на семью из 2 человек, исходя из стоимости жилого помещения в районе (городе) области, определяемой межведомственной миссией, на основании сведений о средней стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, предоставляемых ежеквартально областным государственным учреждением «Тамбовский центр по ценообразованию в строительстве».
Более того, стоимость одного квадратного метра общей площади жилья не может быть выше стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории области, определяемой ежеквартально Министерством зонального развития Российской Федерации.
На момент выдачи субсидии семье Рязановой Е.Е. в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2000г. ***-р определение средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам Российской Федерации для расчета размера субсидий на приобретение жилых помещений всем категориям граждан входило в полномочия Минрегиона России.
Указанная выше субсидия в сумме 306000,00 руб., как порядок ее предоставления, так и сумма данной субсидии, не была обжалована в установленные законом сроки ни Рязановой Е.Е. – мать истицы, ни Рязановой Н.В. - истица, по достижении истицей совершеннолетия.
Кроме того, ни истицей Рязановой Н.В., ни третьим лицом Рязановой Е.Е. постановление администрации г.Тамбова от 14.12.2005г. *** о снятии Рязановой Е.Е. с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по списку очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», в связи с получением бюджетных средств от органов государственной власти, также в установленном законом порядке не обжаловалось.
Согласно ст.ст. 254, 256 ГПК РФ (в редакции на момент принятия оспариваемых распоряжения и постановления), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Аналогичный порядок и срок оспаривания действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего установлены ст.ст. 218, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Истцу Рязановой Н.В. и ее представителю/третьему лицу Рязановой Е.Е., которая на момент издания оспариваемых актов органов местного самоуправления и субъекта РФ в силу семейного и гражданского законодательства являлась законным представителем несовершеннолетней истицы, было известно о принятии оспариваемых актов, на тот момент никем не оспаривалось, не заявлялось о его незаконности.
В соответствии со ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации7 исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица.
Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» в случае нарушения прав физических лиц, не обладающих полной гражданской или гражданской процессуальной дееспособностью (например, малолетних детей, недееспособных граждан), срок исковой давности по требованию, связанному с таким нарушением, начинается со дня, когда об обстоятельствах, указанных в п. 1 ст. 200 ГК РФ, узнал или должен был узнать любой из законных представителей, в том числе орган опеки и попечительства.
Поскольку оспариваемые акты органа местного самоуправления и субъекта РФ (постановление администрации г.Тамбова от 14.12.2005г. ***, распоряжением администрации Тамбовской области от 01.11.2005г. ***-р), были вынесены в 2005г., о данных решениях представитель истца/третье лицо Рязанова Е.Е., являющаяся законным представителем несовершеннолетнего истца Рязановой Н.В., была извещена надлежащим образом, знала о сути предоставляемой субсидии, то срок исковой давности истек в 2008г.
Согласно разъяснениям п.п.11-12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015г. N43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 5 статьи 330 ГПК РФ, часть 6.1 статьи 268 АПК РФ). Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания.
Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности возлагается на лицо, предъявившее иск.
В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
То есть, заявление о пропуске срока исковой давности сделано надлежащими лицами – представителями ответчиков, и пропуск указанного срока подтвержден материалами дела. Между тем, истец, его представитель о восстановлении срока исковой давности не заявляли.
Также суд обращает внимание, что представителем истца/третьим лицом Рязановой Е.Е. по договору участия долевого строительства приобреталось жилое помещение, расположенное по адресу: ***В, ***, в том числе с учетом доли истицы.
Однако, позднее данный договор был расторгнут представителем истца/третьим лицом Рязановой Е.Е. и приобретено другое жилое помещение, расположенное по адресу: ***, однако, уже без учета доли истицы Рязановой Н.В.
Указанные факты стороной истца не оспорены и подтверждаются рядом письменных материалов дела и объяснениями ответчиков.
Доводы стороны истца о несоблюдении процедуры производства данной выплаты, а именно отсутствие на оспариваемом распоряжении администрации области «Визы согласования» начальника правового управления администрации области не свидетельствует о незаконности данного распоряжения администрации Тамбовской области, а являются процессуальным нарушением инструкции по делопроизводству в администрации Тамбовской области, утвержденной постановлением администрации Тамбовской области от 04.10.2004г. *** (действовавшей на дату принятия правового акта).
Однако, форма правового акта по данным вопросам в виде распоряжения соблюдена, так как он принят по организационным вопросам и не содержит предписаний, носящих нормативный характер
Кроме того, оспариваемое распоряжение администрации Тамбовской области содержит все необходимые реквизиты: регистрационный номер, дату и место составления документа, подпись и наименование должности лица, подписавшего документ, имеющего на то полномочия.
Таким образом, оспариваемое распоряжение администрации Тамбовской области от 01.11.2005г. ***-р принято в соответствии с действующим на тот момент – 2005г. постановлением администрации Тамбовской области от 21.01.2003г. ***.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что исковые требования Рязановой Н.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рязановой Нины Валерьевны к Администрации города Тамбова, Администрации Тамбовской области о восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», признании незаконным распоряжения администрации Тамбовской области от 01.11.2005г. ***-р, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, со дня составления мотивированного решения.
Судья А.А. Словеснова
Решение принято в окончательной форме 15.10.2018г.
Судья А.А. Словеснова