12-112/2019
РЕШЕНИЕ
05 марта 2019 года город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Карасев М.А., при секретаре Чайка О.П., рассмотрев дело по жалобе заместителя управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам ПАО «ОДК-Сатурн» Власова Алексея Валентиновича на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района ЯО от 6 февраля 2019 года, которым Власов А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 06.02.2019 г. заместитель управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам ПАО «ОДК-Сатурн» Власов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Власов А.В. обратился с жалобой на данное постановление в Рыбинский городской суд Ярославской области. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления и прекращения производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения. Автор жалобы указывает на то, что судом были допущены нарушения норм материального и процессуального права: суд не применил закон, подлежащий применению (ст. 16 ФЗ Закона РФ «О государственной тайне», ст. 6, 22 Закона «О прокуратуре»); суд нарушил требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела: суд надлежащим образом не уведомил заявителя о рассмотрении дела в суде и лишил права быть выслушанным судом и представить доказательства отсутствия вины в административном правонарушении.
Так же указывает, что в период с 09.01.2019 по 18.01.2019 при проверке Рыбинской городской прокуратурой соблюдения законодательства в сфере государственного оборонного заказа в адрес ПАО «ОДК-Сатурн» поступили запросы о предоставлении документов и сведений от 09.01.2019, 11.01.2019, 14.01.2019, 15.01.2019 и 17.01.2019.
На указанные запросы 10.01.2019, 14.01.2019, 18.01.2019 ПАО «ОДК-Сатурн» представило запрашиваемые: письменные пояснения (3 шт.); гос. контракт № № от 08.12.2014; Решение Минпромторга о приемке ОКР от 20.12.2017 и Заключение комиссии Минпромторга о приемке ОКР от 28.12.2017; Патент №№ от 14.08.2017; Патент № № от 14.08.2017; Акт приема-передачи РИЗ; Сертификат <данные изъяты> в <данные изъяты>; калькуляцию фактических затрат при исполнении государственного контракта № № от 08.12.2014; перечень покупных комплектующих изделий двигателя <данные изъяты>; графики импортозамещения к государственному контракту № № от 08.12.2014 на шифр «№»; сведения о местонахождении 3-х опытных образцов <данные изъяты>; рамочное соглашение от 25.05.2018 между ПАО «ОДК-Сатурн», <данные изъяты>, АО «<данные изъяты>» и <данные изъяты>.
11.01.2019 в 11.00 часов в адрес ПАО «ОДК-Сатурн» поступило требование обеспечить допуск на территорию предприятия 11.01.2019 в 11.15 часов заместителя городского прокурора Бондаренко А.А. и старшего помощника городского прокурора Тухтину Т.Н. с целью ознакомления с документами, составляющими государственную тайну: техническим заданием и техническими требованиями к государственному контракту № № от 08.12.2014.
ПАО «ОДК-Сатурн» обеспечило допуск на территорию предприятия сотрудников прокуратуры, но, в передаче сведений, составляющих государственную тайну, мотивированно отказало (исх. № 296/013-008 от 11.01.2019) до получении Рыбинской городской прокуратурой санкции Минпромторга РФ на передачу сведений на основании ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне» и п.71 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне».
Невозможность передачи прокурору сведений 11.01.2019 была вызвана нереальными и заведомо неисполнимыми сроками исполнения запроса (15 минут), в нарушение п. 2 ст. 6 Закона РФ «О прокуратуре». Считает, что ПАО «ОДК-Сатурн» не имело права передачи прокуратуре информации, составляющей государственную тайну, в установленном в запросе порядке и сроки, без нарушения закона.
Применительно к запрашиваемым прокуратурой сведениям, составляющим государственную тайну, ПАО «ОДК-Сатурн» не является собственником информации. Собственником информации является государство и согласно ст. 16 ФЗ Закона РФ «О государственной тайне» полномочия по согласованию возможности распоряжения информацией (передачи информации) имеет Минпромторг РФ. Санкция уполномоченного органа должна выражаться в письменной документарной форме и подтверждать легитимность действий обладателя по передаче информации третьему лицу. Передача сведений, составляющих государственную тайну, возлагает на всех лиц (получивших доступ к такой информации) обязанность по обеспечению условий, гарантирующих их защиту. Под обеспечением условий защиты понимается реализация системы защиты государственной тайны, которая включает применение специальных средств и методов, обеспечивающих ее сохранность.
Также указывает на то, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, было рассмотрено мировым судьей без надлежащего его уведомления о времени и месте судебного заседания.
Указывает, что состав правонарушения по ст. 17.7 КоАП образуют умышленные действия. Данный элемент состава административного правонарушения имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения административного дела, возбужденного по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если невыполнение требования прокурора носит умышленный характер, т.е. имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме умысла. По данному административному делу вина заявителя отсутствует.
Считает, что требования прокурора были незаконны и имели нарушения ст. 16 ФЗ Закона РФ «О государственной тайне» в части соблюдения процедуры передачи документов; ст. 22 Закона «О прокуратуре» в части соблюдения прокурором установленного законодательством порядка по запросу сведений, составляющих государственную тайну; ст. 6 Закона «О прокуратуре» в части установления неразумно малого срока на предоставление документов.
В судебном заседании Власов А.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Заместитель Рыбинского городского прокурора Бондаренко А.А. в судебном заседании указал на несостоятельность доводов жалобы, пояснил, что доводы жалобы о невозможности передачи прокурору сведений 11.01.2019 в связи с нереальными и заведомо неисполнимыми сроками исполнения являются надуманными и несоответствующими действительности. Во исполнение поручения прокуратуры Ярославской области от 29.12.2018 в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Рыбинской городской прокуратурой проводилась проверка соблюдения требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа ПАО «ОДК-Сатурн».
В ходе ее проведения 09.01.2019 Рыбинской городской прокуратурой в ПАО «ОДК-Сатурн» направлен запрос о предоставлении копии государственного контракта на выполнение опытно-конструкторских работ и изготовление газотурбинного агрегата с приложениями, в том числе технического задания и технических требований. К указанному в запросе сроку письмом от 10.01.2019 № 296/013-004 за подписью заместителя управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам ПАО «ОДК-Сатурн» Власова А.В. предоставлены запрошенные документы за исключением технического задания и технических требований. Из пояснений представителей ПАО «ОДК-Сатурн» следовало, что указанные документы содержат сведения, составляющие государственную тайну, и ознакомление с ними возможно лишь на территории предприятия.
Учитывая, что на ПАО «ОДК-Сатурн» осуществляется пропускной режим, в целях беспрепятственного прохождения на территорию предприятия, 11.01.2019 Рыбинской городской прокуратурой направлен запрос об обеспечении представителям городской прокуратуры доступа на территорию предприятия с целью ознакомления с вышеуказанными документами.
Прибыв 11.01.2019 на территорию предприятия, представителями Рыбинской городской прокуратуры предъявлены документы, удостоверяющие личность, предписания на выполнение задания, а также справки о наличии допуска к совершенно секретным сведениям, однако Власовым А.В. в устной форме отказано в ознакомлении с документами, содержащими государственную тайну, и предложено обратиться за разрешением на ознакомление в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. 11.01.2019 из ПАО «ОДК Сатурн» получен ответ, подготовленный действующим по доверенности от 21.08.2017 заместителем управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам Власовым А.В., из которого следует, что техническое задание и технические требования к государственному контракту содержат сведения, составляющие государственную тайну, в связи с чем ознакомление с ними возможно только при получении прокуратурой согласия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
При направлении 17.01.2019 требования в адрес ПАО «ОДК-Сатурн» получен ответ аналогичного содержания.
Доводы жалобы о том, что ознакомление с техническим заданием и техническими требованиями к государственному контракту, возможно только при получении прокуратурой согласия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации не основаны на законе.
Органы прокуратуры в связи осуществлением ими в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорского надзора на основании пункта 2.1 статьи 4 настоящего закона вправе получать в установленных законодательством случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон № 5485-1) доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, обеспечивается в соответствии со статьей 25 Закона № 5485-1, согласно которой, организация доступа должностного лица к таким сведениям возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. Порядок доступа к сведениям и документам утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 66 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, регламентировано, что доступ граждан сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях, в которые они командируются, осуществляется после предъявления ими предписаний на выполнение задания, документов, удостоверяющих личность и справок о допуске по соответствующей форме. Указанные документы предъявлены сотрудниками городской прокуратуры в ходе проведения проверки в ПАО «ОДК-Сатурн». Истребование согласия прокурором для ознакомления с какими-либо документами при осуществлении надзорных полномочий действующим законодательством не предусмотрено.
Доводы жалобы о ненадлежащем уведомлении Власова А.В. о дате, времени и месте судебного заседания о рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, со ссылками на нормы ГПК РФ также являются несостоятельными.
Просил жалобу Власова А.В. оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района от 06.02.2019 года – без изменения.
Проверив материалы дела, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав участников судебного заседания, рассмотрев доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи законным и обоснованным, а жалобу Власова А.В. не подлежащей удовлетворению.
Мировым судьей правильно установлены фактические обстоятельства дела. Выводы мирового судьи о виновности Власова А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах: постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 07.01.2019 года (л.д. 3-7), копии решения от 11.01.2019 года о проведении проверки (л.д. 8), объяснениях Власова А.В. от 18.01.2019 года (л.д. 13-15), копии приказа о движении кадров № 111/к от 28.06.2017 года (л.д. 20), согласно которому Власов А.В. утвержден в должности заместителя управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам, копии государственного контракта № № (л.д. 21-36) на выполнение опытно-конструкторской работы от 08.12.2014 года, копии запроса об ознакомлении с документами (л.д. 37), копии письма (л.д. 39) о предоставлении документов по запросу от 11.01.2019 года, копии требования о предоставлении документов (л.д. 40-42), копии письма (л.д. 44-45) о предоставлении документов по запросу от 18.01.2019 года, копиями предписаний на выполнение задания (л.д. 48, 49), копиями справок о допуске по второй форме (л.д. 50, 51), копией решения о приостановлении проверки (л.д. 52).
Оснований не доверять указанным доказательствам, как и оснований для признания доказательств недопустимыми у мирового судьи не имелось, как не имеется таковых и в настоящее время. Всем указанным доказательствам мировым судьей дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки доводам жалобы каких-либо нарушений процессуальных требований КоАП РФ, как при производстве по делу об административном правонарушении прокуром, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей, повлекших бы отмену обжалуемого постановления, допущено не было.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении Власова А.В. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении не основаны на материалах дела, поскольку в деле имеется конверт с судебной повесткой на 06.02.2019 года(л.д. 46), направленный по месту временной регистрации Власова А.В.. На указанном конверте имеется отметка о двух попытках вручения его Власову А.В. 26.01.2019 года и 31.01.2019 года, а также о возвращении конверта по истечении срока хранения. В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 года лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. Таким образом, требования ст. 25.1 ч.2 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей были соблюдены.
Доводы жалобы о том, что не исполнение требований прокурора об ознакомлении с документами, содержащими государственную тайну, не были исполнены в силу незаконности данного требования, не основаны на законе.
В соответствии с ч. 1 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Таким образом, требование Рыбинского городского прокурора об ознакомлении должностных лиц Рыбинской городской прокуратуры с техническим заданием и техническими требованиями к государственному контракту от 08.12.2014 года № №, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в рамках проводимой проверки, является законным.
Порядок предоставления должностным лицам прокуратуры сведений, содержащих государственную тайну, установлен ст. 32 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» согласно которой доступ лиц, осуществляющих прокурорский надзор, к сведениям, составляющим государственную тайну, обеспечивается в соответствии со ст. 25 Федерального от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», согласно которой, организация доступа должностного лица к таким сведениям возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. Порядок доступа к сведениям и документам утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 66 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, установлено, что доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях, в которые они командируются, осуществляется после предъявления ими предписаний на выполнение задания, документов, удостоверяющих личность и справок о допуске по соответствующей форме.
Из материалов дела следует, что сотрудники Рыбинской городской прокуратуры, прибывшие для проведения проверки в ПАО «ОДК Сатурн» предъявили предписания на выполнение задания связанного с проверкой исполнения государственного контракта от 08.12.2014 года № №, документы удостоверяющие их личность и справки о допуске по второй форме. Однако, 18.01.2019 года письмом, подписанным заместителем управляющего директора ПАО «ОДК Сатурн» Власовым А.В., должностным лицам Рыбинской городской прокуратуры, имевшим предписания на выполнение задания связанного с проверкой исполнения государственного контракта от 08.12.2014 года № № и справки о допуске по второй форме, в предоставлении, указанных в требовании Рыбинского городского прокурора, документов, отказано со ссылкой на то, что указанные документы содержат сведения составляющих государственную тайну, а также на отсутствие у должностных лиц Рыбинской городской прокуратуры санкции собственника указанной информации- Минпромторга РФ.
Ссылка Власова А.В. на не исполнение Рыбинской городской прокуратурой предписания ст. 16 Федерального от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» о получении санкции Минпромторга РФ, в распоряжении которого находятся сведения, истребованные Рыбинским городским прокурором, является неверной, поскольку для ознакомления должностных лиц прокуратуры со сведениями, содержащими государственную тайну, порядок такого ознакомления установлен ст.ст. 32, 25 Федерального от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне», которые не содержат указания на необходимость получения должностными лицами прокуратуры, осуществляющими прокурорский надзор в пределах своих полномочий, каких-либо санкций на ознакомление с документами, содержащими государственную тайну.
Также не состоятельна и ссылка на п. 71 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, поскольку указанный пункт не содержит указания на то, что должностные лица прокуратуры, при осуществлении прокурорского надзора, обязаны получать санкцию на ознакомление со сведениями, содержащими государственную тайну, от органа государственной власти, в распоряжении которого находятся сведения.
Таким образом, мировым судьей верно установлено, что заместителем управляющего директора ПАО «ОДК Сатурн» Власовым А.В. умышленно не было исполнено законное требование прокурора, вытекающее из его полномочий, установленных федеральным законом.
Действия заместителя управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам ПАО «ОДК-Сатурн» Власова А.В. мировым судьей верно квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 17.7 КоАП РФ, с учетом наличия смягчающего административную ответственность и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств и как по виду, так и по размеру является справедливым.
Таким образом, оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 06.02.2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении заместителя управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам ПАО «ОДК-Сатурн» Власова А.В., в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Рыбинского судебного района Ярославской области от 06.02.2019 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении заместителя управляющего директора по корпоративному управлению и правовым вопросам ПАО «ОДК-Сатурн» Власова Алексея Валентиновича оставить без изменения, а жалобу Власова А.В. без удовлетворения.
Судья Карасев М.А.