ДЕЛО № 2а-4780/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-004899-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
с участием директора ООО «Альянс» Лихачевой О.А.
административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
ООО «Альянс» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области и, ссылаясь на неизвещение о возбуждении исполнительного производства № 949203/20/36060-ИП о взыскании административного штрафа, просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП. Также просит признать причины пропуска срока для подачи настоящего административного иска в суд уважительными, восстановить срок подачи административного искового заявления, поскольку оспариваемое постановление было получено 15.06.2021 (л.д. 7-8).
Определением судьи от 12.07.2021 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Воронежской области, в качестве заинтересованного лица привлечен Центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области (л.д. 5).
Судебное заседание назначалось на 12.08.2021, 11.00 час., затем объявлен перерыв до 19.08.2021, 12.00 час., затем объявлен перерыв до 26.08.2021, 14.00 час.
Административный истец директор ООО «Альянс» Лихачева О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцева С.О. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что в настоящий момент права административного истца ничем не нарушены, поскольку исполнительное производство, которое было возбуждено на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора прекращено.
Представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области заинтересованное лицо Центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что на основании постановления Центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области № 18810136200415018086, вступившего в законную силу, о взыскании административного штрафа в порядке главы 12 КоАП РФ в размере 500 руб. с ООО «Альянс», судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. возбуждено исполнительное производство № 949203/20/36060-ИП (л.д. 45).
В пункте 2 данного постановления судебный пристав указал: «установить должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления».
09.03.2021 в рамках исполнительного производства № 949203/20/36060-ИП судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. вынесено постановление № 36060/21/1704143 о взыскании с должника ООО «Альянс» исполнительского сбора в сумме 10000 руб. (л.д. 50).
18.06.2021 исполнительное производство № 949203/20/36060-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
21.06.2021 на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора в сумме 10 000 руб. возбуждено исполнительное производство № 161401/21/36060-ИП (л.д. 73).
16.08.2021 исполнительное производство № 161401/21/36060-ИП прекращено.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление по делу об административном правонарушении относится к исполнительным документам.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Часть 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно п. 4.8.3.4. Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 указанной статьи).
Как следует из методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 7 июля 2014 года, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 июля 2014 года № 0001/16, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Также в методических рекомендациях отмечено, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
Судебный пристав-исполнитель на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора обязан иметь бесспорное доказательство того, что должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства, получил копию соответствующего постановления, уклонился от исполнения требований, в нем указанных.
Пунктом 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 07 июня 2014 года предусмотрено, что уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона.
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
В силу п. 2.4.2 указанных рекомендаций постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: "постановление о возбуждении исполнительного производства N... от...". Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.
По исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП, возбужденному 09.10.2020 нельзя признать, что названный порядок направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства был соблюден, поскольку доказательств вручения или направления должнику копии указанного постановления заказным письмом с уведомлением в суд не представлено.
Представленный в суд почтовый реестр заказных писем от 12.10.2020 (л.д. 54-57) суд оценивает критически, поскольку из него следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства № 949203/20/36060-ИП от 09.10.2020 было направлено должнику ООО «Альянс» по адресу: <адрес>, хотя согласно выписки из ЕГРЮЛ местом нахождения юридического лица является: <адрес>.
Таким образом, надлежащее извещение должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства отсутствует.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит, что судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в отсутствии процессуальных оснований, а именно не располагая сведениями о том, что должник надлежащим образом уведомлен о возбуждении в отношении него исполнительного производства и не выполнил свою обязанность в установленный для добровольного исполнения срок.
Доводы административного ответчика об отсутствии в настоящий момент нарушения прав административного истца в связи с прекращением 16.08.2021 исполнительного производства № 161401/21/36060-ИП о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора, суд не может принять во внимание в силу следующего.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя Гревцевой С.О. исполнительное производство № 161401/21/36060-ИП прекращено по п. 5 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, т.е. в данном случае в связи с отменой или признанием недействительным постановления № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора. Вместе с тем, какого-либо процессуального решения об отмене постановления № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 службой судебных приставов в суд не представлено.
Таким образом, суд удовлетворяет административные исковые требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора в сумме 10000 руб. по исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП от 09.10.2020 и в целях восстановления нарушенных прав административного в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ считает необходимым отменить указанное постановление.
Оснований к отказу в удовлетворении административных исковых требований в связи с пропуском срока на обращение в суд, установленного ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не усматривается, поскольку из материалов дела следует, что оспариваемое постановление от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора было получено директором ООО «Альянс» Лихачевой О.А. 15.06.2021 (л.д. 19), административный иск направлен в суд 25.06.2021, т.е. в установленный Законом десятидневный срок с того момента, когда организации стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов. Доказательств направления или получения должником копии оспариваемого постановления в более ранние сроки стороной административных ответчиков в суд не представлено. При таких обстоятельствах суд находит причины пропуска срока уважительными.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора в сумме 10 000 руб. по исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП.
В порядке ч. 8 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 188 КАС РФ в части отмены постановления о взыскании исполнительского сбора обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2021
ДЕЛО № 2а-4780/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-004899-93
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2021 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Асановой Р.Ю.,
с участием директора ООО «Альянс» Лихачевой О.А.
административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
ООО «Альянс» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области и, ссылаясь на неизвещение о возбуждении исполнительного производства № 949203/20/36060-ИП о взыскании административного штрафа, просит признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП. Также просит признать причины пропуска срока для подачи настоящего административного иска в суд уважительными, восстановить срок подачи административного искового заявления, поскольку оспариваемое постановление было получено 15.06.2021 (л.д. 7-8).
Определением судьи от 12.07.2021 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Воронежской области, в качестве заинтересованного лица привлечен Центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области (л.д. 5).
Судебное заседание назначалось на 12.08.2021, 11.00 час., затем объявлен перерыв до 19.08.2021, 12.00 час., затем объявлен перерыв до 26.08.2021, 14.00 час.
Административный истец директор ООО «Альянс» Лихачева О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцева С.О. в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что в настоящий момент права административного истца ничем не нарушены, поскольку исполнительное производство, которое было возбуждено на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора прекращено.
Представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области заинтересованное лицо Центр видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что на основании постановления Центра видеофиксации ГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области № 18810136200415018086, вступившего в законную силу, о взыскании административного штрафа в порядке главы 12 КоАП РФ в размере 500 руб. с ООО «Альянс», судебным приставом-исполнителем Отделения судебных приставов по взысканию административных штрафов УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. возбуждено исполнительное производство № 949203/20/36060-ИП (л.д. 45).
В пункте 2 данного постановления судебный пристав указал: «установить должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления».
09.03.2021 в рамках исполнительного производства № 949203/20/36060-ИП судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. вынесено постановление № 36060/21/1704143 о взыскании с должника ООО «Альянс» исполнительского сбора в сумме 10000 руб. (л.д. 50).
18.06.2021 исполнительное производство № 949203/20/36060-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
21.06.2021 на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора в сумме 10 000 руб. возбуждено исполнительное производство № 161401/21/36060-ИП (л.д. 73).
16.08.2021 исполнительное производство № 161401/21/36060-ИП прекращено.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление по делу об административном правонарушении относится к исполнительным документам.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю (часть 5).
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (часть 8).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Часть 17 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает, что копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Согласно п. 4.8.3.4. Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 № 682 постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.
В силу ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 указанной статьи).
Как следует из методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных ФССП России 7 июля 2014 года, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 июля 2014 года № 0001/16, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Также в методических рекомендациях отмечено, что в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности), следовательно, налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя и характера совершенного правонарушения.
Судебный пристав-исполнитель на момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора обязан иметь бесспорное доказательство того, что должник уведомлен о возбуждении исполнительного производства, получил копию соответствующего постановления, уклонился от исполнения требований, в нем указанных.
Пунктом 2.4.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 07 июня 2014 года предусмотрено, что уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Направление должнику постановления о возбуждении исполнительного производства, а также извещение его о возбуждении исполнительного производства и установлении ему срока для добровольного исполнения производится в порядке и по правилам, установленным статьей 24 Закона.
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником при направлении (вручении) указанными способами (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом, но судебный пристав-исполнитель принимает меры к уведомлению должника по иным адресам (по информации взыскателя, данным ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ФМС России и т.д.) или иными способами (повторное направление простой почтовой корреспонденцией, СМС-оповещение, автоматический обзвон, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки).
В силу п. 2.4.2 указанных рекомендаций постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику заказным письмом с обратным почтовым уведомлением о вручении почтового отправления. На конверте и обратном почтовом уведомлении указывается информация о содержимом конверта: "постановление о возбуждении исполнительного производства N... от...". Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства рекомендуется отправлять с описью вложения документов. Наличие в материалах исполнительного производства только почтового отправления является недостаточным доказательством надлежащего уведомления должника.
По исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП, возбужденному 09.10.2020 нельзя признать, что названный порядок направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства был соблюден, поскольку доказательств вручения или направления должнику копии указанного постановления заказным письмом с уведомлением в суд не представлено.
Представленный в суд почтовый реестр заказных писем от 12.10.2020 (л.д. 54-57) суд оценивает критически, поскольку из него следует, что постановление о возбуждении исполнительного производства № 949203/20/36060-ИП от 09.10.2020 было направлено должнику ООО «Альянс» по адресу: <адрес>, хотя согласно выписки из ЕГРЮЛ местом нахождения юридического лица является: <адрес>.
Таким образом, надлежащее извещение должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства отсутствует.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит, что судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в отсутствии процессуальных оснований, а именно не располагая сведениями о том, что должник надлежащим образом уведомлен о возбуждении в отношении него исполнительного производства и не выполнил свою обязанность в установленный для добровольного исполнения срок.
Доводы административного ответчика об отсутствии в настоящий момент нарушения прав административного истца в связи с прекращением 16.08.2021 исполнительного производства № 161401/21/36060-ИП о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора, суд не может принять во внимание в силу следующего.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
Как следует из постановления судебного пристава-исполнителя Гревцевой С.О. исполнительное производство № 161401/21/36060-ИП прекращено по п. 5 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, т.е. в данном случае в связи с отменой или признанием недействительным постановления № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора. Вместе с тем, какого-либо процессуального решения об отмене постановления № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 службой судебных приставов в суд не представлено.
Таким образом, суд удовлетворяет административные исковые требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. № 36060/21/1704143 от 09.03.2021 о взыскании с ООО «Альянс» исполнительского сбора в сумме 10000 руб. по исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП от 09.10.2020 и в целях восстановления нарушенных прав административного в соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ считает необходимым отменить указанное постановление.
Оснований к отказу в удовлетворении административных исковых требований в связи с пропуском срока на обращение в суд, установленного ч. 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не усматривается, поскольку из материалов дела следует, что оспариваемое постановление от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора было получено директором ООО «Альянс» Лихачевой О.А. 15.06.2021 (л.д. 19), административный иск направлен в суд 25.06.2021, т.е. в установленный Законом десятидневный срок с того момента, когда организации стало известно о нарушении ее прав, свобод и законных интересов. Доказательств направления или получения должником копии оспариваемого постановления в более ранние сроки стороной административных ответчиков в суд не представлено. При таких обстоятельствах суд находит причины пропуска срока уважительными.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Альянс» удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по ВАШ УФССП России по Воронежской области Гревцевой С.О. от 09.03.2021 о взыскании исполнительского сбора в сумме 10 000 руб. по исполнительному производству № 949203/20/36060-ИП.
В порядке ч. 8 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 188 КАС РФ в части отмены постановления о взыскании исполнительского сбора обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 09.09.2021