дело №2-593/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации-России
14 мая 2021 года г.Орск
Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Ю.А. Фризен, при секретаре Седойкиной Е.И,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Неровной М.И.,
представителя ответчика администрации МО «Город Орск» Еремеева Е.Ю.,
представителя ответчика КУИ администрации г.Орска Начиновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Орска, действующего в интересах Силкиной Екатерины Е.О., Силкина В.И., Силкина В.В., Силкиной В.В., Силкина К.В. к администрации муниципального образования «Город Орск» об обязании благоустроить территорию земельного участка,
установил:
прокурор Октябрьского района г.Орска, действующий в интересах Силкиной Е.О., Силкина В.И., Силкина В.В., Силкиной В.В., Силкина К.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Орск»об обязании благоустроить территорию земельного участка.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района при рассмотрении обращения Силкиной Е.О. выявлены факты нарушения законодательства при предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям. В ходе проверки установлено, что Силкиной Е.О., Силкина В.И., Силкина В.В., Силкиной В.В., Силкина К.В. на основании постановления администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ №-п предоставлен в собственность бесплатно из специального фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан, из земель населенных пунктов жилой зоны для строительства индивидуального жилого дома земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. До настоящего времени земельный участок не обеспечен необходимой инженерной инфраструктурой.
Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» благоустроить территорию кадастрового квартала 56:43:0109004 в районе земельного участка 56:43:0109004:28 объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системой водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанного земельного участка возможность технологического присоединения объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», Комитет по управлению имуществом города Орска, Правительство Оренбургской области.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Неровная М.И. исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить.
Истцы/законные представители Силкина Е.О., Силкин В.И., Силкин В.В., Силкина В.В., Силкин К.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Орск» – Еремеев Е.В. в удовлетворении иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора КУИ администрации г.Орска Начинова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро -, тепло -, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, а также отдельные вопросы в сфере дорожной деятельности, в том числе, на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам бесплатно в качестве меры социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к вопросам местного значения городских округов с возложением на них соответствующих расходов.
Согласно статье 4 Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011 г.№413/90-V-03 "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» предоставление земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, обладающими в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области правом предоставления земельных участков, на основании заявления гражданина о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Для реализации пункта 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Оренбургской области создаются специальные фонды земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан. В фонд включаются земельные участки по мере их формирования и постановки на государственный кадастровый учет органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, обладающими правом предоставления соответствующих земельных участков, в установленном законодательством порядке.
Информация о земельных участках должна содержать, в том числе, сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плата за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Частью 5 статьи 26 Градостроительного плана РФ предусмотрено, что реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Рекомендации по учету обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры, потребности в строительстве объектов инженерной инфраструктуры и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения при отборе земельных участков изложены в Приказе Минрегиона России от 09 сентября 2013 года N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей».
Постановлением Правительства Оренбургской области от 04 июля 2019 г. N 491-пп утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. План предусматривает, в первую очередь, разработку планов обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, строительство объектов инженерной инфраструктуры муниципальной собственности, а затем только предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Сроки исполнения запланированы на 2020-2024 годы.
Таким образом, гражданам, имеющим трёх и более детей, в собственность бесплатно должен быть предоставлен земельный участок уже обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что во исполнение Закона Оренбургской области от 22 сентября 2011г. №413/90- V-ОЗ «О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей», постановлением администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ №-п, Силкиной Е.О., Силкину В.И., Силкину В.В., Силкиной В.В., Силкину К.В. в общую долевую собственность, по <данные изъяты> доле каждому, бесплатно из специализированного фонда земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, из земель населенных пунктов жилой зоны, предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный в <адрес> в южной части кадастрового квартала №.
Согласно ответу КУИ администрации г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с письмом Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в предварительный перечень объектов, финансирование строительства которых планируется за счет средств специальной надбавки к услугам по транспортировке газа АО «Газпромгазораспределение Оренбург», проекта региональной программы газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Оренбургской области на 2020-2024 годы, включены мероприятия по газификации объектов <адрес>, расположенных в XIV-C, XV-C, XIX-C микрорайонах (район <адрес>).
Отделом капитального строительства администрации г.Орска в 2020 году направлена заявка в Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> на предоставлении субсидии на разработку проектно-сметной документации.
Согласно представленному письменному отзыву Правительства Оренбургской области следует, что из предоставленной Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области установлено, что в соответствии с отчетами, предоставленными муниципальным образованием город Орск в минстрой области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельные участки для многодетных семей, расположенные в кадастровых кварталах № (70 участков), в том числе земельный участок с кадастровым номером № сетями электро-, водо- и газоснабжения не обеспечены. Заявка в минстрой области на участие в конкурсном отборе для получения субсидии из областного бюджета на обеспечение инженерными сетями земельных участков для многодетных семей в новых жилых застройках города Орска, расположенных в кадастровых кварталах №, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, не поступала. Оказание содействия муниципальным образованиям по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, выделенных многодетным семьям, в рамках реализации государственной программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области», возможно в рамках средств, предусмотренных Законом об областном бюджете на очередной год и плановый период. На 2020-2022 годы средства из областного бюджета на данные цели не предусмотрены. Для участия в установленном порядке в государственной программе стимулирования жилищного строительства органу местного самоуправления необходимо подготовить проектную документацию на строительство инженерных сетей в данных зонах жилых застроек.
Вместе с тем, в результате проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Орска проверки, из сообщений КУИ администрации г.Орска, ООО «Водоканал города Орска», АО «Газпром газораспределение Оренбург», ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» установлено, что предоставленный в собственность истцов земельный участок не обеспечен объектами инженерной инфраструктуры, а именно, не оснащены возможностью подключения к сетям инженерного технического обеспечения; к ним не подведены газораспределительные, электрические сети, сети водоснабжения, технические условия и проекты на присоединение объектов капитального строительства на земельных участках к газораспределительным, электрическим сетям, сетям водоснабжения не получены.
По информации Правительства Оренбургской области, содержащейся в отзыве на иск, администрацией муниципального образования «город Орск» представлен план обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей на 2020-2024г.г.
Однако, заявка от муниципалитета города Орска в Минстрой Оренбургской области на участие в конкурсном отборе для получения субсидии из областного бюджета на обеспечение инженерными сетями земельных участков для многодетных семей в новых жилых застройках города Орска, расположенных, в том числе в кадастровом квартале №, в 2019г. не поступала. В 2020г. к участию в отборе администрация г.Орска не допущена ввиду несоответствия требованиям порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГг. №-п. На 2020-2022г. средства из областного бюджета на данные цели не предусмотрены. Для участия в установленном порядке в государственной программе стимулирования жилищного строительства органу местного самоуправления необходимо подготовить проектную документацию на строительство инженерных сетей в данных зонах жилых застроек.
Анализ вышеперечисленных обстоятельств, позволяет сделать вывод, что администрация г.Орска должных мер для обеспечения предоставленного истцам земельного участка необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой (газораспределительными и водопроводными сетями) не предприняла.
Представленные ответчиком схемы инженерных сетей, данные о наличии технической возможности подключения к газораспределительным и водопроводным сетям, о выполнении установленной законом обязанности не свидетельствуют.
Учитывая, что нарушения действующего законодательства установлены, а обязанность по обустройству инфраструктурой в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию г.Орска, суд полагает исковые требования к администрации г.Орска обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципального образования влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Данные вопросы подлежат разрешению в рамках межбюджетных отношений.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Силкиной Е.О., Силкина В.И., Силкина В.В., Силкиной В.В., Силкина К.В. к администрации муниципального образования «Город Орск» об обязании благоустроить территорию земельного участка, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Орск» благоустроить территорию кадастрового квартала № в районе земельного участка № объектами инженерной инфраструктуры (газораспределительной системой, системой водоснабжения), обеспечивающими для собственников указанного земельного участка возможность технологического присоединения объекта индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического оснащения.
Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 21.05.2021.