У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Калянова Л.А. Дело № 33а-5533/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 24 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Голышевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 6 сентября 2019 года по делу № 2а-713/2019, по которому постановлено:
административные
исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к
Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Министерству
строительства и архитектуры Ульяновской области о признании бездействия в части
непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки незаконными, возложении
обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора,
удовлетворить частично.
Признать
незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки за
земельных участках с кадастровыми номерами *** на территории муниципального
образования «Мирновское сельское поселение»
Чердаклинского района Ульяновской области.
Обязать
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать
свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровыми
номерами *** на территории муниципального образования «Мирновское
сельское поселение Чердаклинского района Ульяновской области».
В
удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской
области к Агентству государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский
район» отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Степановой А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., представителя администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Силантьевой С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском к Агентству государственного имущества Ульяновской области, администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено, что в Мирновском сельском поселении Чердаклинского района Ульяновской области на земельных участках с кадастровыми номерами *** имеется несанкционированная свалка (пластик, строительные и пищевые отходы и др.). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости названные земельные участки находятся в собственности Ульяновской области. Органом, уполномоченным на реализацию прав собственника в отношении регионального имущества, а также органами местного самоуправления меры по ликвидации несанкционированной свалки не принимаются длительное время.
Указанная свалка объемом 7000 куб.м в кадастровом квартале *** включена в 2017 году в реестр мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области. До настоящего времени уполномоченными органами никаких мер по ликвидации свалки не принято, что свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков. Наличие несанкционированной свалки противоречит санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003 и санитарным правилам «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.05.2001.
Прокурор просил признать бездействие административных ответчиков в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на земельных участках с кадастровыми номерами ***, расположенных на территории МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области и обязать ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора на указанных земельных участках.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области.
Указывает на то, что согласно Положению о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П, с 01.01.2019 Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Ссылается на то, что полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления. Данные полномочия не перераспределялись в соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 №85-ЗО между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области, а сохранились за органами местного самоуправления.
Полагает, что в отсутствие доказательств вины в ухудшении качества земельного участка на Министерство не может быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Чердаклинский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители Агентства государственного имущества Ульяновской области (находится в стадии ликвидации), администрации МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Как установлено судом, 11.07.2019 в результате проверки, проведенной прокуратурой Чердаклинского района по вопросу исполнения требований природоохранного законодательства при размещении твердых бытовых отходов на земельных участках МО «Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в кадастровом квартале *** на земельных участках с кадастровыми номерами *** выявлена несанкционированная свалка (пластик, строительные и пищевые отходы и др.) объемом 7000 куб.м.
Названные земельные участки являются землями сельскохозяйственного производства, находятся за пределами населенного пункта. По сведениям ЕГРН собственником земельных участков является Ульяновская область.
Указанная несанкционированная свалка включена в реестр мест несанкционированного складирования ТКО (твердых коммунальных отходов) на территории Ульяновской области.
Доказательств принятия мер по ликвидации данной несанкционированной свалки в дело не представлено.
В соответствии с п.1, п.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель и не допускать их загрязнение, захламление (ст.42 ЗК РФ).
Принимая во внимание, что органом, осуществляющим полномочия Ульяновской области как собственника земельных участков, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о ликвидации свалки, расположенной на земельных участках, принадлежащих Ульяновской области, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в связи с чем обоснованно признал незаконным бездействие данного административного ответчика по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, возложив на него обязанность ликвидировать свалку.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционирвоанной свалки должна быть возложена на лицо, виновное в её образовании, не опровергает правильность принятого по делу решения.
Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной свалки не установлено, обязанность по её ликвидации обоснованно возложена на собственника земельных участков.
Доводы, приведенные Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Принятое по делу решение является правильным, материальный и процессуальный закон, регулирующий спорные правоотношения, применен судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309 -Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 6 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: