Дело №2-487-2014
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации
г.Губаха 06.06.2014 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.Н.Мельникова,
при секретаре Н.Б.Никулиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Е.С. к <данные изъяты> о признании участником государственной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и об обязании выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Пономарева Е.С. обратилась в суд с иском <данные изъяты> - о признании ее с семьей в составе мужа П. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153;
об обязании <данные изъяты> России выдать ей в 2014 году без предоставления дополнительных подтверждающих документов государственный жилищный сертификат с учетом члена ее семьи - мужа П. в рамках реализации указанной подпрограммы.
В обоснование своих требований истица указала, что она проходила службу в <данные изъяты> по Пермскому краю с 23.09.1996 года по 07.10.2013 года, имеет звание <данные изъяты>. Приказом от 07.10.2013 года №518-лс она уволена из <данные изъяты> по сокращению штатов (<данные изъяты>). На день увольнения ее выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 05 месяцев 07 дней, в льготном исчислении 27 лет 09 месяцев 06 дней. Её семья состоит из нее и ее мужа П. своего жилья они не имеют, жилое помещение снимают. Постановлением главы Широковского сельского поселения Губахинского муниципального района Пермского края №85 от 29.12.2008 года она признана нуждающейся в жилье и принята на учет для получения жилья, как не являющаяся нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Ответчик отказал включить ее в список граждан, стоящих на улучшение жилищных условий в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года. №153, поскольку она до 2005 года не встала на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС, в жилищно-бытовую комиссию учреждения не обращалась, поэтому правовых оснований для получения жилищного сертификата у нее не имеется. Однако она считает, что имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы в соответствии с пп. «а» п.5 названных Правил, поскольку они не содержат ограничения каким-либо временным периодом постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.. С 01.03.2005 года учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (УИС) перестали ставить граждан на учет в качестве нуждающихся, поскольку вступил в действие с 01.03.2005 года Жилищный кодекс РФ, обязывающий ставить граждан на учет по месту жительства органами местного самоуправления. Со времени признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, закон не предусматривает для нее право обратиться в учреждение с соответствующим заявлением. Отсутствие ее на учете нуждающихся в обеспечении жильем по месту службы не зависело он ее собственного волеизъявления, которое осталось нереализованным по независящим от нее причинам.
В судебном заседании истица Пономарева Е.С. и ее представитель Вержбицкая В.Т. поддержали заявленные требования по указанным в иске обстоятельствам, дополнив, что согласно Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов основаниями для включения в список для получения государственного жилищного сертификата являются наличие специального стажа более 10 лет и состояние на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, этим условиям истица соответствует, поэтому имеет право стать участником подпрограммы. Истица уточнила, что с заявлением на участие в подпрограмме на получение государственного жилищного сертификата она обратилась после увольнения со службы; что она и ее муж по месту своей регистрации по адресу: Пермский <адрес>, не проживают, так как эта квартира приватизирована ее дочерью, которая живет в ней со своей семьей, а они от участия в приватизации отказались.
Представители <данные изъяты> в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, представив суду письменные возражения, суть которых сводится к тому, что истица не может быть признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, поскольку после увольнения не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Действующее законодательство не наделило <данные изъяты> Пермскому краю полномочиями по выдаче государственных жилищных сертификатов, поэтому требования истицы предъявлены к ненадлежащему ответчику. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» с 01.03.2005 года принятии на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ. Таким образом, свои жилищные права истица может реализовать в соответствии с Жилищным кодексом РФ, поскольку с 29.12.2008 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в органе местного самоуправления.
Суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153 (ред. от 18.02.2013 г.) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках названной подпрограммы имеют граждане Российской Федерации - военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (абз.6 п.п. «а» п.5), а также граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (абз.7 п.п. «а» п.5).
Согласно пункту 6 Правил, в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).
В пункте 9 Правил указано, что военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), приобретают право на получение сертификата в течение последнего года военной службы (службы).
В силу подпункта пункта 22 Правил основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истица Пономарева Е.С. с 23.09.1996 года проходила службу <данные изъяты> Пермскому краю в должности <данные изъяты> и 07.10.2013 года была уволена в связи с сокращением штата на основании ст. <данные изъяты> дел в звании капитана внутренней службы. На момент увольнения общая продолжительность службы истицы в органах уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении составляла 19 лет 05 месяцев 07дней, в льготном исчислении - 27 лет 09 месяцев 06 дней. Жилого помещения в собственности или в пользовании на основании договора социального найма истица не имеет, состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании постановления от 29.12.2008 года главы Широковского сельского поселения Губахинского муниципального района. 25.11.2013 года Пономарева Е.С. обратилась к начальнику <данные изъяты> заявлением о включении ее в очередь на улучшение жилищных условий и в список на получение государственного жилищного сертификата на основании постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, в чем ей было отказано.
Это подтверждается, кроме объяснений сторон, письменными доказательствами.
Согласно справке № 60/30-11-264 от 18.03.2014 года выданной <данные изъяты> России по Пермскому краю, Пономарева Е.С. проходила службу в учреждении в должности <данные изъяты> части с 23.09.1996 года по 07.10.2013 года, уволена из <данные изъяты> 07.10.2013 года по ст. <данные изъяты>. На день увольнения ее выслуга составляет 19 лет 05 месяцев 07дней, в льготном исчислении - 27 лет 09 месяцев 06 дней.
Согласно справке № 60/30-11-263 от 18.03.2014 года, выданной <данные изъяты> России по Пермскому краю, членом семьи Пономаревой Е.С. является ее муж П.
Согласно свидетельству о заключению брака № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданному Карагайским <данные изъяты>, <данные изъяты> и Н. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ года, о чем в книге регистрации актов о заключении брака 22.07.1983 года произведена запись за № №. После заключения брака присвоены фамилии: мужу Пономарев, жене Пономарева.
В трудовой книжке серии № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной на имя Пономаревой Е.С., имеются записи №12 от 23.09.1996 года и №13 от 07.10.2013 года, согласно которым Пономарева Е.С. служила непрерывно в <данные изъяты> 17 лет 0 месяцев 14 дней.
Согласно справке № 218 от 21.04.2014 года, выданной <данные изъяты>» Пономарева Е.С. постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> и имеет следующий состав семьи: муж П. дочь М. зять Х., внук К.
Из договора найма жилого помещения от 01.12.2007 года, договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 15.08.2007 года и свидетельства о государственной регистрации права от 20.09.2007 года №, что квартира по адресу: <адрес> была приватизирована и принадлежит на праве собственности М.
Согласно постановлению главы Широковского сельского поселения № 85 от 29.12.2008 года Пономарева Е.С. признана нуждающейся в жилье и принята на учет для получения жилья как не являющаяся нанимателем жилого помещения по договору социального найма.
По сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.04.2014 года №04/007/2014-104, от 21.04.2014 года №04/007/2014-120 истица Пономарева Е.С. и ее муж П. зарегистрированных прав на жилые объекты недвижимости не имеют.
В своем заявлении от 25.11.2013 года на имя начальника <данные изъяты> России по Пермскому краю истица Пономарева Е.С. просила включить ее и членов ее семьи в очередь на улучшение жилищных условий и в сводный список на получение государственного жилищного сертификата согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 года №153.
Из адресованного Пономаревой Е.С. письма <данные изъяты> России по Пермскому краю от 30.01.2014 года №60/30-12-8 следует, что истице отказано в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для получения государственного жилищного сертификата в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил, и разъяснено, что с 01.03.2005 года во всех учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (УИС) прекращена постановка па учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2005 года ФСИН решает жилищные проблемы только тех работников и пенсионеров УИС, которые встали на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в учреждениях и органах УИС до указанной даты. В период прохождения службы в органах УИС истицей не подано заявления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий (нуждающейся в жилом помещении); с заявлением (рапортом) о включении ее в состав граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в жилищно-бытовую комиссию учреждения истица не обращалась. Так как истица не зарегистрирована по месту жительства на посёлках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые входят в перечень посёлков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, правовых оснований для получения ГЖС в соответствии с пунктом 5 пп. «б» Правил также нет.
Из совокупности исследованных доказательств следует, что истица, являющаяся сотрудником <данные изъяты>, содержащимся за счет средств федерального бюджета, и имеющая общую продолжительность службы в <данные изъяты> в календарном исчислении более 10 лет, 07.10.2013 года была уволена в связи с организационно-штатными мероприятиями и после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти не состоит, но с 29.12.2008 года признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении органом местного самоуправления. После увольнения истица 25.11.2013 года обратилась по месту службы с заявлением о включении ее в очередь на улучшение жилищных условий и в список на получение государственного жилищного сертификата на основании постановления Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, в чем ей было отказано.
Исходя из толкования правовых норм, содержащихся в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках названной подпрограммы имеют признанные в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении сотрудники учреждений и органов <данные изъяты>, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, увольняемые (подлежащие увольнению) со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями (абз.6 п.п. «а» п.5), либо уволенные со службы по этим же основаниям и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (абз.7 п.п. «а» п.5).
Таким образом, обязательным условием для получения государственного жилищного сертификата сотрудниками <данные изъяты> уволенными со службы, является состояние после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Данное ограничение для уволенных со службы <данные изъяты> (равно как и для сотрудников иных ведомств, указанных в пп. «а» п.5 Правил) определением Верховного Суда РФ от 11.01.2007 года №КАС06-486 признано соответствующим закону, поскольку обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы (службы), государственным жилищным сертификатом не относится к отношениям, регулируемым жилищным законодательством. Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года №153, входят в состав подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №675 (далее - Подпрограмма) и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Об этом прямо указано в пункте 2 Правил. Правительство Российской Федерации, приняв Постановление №153, расширило перечень категорий военнослужащих и граждан, имеющих право на участие в подпрограмме. Однако такие же военнослужащие и граждане, уволенные со службы, но не состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, как это видно из пункта 5 Правил, к участникам данной подпрограммы названным Постановлением Правительства Российской Федерации не отнесены. Эти положения подпункта "а" пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы (службы).
Из этого следует, что исковые требования в части признания истицы участником указанной подпрограммы не основаны на законе, поскольку заявление на участие в подпрограмме истица, не состоящая в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти, подала только после увольнения со службы. При таких обстоятельствах состояние истицы с 29.12.2008 года на учете нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Исковые требования в части выдать истице в 2014 году государственный жилищный сертификат без предоставления дополнительных подтверждающих документов являются также необоснованными, поскольку истица ничем не подтвердила факт полного представления документов и достоверность указанных в них сведений, что в силу пп. «б» и «в» п.22 Правил является обязательным условием признания гражданина участником подпрограммы.
Между тем, это не препятствует осуществлению истицей права на получение жилья в соответствии с жилищным законодательством.
Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Пономаревой Елене Станиславовне в удовлетворении исковых требований:
- о признании ее с семьей в составе мужа Пономарева В.С. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153;
- об обязании Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю», Главного управления Федеральной службы исполнения наказания России по Пермскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России выдать ей в 2014 году без предоставления дополнительных подтверждающих документов государственный жилищный сертификат с учетом члена ее семьи - мужа Пономарева В.С. в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья