Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-886/2021 ~ М-281/2021 от 20.01.2021

Дело № 2-886/2021

23RS0037-01-2021-000472-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Новороссийск                                                                        24 марта 2021 года

    Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в составе

Председательствующего Схудобеновой М.А.

при секретаре Поляковой К.А.,

с участием истца Баскова А.В.

представителя АМО г. Новороссийска по доверенности Чупиной Т.В.

представителя Управления Соцзащиты Кафаровой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баскова ФИО13 к Администрации МО г. Новороссийск об обязании

УСТАНОВИЛ:

    Басков А.В. обратился в суд с административным иском к АМО <адрес>, в котором указал, что с 2019 года проживает по адресу: <адрес>, СНТ «Геолог», <адрес> со своей семьей: супругой ФИО2, несовершеннолетними детьми: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.. Семья является многодетной, что подтверждается удостоверением многодетной семьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Щербинским ФИО1 социальной защиты населения <адрес>, действительным до ДД.ММ.ГГГГ.

    Дети получают основное общее образование в муниципальных школах <адрес>: ФИО3 - в МАОУ «СОШ » МО <адрес>, ФИО3 и ФИО4 - в МБОУ Основная общеобразовательная школа им. ФИО9» МО <адрес>.

    Обеспечение питанием обучающихся является расходным обязательством соответствующего публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

    Соответственно, обеспечение питанием учащихся входит в обязанности администрации муниципального образования город Новороссийск и ее структурных подразделений.

    Подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» для многодетных семей установлено бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

    Данный Указ не признан противоречащим Конституции РФ либо недействующим, соответственно, он применятся на всей территории Российской Федерации.

    Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    По юридической силе Указы Президента расположены выше нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов муниципальных образований.

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

    Однако, Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» в муниципальных школах г. Новороссийска, где учатся дети административного истца, не исполняется, дети не обеспечены бесплатным питанием, за что несет ответственность администрация муниципального образования город Новороссийск и ее структурные подразделения.

    Административный истец обращался в электронной форме к административному ответчику с просьбой дать объяснения сложившейся ситуации и устранить нарушения прав заявителя.

    Вместо этого, административный ответчик ссылается на положения постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.01.2015 № 5 «Об утверждении Порядка обеспечения льготным питанием учащихся из многодетных семей в муниципальных общеобразовательных организациях в Краснодарском крае» и постановление администрации муниципального образования город Новороссийск № 4252 от 17.09.2020 «Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Новороссийск», согласно которым детям из отдельных семей предоставляется оплата части питания за счет средств краевого бюджета в размере 10 рублей на одного учащегося в день.

    Однако, это полностью противоречит Указу Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

    Из ответа министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края исх. № 47-01-13-25651/20 от 16.11.2020 следует, что меры социальной поддержки на территории Краснодарского края семье административного истца не полагаются, поскольку у членов семьи нет места жительства на территории региона.

    Однако, такой подход также является дискриминацией, поскольку в силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статьей 27 Конституции РФ гарантировано каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    Семья административного истца проживает в собственном доме по адресу: <адрес>, СНТ «Геолог», <адрес>, а регистрация по месту жительства или по месту пребывания в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» носит лишь подтверждающий и заявительный характер, соответственно, не может служить основанием для отказа в предоставлении мер государственной поддержки многодетных семей.

    Из ответа администрации муниципального образования город Новороссийск исх. № 11661.1-П/20 от 02.11.2020 усматривается, что административному истцу необходимо представить справку, подтверждающую постановку многодетной семьи на учет в органах социальной защиты населения.

    С этим требованием административный истец также не согласен, поскольку семья уже состоит на учете как многодетная, т.е. признана многодетной в другом регионе, однако в связи с переездом на новое место жительства в г. Новороссийск свой статус многодетной семьи не утратила.

    При таких обстоятельствах бездействие администрации муниципального образования город Новороссийск нарушает закон и ущемляет права административного истца, кроме того, вынуждая его нести дополнительные расходы на обеспечение питанием своих детей.

    Просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непредставлении несовершеннолетним детям ФИО6: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. бесплатного питания в общеобразовательных учреждениях: в МАОУ «СОШ » МО <адрес>, и в МБОУ «Основная общеобразовательная школа им. ФИО9» МО <адрес> за счет бюджетных ассигнований.    Обязать администрацию муниципального образования <адрес>, обеспечивать получение несовершеннолетними детьми ФИО6: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. бесплатного питания в образовательных учреждениях <адрес> за счет средств местного бюджета.

    Определением от 22.01.2021 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

    Определением суда от 5.02.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Соцзащиты, МБ ОУООШ №31 и №34.

    В судебном заедании истец требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске. Подтвердил, что младший сын Илья 2013 года рождения обеспечивается бесплатным питанием. Семья состоит на учете в соцзащите в Москве, там же все и прописаны. Ранее, в других регионах дети без проблем получали бесплатное питание. Считает, что ответчик обязан обеспечить всех его детей в школах бесплатным питанием.

    Представитель Администрации МО г. Новороссийск просила в иске отказать, поскольку младший ребенок обеспечен бесплатным питанием, оснований для бесплатного питания у старших детей, нет, поскольку это не предусмотрено действующими нормативными актами.

    По аналогичным основаниям просила в иске отказать представитель Соцзащиты.

    Представитель МБОУ ООШ имени ФИО9 просил рассмотреть дело в его отсутствие. Просили учесть, что при вынесении решения о постановке на льготное питание руководствовались постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 17.09.2020 г. №4252 «Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Новороссийск», в настоящее время постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 11.01.2021 г. №1 «Об утверждении порядка обеспечения питанием обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования город Новороссийск и признании утратившим силу постановления администрации муниципального образования город Новороссийск от 17 сентября 2020 года №4252».

    Согласно п. 5.7 данного Порядка многодетные семьи имеют право на оплату части питания за счет средств краевого бюджета в размере 10 рублей на одного учащегося в день при предоставлении справки, подтверждающей постановку многодетной семьи на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года №836-К3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае».

    Такая справка истцом ФИО6 предоставлена не была, поэтому ФИО3, учащемуся 7 класса, льготное питание не было назначено. Учащемуся 1 класса ФИО4 питание предоставлено на льготной основе в полном объеме согласно п. 5.1. порядка.

    Остальные стороны не явились, уведомлены надлежащим образом, суд признал неявку не уважительной и рассмотрел дело в их отсутствие.

    Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Как следует из предоставленной копии удостоверения , выданного ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО11 является многодетной семьей.

Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Краснодарской крае, регулируются законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" (далее - закон Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ), а также законом Краснодарского края от 1 августа 2012 года N 2568-КЗ "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".

Статьей 1 закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ действие настоящего Закона распространяется на многодетные семьи, место жительства которых расположено на территории Краснодарского края.

Согласно статье 2 закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-КЗ, многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (далее - дети).

    В соответствии с Законом Краснодарского края от 22.02.2005 г. № 836-K3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае» многодетным семьям гарантируется:

-    обеспечение льготным питанием в порядке, утверждаемом администрацией Краснодарского края, учащихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Краснодарского края, осуществляющих образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

    Согласно Закону Краснодарского края от 15.12.2004 года № 805 -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сфере» обеспечение льготным питанием учащихся из многодетных семей в муниципальных общеобразовательных организациях возлагается на органы местного самоуправления.

    В соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.01.2015 года № 5 «Об утверждении порядка обеспечения льготным питанием учащихся из многодетных семей в муниципальных общеобразовательных организациях в Краснодарском крае» и с Постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск № 4252 от 17.09.2020 года, детям из многодетных семей предоставляется оплата части питания за счет средств краевого бюджета в размере 10 рублей на одного учащегося в день. Для предоставления полагающихся льгот необходимо предоставить в общеобразовательную организацию следующие документы:

1)    заявление о предоставлении льготы по оплате за питание;

2)    справку, подтверждающую постановку многодетной семьи на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства;

3)    свидетельство о рождении ребенка;

4)    паспорт или иной документ, удостоверяющий личность одного из родителей.

    С заявлениями о предоставлении детям льготного питания ФИО6 обратился в МБОУ ООШ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30), согласно которым к указанным заявлениям были приобщены: копии свидетельств о рождении детей, свидетельство многодетной семьи, регистрация по месту пребывания и копия паспорта заявителя.

    Однако истец подтвердил, что не имеют регистрации на территории МО <адрес>, так как возведенный дом еще не зарегистрирован. Была предоставлена справка о проживании. Отсутствие регистрации препятствует постановке на учет в ФИО1.

    Согласно Постановлению администрации муниципального образования город Новороссийск № 615 от 02.02.2021 года, Постановление администрации муниципального образования город Новороссийск № 4252 от 17.09.2020 года признано утратившим силу, но являлось действующим на момент подачи Истцом заявления в органы образования о предоставлении его несовершеннолетним детям бесплатного горячего питания.

    На основании вышеуказанного Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск № 615 от 02.02.2021 года, а именно в соответствии с п. 5.7, «Многодетные семьи имеют право на оплату части питания за счет средств краевого бюджета в размере 10 рублей на одного учащегося в день. Для получения данной льготы родители (законные представители) предоставляют директору МОО :

-    заявление о предоставлении оплаты части питания за счет средств краевого бюджета;

-    паспорт или иной документ, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей);

-    справка, подтверждающая постановку многодетной семьи на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства в соответствии с Законом Краснодарского края от 22.02.2005 года № 836-K3 « О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае»;

-    свидетельство о рождении ребенка».

    В соответствии с п. 6.5., п.п. 6.5.1., 6.5.2., 6.5.3., 6.5.4., 6.5.5. Постановления администрации муниципального образования город Новороссийск № 615 от 02.02.2021 года, полное финансирование питания учащихся за счет средств консолидированного бюджета производится следующим льготным категориям :

-    учащимся начальных классов;

-    учащимся из многодетных малообеспеченных семей;

-    учащимся из малообеспеченных семей;

-    учащимся, чьи семьи районными комиссиями по делам несовершеннолетних признаны находящимися в социально опасном положении;

-    учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

    Как следует из доводов сторон, ФИО4 2013 года рождения, учащийся начальной школы, получает бесплатное горячее питание, следовательно оснований для удовлетворения требований в указанной части, нет.

    На основании вышеуказанного Постановления, льготная категория «многодетная семья», к которой непосредственно относится Истец, не попадает под предоставление всем его несовершеннолетним детям бесплатного горячего питания в полном объеме за счет средств консолидированного бюджета, такая льгота предоставлена на питание ребенка 2013 года, обучающегося в начальном классе, остальные дети имеют право на оплату части питания за счет средств краевого бюджета в размере 10 рублей на одного учащегося в день.

    Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и права получения мер социальной поддержки многодетной семьей, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей на меры социальной поддержки связано с фактом проживания этих лиц с детьми на территории Краснодарского края, который устанавливается по данным органов регистрационного учета.

Истец предоставил справку /ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ о проживании с семьей по адресу <адрес>, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в <адрес>. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В материалах дела имеются справки, выданные муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением общеобразовательная школа N 31 и 34 ( л.д.19021) об обучении несовершеннолетних ФИО5 2003 года рождения в 11А классе, ФИО3 2007 года рождения в 7Б классе, ФИО4 2013 года рождения в 1А классе по настоящее время.

Следовательно, дети не получают льготы по питанию в образовательных учреждениях по месту регистрации и состояния семьи на учете в органах ФИО1 <адрес>.

Из содержания закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 836-КЗ следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти <адрес> комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на получение мер социальной поддержки связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом проживания этих лиц с детьми на территории <адрес>, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес>, либо справки, подтверждающей постановку многодетной семьи на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства, то обстоятельства постоянного проживания на территории <адрес>, с учетом обучения детей ФИО5 и ФИО3 в школах в спорный период, являются основаниям для предоставления им льготного питания за счет средств краевого бюджета в размере 10 рублей на одного учащегося в день.

    В соответствии со ст. 196 ч.3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

    Поскольку Басков Н.А. 2013 года рождения обеспечен льготным питанием ввиду обучения в начальном классе, доказательств наличия оснований, предусмотренных п. 6.5., п.п. 6.5.1., 6.5.2., 6.5.3., 6.5.4., 6.5.5. Постановления администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, для полного финансирования питания учащихся ФИО5 и ФИО3 не предоставлено, оснований для удовлетворения иска, нет.

    При этом суд считает возможным разъяснить истцу, что наличие судебного решения не препятствует ему обратиться с требованием на оплату части питания за счет средств краевого бюджета в размере 10 рублей на одного учащегося в день.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Баскову ФИО14 в иске – ОТКАЗАТЬ.

    Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Новороссийска в течение месяц.

Председательствующий                                                     М.А.Схудобенова

Мотивированное решение суда составлено 26.03.2021 г.

2-886/2021 ~ М-281/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Басков Александр Владимирович
Илья
Басков Н.А.
Ответчики
Администрация МО г.Новороссийск
Другие
Управление социальной защиты населения
МБОУ ООШ № 31
МБОУ ООШ № 34
Суд
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
Судья
Схудобенова М.А.
Дело на странице суда
novorossisk-oktybrsky--krd.sudrf.ru
20.01.2021Регистрация административного искового заявления
20.01.2021Передача материалов судье
20.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2021[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
05.02.2021Подготовка дела (собеседование)
05.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.03.2021Судебное заседание
26.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее