Судья Авраменко О.В. Дело № 33-1485/2020
(№ 2-1015/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Курлаевой Л.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овешниковой Галины Викторовны, Шихмана Михаила Ильича, Михайловой Ольги Сергеевны, Клыкова Валерия Александровича, Русановской Галины Алексеевны, Зорькиной Нелли Васильевны, Фролова Ивана Петровича, к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» о защите прав потребителей, по заявлению третьего лица с самостоятельными требованиями товарищества собственников жилья «Советская-17» к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе Овешниковой Галины Викторовны, Шихмана Михаила Ильича, Михайловой Ольги Сергеевны, Клыкова Валерия Александровича, Русановской Галины Алексеевны, Зорькиной Нелли Васильевны, Фролова Ивана Петровича на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 ноября 2019 г. и апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Советская-17» на дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 13 марта 2020 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П., Силаев А.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» (далее – ООО «Газпром теплоэнерго Орел») о защите прав потребителей.
В обоснование требований указали, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес>.
ООО «Газпром теплоэнерго Орел» является поставщиком коммунального ресурса по отоплению.
24 апреля 2019 г. после окончания отопительного сезона 2018-2019 г.г. ответчик продолжил начисление платы за отопление, выставляя собственникам счета. Основанием для начисления платы за отопление в летний период, по сообщению ответчика, является несоответствие узла учета общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, выявленное согласно акту от 04 марта 2019 г. проверки узла учета теплоэнергии. В отопительном сезоне 2018-2019 г.г. начисление платы ответчиком производилось следующим образом: с октября по декабрь 2018 г. - по показаниям общедомового прибора учета; в январе 2019 г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 гг. в связи с несоответствием общедомового прибора учета Правилам коммерческого учета, в феврале 2019 г. - по показаниям общедомового прибора учета; в марте - апреле 2019 г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 г.г. в связи с несоответствием общедомового прибора учета Правилам коммерческого учета. Дальнейшее начисление платы за отопление после завершения отопительного сезона ответчик производил в мае 2019г. - по среднемесячному объему потребления, а с июня 2019г. - по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденному решением Орловского городского совета народных депутатов № 9/123-ГС от 27 сентября 2001 г. При этом в качестве основания для начисления платы ответчик ссылался на истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент общедомового прибора учета и положения п.п. 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, а также решение об утверждении нормативов № 9/123-ГС от 27 сентября 2001 г.
Полагали, что действующее законодательство, в том числе вышеуказанные Правила предоставления коммунальных услуг, не содержат положений о том, что в случае истечения у элементов общедомового прибора учета межповерочного интервала в отопительный сезон подлежит изменению способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, перевод потребителей с оплаты за отопительный период на порядок оплаты равномерно, в течение календарного года. Никакими правовыми нормами не предусмотрен переход в одностороннем порядке ресурсоснабжающей организации на способ оплаты, отличный от ранее действовавшего.
Указывали, что основные измерительные приборы, входящие в состав узла учета многоквартирного <адрес>, поверены и установлены 30 января 2019 г. и 24 апреля 2019 г. в течение отопительного периода. Преобразователи расхода электромагнитные поверены 04 июня 2019 г. и установлены 11 июня 2019 г. По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы общедомового прибора учета прошли поверку и технически были исправны. Сведений о том, что прибор учета находится в неисправном или неработоспособном состоянии, не имелось. Оснований для неприменения коммерческого учета теплоэнергии по показаниям прибора учета, с учетом отсутствия поставки тепла с мая 2019г., у ответчика отсутствовали.
По изложенным основаниям уточнив окончательно требования Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П., Силаев А.А., уточнив исковые требования, просили суд признать незаконными действия ООО «Газпром теплоэнерго Орел» по начислению собственникам помещений жилого <адрес> платы за отопление за период с мая 2019 г. по август 2019 г. и обязать произвести перерасчет платы за отопление собственникам помещений жилого <адрес> путем исключения из ее состава платы за период с мая 2019 г. по 31 августа 2019 г. включительно.
В ходе судебного разбирательства третье лицо товарищество собственников жилья «Советская -17» заявило самостоятельные требования к ООО «Газпром теплоэнерго Орел». Просило суд признать незаконными действия ООО «Газпром теплоэнерго Орел» по начислению собственникам помещений жилого <адрес> платы за отопление за период с мая 2019 г. по август 2019 г. и обязать ООО «Газпром теплоэнерго Орел» произвести перерасчет платы за отопление собственникам помещений жилого <адрес> путем исключения из ее состава платы за период с мая 2019 г. по 31 августа 2019 г. включительно.
В обоснование требований указав, что поставка коммунального ресурса по отоплению осуществляется в многоквартирном <адрес> на основании прямых договоров между ООО «Газпром теплоэнерго Орел» и собственниками помещений с 01 июля 2018 г. на основании решения общего собрания от 13августа 2018 г.
Жилой <адрес> в 2015 г. оборудован узлом учета потребляемого тепла, и оплата собственниками производилась за фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.
Решением суда от 28 ноября 2019 г. в удовлетворении требований истцов Овешниковой Г.В., Шихман М.И., Михайловой О.С., Клыкова В.А., Русановской Г.А., Зорькиной Н.В., Фролова И.П. отказано.
Дополнительным решением суда от 13 марта 2020 г. в удовлетворении требований третьего лица ТСЖ «Советская - 17» отказано.
Определением суда от 13 марта 2020 г. исковые требования Силаева А.А. были оставлены без рассмотрения.
В апелляционной жалобе Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П. просят отменить решение суда от 28 ноября 2019 г. как незаконное и вынести новое об удовлетворении иска.
Третье лицо с самостоятельными требованиями ТСЖ «Советская - 17» ставит вопрос об отмене постановленного судом дополнительного решения по делу и удовлетворении заявленных им требований.
Полагают, что при вынесении решения и дополнительного решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Приводят довод о том, что судом не принято во внимание обстоятельство того, что с момента установки общедомового прибора учета потребляемого тепла в <адрес> применялся порядок расчета платы за отопление в течение отопительного сезона за фактически потреблённое количество потребителями тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, в том числе и на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» от 29 июня 2016 г. №603.
Обращают внимание на то, что решение уполномоченного органа Орловской области об изменении способа осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению не принималось.
Полагают, что взимание платы за объем энергоресурсов, который не мог быть поставлен в летний период времени, влечет неосновательное обогащение на стороне ресурсоснабжающей организации, а также необоснованные финансовые санкции для потребителей, несоизмеримые с последствиями нарушения обязанности по своевременной поверке общедомового прибора учета тепловой энергии.
Ссылаются на то, что согласно позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), изложенной в письме №23464-ОГ/04 от 26 июня 2019 г. начисление платы за коммунальную услугу отопления производится за расчетные периоды, когда непосредственно предоставляются коммунальные услуга по отоплению и которые входят в отопительный период, а в данном случае ответчик продолжил начислять плату за отопление собственникам помещений <адрес> после окончания отопительного сезона 2018-2019 г.г., в период с мая по август 2019 г., указывая на истечение сроков поверки общедомового прибора учета тепловой энергии, что не состоит в причинно-следственной связи с действиями потребителей.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено, что Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>.
Обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ «Советская-17».
Общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома 30 сентября 2019 г. принято решение о предоставлении ТСЖ «Советская-17» в лице председателя правления Овешниковой Г.В. полномочий на обращение в суд в интересах собственников помещений дома с требованиями о признании незаконным начислений ООО «Газпром теплоэнерго Орел» платы за отопление в неотопительный сезон 2019 г. и обязании произвести перерасчет.
Поставщиком коммунального ресурса по отоплению является ООО «Газпром теплоэнерго Орел».
Поставка ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников о переходе с 01 июля 2018 г. на прямые договоры, о чем свидетельствует протокол годового общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № № от 13 июля 2018 г.
Из акта ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного главным инженером ООО «Газпром теплоэнерго Орел» от 07 октября 2015 г. следует, что многоквартирный <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором прибором учета тепловой энергии.
Согласно акту проверки узла учета тепловой энергии (теплоносителя), установленного в многоквартирном <адрес> в г. Орле от 26декабря 2018 г., прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу находился в неисправном состоянии, а именно не соответствовал требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
Согласно информации зафиксированной в акте проверки узла учета тепловой энергии (теплоносителя) от 01 февраля 2019 г. прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме с 01 февраля 2019 г. соответствовал предъявляемым требованиям.
По данным, отраженным в акте проверки узла учета тепловой энергии от 04 марта 2019 г., прибор учета тепловой энергии, установленный по вышеуказанному адресу не соответствовал требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
С учетом того, что сроки поверки трех измерительных приборов, входящих в общедомовой прибор учета тепловой энергии, истекали в различные даты в течение отопительного периода 2018-2019 г.г., данные приборы были поверены и введены в эксплуатацию в следующие периоды: 30 января 2019 г. - комплект термопреобразователей, что подтверждается свидетельством о поверке № от 25 января 2019 г.; 24 апреля 2019 г. – тепловычислитель, что подтверждается свидетельством о поверке № от 24 апреля 2020 г.; 11 июня 2019 г. – преобразователи расхода электромагнитные (2 шт.), что подтверждается свидетельством о поверке № и № от 04 июня 2019 г., и по состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы общедомового прибора учета тепловой энергии прошли поверку, однако ООО «Газпром теплоэнерго Орел» сообщило, что восстановление работоспособности общедомового прибора учета тепловой энергии путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период.
Из содержания Постановлений администрации г. Орла № 4397 от 02 октября 2018г. и № 1696 от 23 апреля 2019 г. следует, что отопительный период 2018-2019 г.г. начался 03 октября 2018 г. и закончился 24 апреля 2019 г.
Согласно ответу ООО «Газпром теплоэнерго Орел» №2501 от 24 июля 2019 г. начисление платы ответчиком за отопление по многоквартирному жилому дому <адрес> в отопительном сезоне 2018-2019 г.г. производилось ООО «Газпром теплоэнерго Орел» следующим образом: с октября по декабрь 2018 г. - по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии; в январе 2019 г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 г.г., в связи с несоответствием общедомового прибора учета Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», в феврале 2019 г. - по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии; в марте - апреле 2019 г.г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 г.г., в связи с несоответствием общедомового прибора учета тепловой энергии Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», что подтверждается актом проверки от 04 марта 2019 г.
После окончания отопительного сезона с апреля 2019 г. ООО «Газпром теплоэнерго Орел» продолжило выставлять собственникам помещений счета за отопление, мотивировав свои действия несоответствием общедомового прибора учета требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
Дальнейшее начисление платы за отопление после завершения отопительного сезона ООО «Газпром теплоэнерго Орел» производило в мае 2019 г. - по среднемесячному объему потребления, а с июня 2019 г. - по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного решением Орловского городского совета народных депутатов № 9/123-ГС от 27 сентября 2001 г., в соответствии с которым норматив потребления тепловой энергии составляет 0,015 гигакаллорий на квадратный метр (далее - Гкал на 1 кв. м.).
Обращаясь в суд с исковыми заявлениями и поддерживая их в суде, собственники помещений многоквартирного <адрес> и ТСЖ «Советская - 17» ссылались на то, что действующее законодательство, не содержат положений о том, что в случае истечения у элементов общедомового прибора учета межповерочного интервала в отопительный сезон подлежит изменению способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, перевод потребителей с оплаты за отопительный период на порядок оплаты равномерно, в течение календарного года, а также никакими правовыми нормами не предусмотрен переход в одностороннем порядке ресурсоснабжающей организации на способ оплаты, отличный от ранее действовавшего.
Приводили доводы о том, что после окончания отопительного сезона с 24 апреля 2019 года, ответчик в нарушение действующего законодательства продолжил начислять плату за отопление в летний период, сославшись на несоответствие узла учета общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», а именно на истечение в марте 2019 г. межпроверочного интервала на элемент общедомового прибора учета тепловой энергии.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик ссылался на то, что истечение межповерочного интервала общедомового прибора учета тепловой энергии равносильно его отсутствию в спорный период времени. В соответствии постановлением Правительства Орловской области от 13 сентября 2012 г. № 329 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 г.г.» определено использовать нормативы потребления тепловой энергии, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012г. Поскольку на спорный период времени на территории города Орла действовал норматив потребления тепловой энергии, установленный решением городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2001 г. № 9\123-ГС, в размере 0,18 Гкал на 1 кв. м. в год, то исчисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, осуществляется равномерно в течение календарного года (из расчета 1\12).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, который определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, и поскольку прибор учета тепловой энергии по адресу: <адрес>, находился в неисправном состоянии, то объемы тепловой энергии на отопление для нужд жителей данного дома были обоснованно в спорной период определены ООО «Газпром теплоэнерго Орел» исходя из нормативов, потребители обязаны оплачивать коммунальные услуги при отсутствии показаний приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и оснований для перерасчета платежей за тепловую энергию не имеется.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может и полагает, что постановленное судом решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда не соответствует вышеприведенным требованиям, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон( п. 1 ст. 544 ГК РФ)
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 – 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета.
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что порядок определения количества полученной энергии, а также порядок расчетов за энергию могут быть установлены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В данном случае таким правовым актом являются Правила.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство РФ 06мая 2011 г. издало Постановление № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).
Правила №354, как следует из их п. 1, регулируют в числе прочего отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Раздел VI Правил №354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 42 (1) Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 01 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации п. 59 (1) Правил №354 предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, п. 60 (1) Правил №354 устанавливает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления (в порядке, указанном в абз. 2 п. 42 (1) Правил №354).
Из изложенных выше положений ЖК РФ и Правил №354 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Таким образом, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. При этом начисление платы за названную коммунальную услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению «равномерно в течение календарного года».
Указанная позиция нашла свое отражение в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. по делу №АПЛ19-555.
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции, действовавшей по состоянию на сентябрь 2012 г.) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующей особенности: а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением; б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять указанное решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанные решения, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354.
Постановлением Правительства Орловской области от 13 сентября 2012 г. № 329 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 принято решение применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 г.г. порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2014 г. № 446 срок действия указанного постановления был продлен до отмены п.п. 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Указанные постановления субъекта Орловской области утратили свою силу на основании постановления Правительства Орловской области от 26 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, за исключением п.п. 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) которые утратили силу с 01 июля 2016 г.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решения об изменении способа оплаты, то применяется установленный в таком решении способ оплаты. В случае, если указанное решение не было принято, то применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемый при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу Постановления № 603.
Постановлением Правительства Орловской области от 14 января 2020 г. в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в отношении муниципального образования «Город Орел» установлен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что на дату вступления в силу Постановления № 603 при осуществлении расчетов с потребителями по дому <адрес> использовался способ начисления оплаты в течение отопительного периода по показаниям общедомового прибора учета.
Данных свидетельствующих о принятии по состоянию на дату возникновения спорных правоотношений (выход из строя прибора учета в марте 2019 г.) органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения во исполнение постановлений Правительства РФ № 857 или № 603 об установлении способа оплаты потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, об изменении способа оплаты в материалах дела не имеется.
Постановления Правительства Орловской области № 329 от 13 сентября 2012 г., №446 от 31 декабря 2014 г. не свидетельствуют о принятии органами государственной власти субъекта Российской Федерации такого решения и наличии оснований для начисления собственникам помещений многоквартирного дома оплаты за отопление вне периода отопительного сезона.
При таких обстоятельствах, принятое решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных истцами и третьим лицом требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 ноября 2019 г. и дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Орла от13марта2020г. отменить, постановить новое.
Исковые требования Овешниковой Галины Викторовны, Шихмана Михаила Ильича, Михайловой Ольги Сергеевны, Клыкова Валерия Александровича, Русановской Галины Алексеевны, Зорькиной Нелли Васильевны, Фролова Ивана Петровича, товарищества собственников жилья«Советская17» к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» по начислению собственникам помещений жилого <адрес> платы за отопление за период с мая 2019 г. по август 2019 г. незаконными.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» произвести перерасчет платы за отопление собственникам жилого <адрес> путем исключения из её состава платы за период с 01 мая по 31 августа 2019 года включительно.
Председательствующий
Судьи
Судья Авраменко О.В. Дело № 33-1485/2020
(№ 2-1015/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2020 г. город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.,
судей Курлаевой Л.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Овешниковой Галины Викторовны, Шихмана Михаила Ильича, Михайловой Ольги Сергеевны, Клыкова Валерия Александровича, Русановской Галины Алексеевны, Зорькиной Нелли Васильевны, Фролова Ивана Петровича, к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» о защите прав потребителей, по заявлению третьего лица с самостоятельными требованиями товарищества собственников жилья «Советская-17» к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» о признании незаконными действий, обязании произвести перерасчет,
по апелляционной жалобе Овешниковой Галины Викторовны, Шихмана Михаила Ильича, Михайловой Ольги Сергеевны, Клыкова Валерия Александровича, Русановской Галины Алексеевны, Зорькиной Нелли Васильевны, Фролова Ивана Петровича на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 ноября 2019 г. и апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Советская-17» на дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Орла от 13 марта 2020 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П., Силаев А.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» (далее – ООО «Газпром теплоэнерго Орел») о защите прав потребителей.
В обоснование требований указали, что истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес>.
ООО «Газпром теплоэнерго Орел» является поставщиком коммунального ресурса по отоплению.
24 апреля 2019 г. после окончания отопительного сезона 2018-2019 г.г. ответчик продолжил начисление платы за отопление, выставляя собственникам счета. Основанием для начисления платы за отопление в летний период, по сообщению ответчика, является несоответствие узла учета общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, выявленное согласно акту от 04 марта 2019 г. проверки узла учета теплоэнергии. В отопительном сезоне 2018-2019 г.г. начисление платы ответчиком производилось следующим образом: с октября по декабрь 2018 г. - по показаниям общедомового прибора учета; в январе 2019 г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 гг. в связи с несоответствием общедомового прибора учета Правилам коммерческого учета, в феврале 2019 г. - по показаниям общедомового прибора учета; в марте - апреле 2019 г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 г.г. в связи с несоответствием общедомового прибора учета Правилам коммерческого учета. Дальнейшее начисление платы за отопление после завершения отопительного сезона ответчик производил в мае 2019г. - по среднемесячному объему потребления, а с июня 2019г. - по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденному решением Орловского городского совета народных депутатов № 9/123-ГС от 27 сентября 2001 г. При этом в качестве основания для начисления платы ответчик ссылался на истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент общедомового прибора учета и положения п.п. 59 (1), 60 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, а также решение об утверждении нормативов № 9/123-ГС от 27 сентября 2001 г.
Полагали, что действующее законодательство, в том числе вышеуказанные Правила предоставления коммунальных услуг, не содержат положений о том, что в случае истечения у элементов общедомового прибора учета межповерочного интервала в отопительный сезон подлежит изменению способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, перевод потребителей с оплаты за отопительный период на порядок оплаты равномерно, в течение календарного года. Никакими правовыми нормами не предусмотрен переход в одностороннем порядке ресурсоснабжающей организации на способ оплаты, отличный от ранее действовавшего.
Указывали, что основные измерительные приборы, входящие в состав узла учета многоквартирного <адрес>, поверены и установлены 30 января 2019 г. и 24 апреля 2019 г. в течение отопительного периода. Преобразователи расхода электромагнитные поверены 04 июня 2019 г. и установлены 11 июня 2019 г. По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы общедомового прибора учета прошли поверку и технически были исправны. Сведений о том, что прибор учета находится в неисправном или неработоспособном состоянии, не имелось. Оснований для неприменения коммерческого учета теплоэнергии по показаниям прибора учета, с учетом отсутствия поставки тепла с мая 2019г., у ответчика отсутствовали.
По изложенным основаниям уточнив окончательно требования Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П., Силаев А.А., уточнив исковые требования, просили суд признать незаконными действия ООО «Газпром теплоэнерго Орел» по начислению собственникам помещений жилого <адрес> платы за отопление за период с мая 2019 г. по август 2019 г. и обязать произвести перерасчет платы за отопление собственникам помещений жилого <адрес> путем исключения из ее состава платы за период с мая 2019 г. по 31 августа 2019 г. включительно.
В ходе судебного разбирательства третье лицо товарищество собственников жилья «Советская -17» заявило самостоятельные требования к ООО «Газпром теплоэнерго Орел». Просило суд признать незаконными действия ООО «Газпром теплоэнерго Орел» по начислению собственникам помещений жилого <адрес> платы за отопление за период с мая 2019 г. по август 2019 г. и обязать ООО «Газпром теплоэнерго Орел» произвести перерасчет платы за отопление собственникам помещений жилого <адрес> путем исключения из ее состава платы за период с мая 2019 г. по 31 августа 2019 г. включительно.
В обоснование требований указав, что поставка коммунального ресурса по отоплению осуществляется в многоквартирном <адрес> на основании прямых договоров между ООО «Газпром теплоэнерго Орел» и собственниками помещений с 01 июля 2018 г. на основании решения общего собрания от 13августа 2018 г.
Жилой <адрес> в 2015 г. оборудован узлом учета потребляемого тепла, и оплата собственниками производилась за фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.
Решением суда от 28 ноября 2019 г. в удовлетворении требований истцов Овешниковой Г.В., Шихман М.И., Михайловой О.С., Клыкова В.А., Русановской Г.А., Зорькиной Н.В., Фролова И.П. отказано.
Дополнительным решением суда от 13 марта 2020 г. в удовлетворении требований третьего лица ТСЖ «Советская - 17» отказано.
Определением суда от 13 марта 2020 г. исковые требования Силаева А.А. были оставлены без рассмотрения.
В апелляционной жалобе Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П. просят отменить решение суда от 28 ноября 2019 г. как незаконное и вынести новое об удовлетворении иска.
Третье лицо с самостоятельными требованиями ТСЖ «Советская - 17» ставит вопрос об отмене постановленного судом дополнительного решения по делу и удовлетворении заявленных им требований.
Полагают, что при вынесении решения и дополнительного решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Приводят довод о том, что судом не принято во внимание обстоятельство того, что с момента установки общедомового прибора учета потребляемого тепла в <адрес> применялся порядок расчета платы за отопление в течение отопительного сезона за фактически потреблённое количество потребителями тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета, в том числе и на момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» от 29 июня 2016 г. №603.
Обращают внимание на то, что решение уполномоченного органа Орловской области об изменении способа осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению не принималось.
Полагают, что взимание платы за объем энергоресурсов, который не мог быть поставлен в летний период времени, влечет неосновательное обогащение на стороне ресурсоснабжающей организации, а также необоснованные финансовые санкции для потребителей, несоизмеримые с последствиями нарушения обязанности по своевременной поверке общедомового прибора учета тепловой энергии.
Ссылаются на то, что согласно позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России), изложенной в письме №23464-ОГ/04 от 26 июня 2019 г. начисление платы за коммунальную услугу отопления производится за расчетные периоды, когда непосредственно предоставляются коммунальные услуга по отоплению и которые входят в отопительный период, а в данном случае ответчик продолжил начислять плату за отопление собственникам помещений <адрес> после окончания отопительного сезона 2018-2019 г.г., в период с мая по август 2019 г., указывая на истечение сроков поверки общедомового прибора учета тепловой энергии, что не состоит в причинно-следственной связи с действиями потребителей.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (ст. 249 ГК РФ).
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Судом установлено, что Овешникова Г.В., Шихман М.И., Михайлова О.С., Клыков В.А., Русановская Г.А., Зорькина Н.В., Фролов И.П. являются собственниками жилых помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>.
Обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ «Советская-17».
Общим собранием собственников помещений указанного многоквартирного дома 30 сентября 2019 г. принято решение о предоставлении ТСЖ «Советская-17» в лице председателя правления Овешниковой Г.В. полномочий на обращение в суд в интересах собственников помещений дома с требованиями о признании незаконным начислений ООО «Газпром теплоэнерго Орел» платы за отопление в неотопительный сезон 2019 г. и обязании произвести перерасчет.
Поставщиком коммунального ресурса по отоплению является ООО «Газпром теплоэнерго Орел».
Поставка ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников о переходе с 01 июля 2018 г. на прямые договоры, о чем свидетельствует протокол годового общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома № № от 13 июля 2018 г.
Из акта ввода в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного главным инженером ООО «Газпром теплоэнерго Орел» от 07 октября 2015 г. следует, что многоквартирный <адрес> оборудован коллективным (общедомовым) прибором прибором учета тепловой энергии.
Согласно акту проверки узла учета тепловой энергии (теплоносителя), установленного в многоквартирном <адрес> в г. Орле от 26декабря 2018 г., прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по вышеуказанному адресу находился в неисправном состоянии, а именно не соответствовал требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
Согласно информации зафиксированной в акте проверки узла учета тепловой энергии (теплоносителя) от 01 февраля 2019 г. прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме с 01 февраля 2019 г. соответствовал предъявляемым требованиям.
По данным, отраженным в акте проверки узла учета тепловой энергии от 04 марта 2019 г., прибор учета тепловой энергии, установленный по вышеуказанному адресу не соответствовал требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
С учетом того, что сроки поверки трех измерительных приборов, входящих в общедомовой прибор учета тепловой энергии, истекали в различные даты в течение отопительного периода 2018-2019 г.г., данные приборы были поверены и введены в эксплуатацию в следующие периоды: 30 января 2019 г. - комплект термопреобразователей, что подтверждается свидетельством о поверке № от 25 января 2019 г.; 24 апреля 2019 г. – тепловычислитель, что подтверждается свидетельством о поверке № от 24 апреля 2020 г.; 11 июня 2019 г. – преобразователи расхода электромагнитные (2 шт.), что подтверждается свидетельством о поверке № и № от 04 июня 2019 г., и по состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы общедомового прибора учета тепловой энергии прошли поверку, однако ООО «Газпром теплоэнерго Орел» сообщило, что восстановление работоспособности общедомового прибора учета тепловой энергии путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период.
Из содержания Постановлений администрации г. Орла № 4397 от 02 октября 2018г. и № 1696 от 23 апреля 2019 г. следует, что отопительный период 2018-2019 г.г. начался 03 октября 2018 г. и закончился 24 апреля 2019 г.
Согласно ответу ООО «Газпром теплоэнерго Орел» №2501 от 24 июля 2019 г. начисление платы ответчиком за отопление по многоквартирному жилому дому <адрес> в отопительном сезоне 2018-2019 г.г. производилось ООО «Газпром теплоэнерго Орел» следующим образом: с октября по декабрь 2018 г. - по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии; в январе 2019 г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 г.г., в связи с несоответствием общедомового прибора учета Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», в феврале 2019 г. - по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии; в марте - апреле 2019 г.г. - по среднемесячному объему потребления тепловой энергии за отопительный период 2017-2018 г.г., в связи с несоответствием общедомового прибора учета тепловой энергии Постановлению Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», что подтверждается актом проверки от 04 марта 2019 г.
После окончания отопительного сезона с апреля 2019 г. ООО «Газпром теплоэнерго Орел» продолжило выставлять собственникам помещений счета за отопление, мотивировав свои действия несоответствием общедомового прибора учета требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя».
Дальнейшее начисление платы за отопление после завершения отопительного сезона ООО «Газпром теплоэнерго Орел» производило в мае 2019 г. - по среднемесячному объему потребления, а с июня 2019 г. - по нормативу потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденного решением Орловского городского совета народных депутатов № 9/123-ГС от 27 сентября 2001 г., в соответствии с которым норматив потребления тепловой энергии составляет 0,015 гигакаллорий на квадратный метр (далее - Гкал на 1 кв. м.).
Обращаясь в суд с исковыми заявлениями и поддерживая их в суде, собственники помещений многоквартирного <адрес> и ТСЖ «Советская - 17» ссылались на то, что действующее законодательство, не содержат положений о том, что в случае истечения у элементов общедомового прибора учета межповерочного интервала в отопительный сезон подлежит изменению способ оплаты коммунальной услуги по отоплению, а именно, перевод потребителей с оплаты за отопительный период на порядок оплаты равномерно, в течение календарного года, а также никакими правовыми нормами не предусмотрен переход в одностороннем порядке ресурсоснабжающей организации на способ оплаты, отличный от ранее действовавшего.
Приводили доводы о том, что после окончания отопительного сезона с 24 апреля 2019 года, ответчик в нарушение действующего законодательства продолжил начислять плату за отопление в летний период, сославшись на несоответствие узла учета общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», а именно на истечение в марте 2019 г. межпроверочного интервала на элемент общедомового прибора учета тепловой энергии.
Возражая против удовлетворения заявленных требований ответчик ссылался на то, что истечение межповерочного интервала общедомового прибора учета тепловой энергии равносильно его отсутствию в спорный период времени. В соответствии постановлением Правительства Орловской области от 13 сентября 2012 г. № 329 «О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012 - 2014 г.г.» определено использовать нормативы потребления тепловой энергии, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012г. Поскольку на спорный период времени на территории города Орла действовал норматив потребления тепловой энергии, установленный решением городского Совета народных депутатов от 27 сентября 2001 г. № 9\123-ГС, в размере 0,18 Гкал на 1 кв. м. в год, то исчисление размера платы за коммунальную услугу по отоплению потребителям, проживающим в многоквартирных домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, осуществляется равномерно в течение календарного года (из расчета 1\12).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, который определяется по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ, и поскольку прибор учета тепловой энергии по адресу: <адрес>, находился в неисправном состоянии, то объемы тепловой энергии на отопление для нужд жителей данного дома были обоснованно в спорной период определены ООО «Газпром теплоэнерго Орел» исходя из нормативов, потребители обязаны оплачивать коммунальные услуги при отсутствии показаний приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и оснований для перерасчета платежей за тепловую энергию не имеется.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласиться не может и полагает, что постановленное судом решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
В силу п. п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное по делу решение суда не соответствует вышеприведенным требованиям, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон( п. 1 ст. 544 ГК РФ)
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 – 547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета.
В силу ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что порядок определения количества полученной энергии, а также порядок расчетов за энергию могут быть установлены законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В данном случае таким правовым актом являются Правила.
Реализуя предоставленные законом полномочия, Правительство РФ 06мая 2011 г. издало Постановление № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила №354).
Правила №354, как следует из их п. 1, регулируют в числе прочего отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Раздел VI Правил №354 определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно п. 42 (1) Правил №354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 01 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.
Для случаев выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации п. 59 (1) Правил №354 предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, п. 60 (1) Правил №354 устанавливает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления (в порядке, указанном в абз. 2 п. 42 (1) Правил №354).
Из изложенных выше положений ЖК РФ и Правил №354 следует, что начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится за расчетные периоды, когда эта услуга непосредственно предоставляется, и которые входят в отопительный период. Таким образом, вне отопительного периода объем потребления тепловой энергии не учитывается при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению, так как потребление данной услуги отсутствует. При этом начисление платы за названную коммунальную услугу в неотопительный период возможно в случае, если органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению «равномерно в течение календарного года».
Указанная позиция нашла свое отражение в апелляционном определении Верховного суда Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. по делу №АПЛ19-555.
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 «Об особенностях применения правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции, действовавшей по состоянию на сентябрь 2012 г.) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются с учетом одной из следующей особенности: а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, утвержденными настоящим постановлением; б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять указанное решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанные решения, могут в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354.
Постановлением Правительства Орловской области от 13 сентября 2012 г. № 329 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. № 857 принято решение применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 г.г. порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 31 декабря 2014 г. № 446 срок действия указанного постановления был продлен до отмены п.п. 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».
Указанные постановления субъекта Орловской области утратили свою силу на основании постановления Правительства Орловской области от 26 февраля 2019 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, за исключением п.п. 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению) которые утратили силу с 01 июля 2016 г.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - Постановление № 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).
До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. №354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.
Таким образом, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решения об изменении способа оплаты, то применяется установленный в таком решении способ оплаты. В случае, если указанное решение не было принято, то применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемый при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу Постановления № 603.
Постановлением Правительства Орловской области от 14 января 2020 г. в соответствии с п.2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» в отношении муниципального образования «Город Орел» установлен способ осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что на дату вступления в силу Постановления № 603 при осуществлении расчетов с потребителями по дому <адрес> использовался способ начисления оплаты в течение отопительного периода по показаниям общедомового прибора учета.
Данных свидетельствующих о принятии по состоянию на дату возникновения спорных правоотношений (выход из строя прибора учета в марте 2019 г.) органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения во исполнение постановлений Правительства РФ № 857 или № 603 об установлении способа оплаты потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, об изменении способа оплаты в материалах дела не имеется.
Постановления Правительства Орловской области № 329 от 13 сентября 2012 г., №446 от 31 декабря 2014 г. не свидетельствуют о принятии органами государственной власти субъекта Российской Федерации такого решения и наличии оснований для начисления собственникам помещений многоквартирного дома оплаты за отопление вне периода отопительного сезона.
При таких обстоятельствах, принятое решение не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением нового об удовлетворении заявленных истцами и третьим лицом требований.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 28 ноября 2019 г. и дополнительное решение Железнодорожного районного суда г.Орла от13марта2020г. отменить, постановить новое.
Исковые требования Овешниковой Галины Викторовны, Шихмана Михаила Ильича, Михайловой Ольги Сергеевны, Клыкова Валерия Александровича, Русановской Галины Алексеевны, Зорькиной Нелли Васильевны, Фролова Ивана Петровича, товарищества собственников жилья«Советская17» к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» по начислению собственникам помещений жилого <адрес> платы за отопление за период с мая 2019 г. по август 2019 г. незаконными.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпром теплоэнерго Орел» произвести перерасчет платы за отопление собственникам жилого <адрес> путем исключения из её состава платы за период с 01 мая по 31 августа 2019 года включительно.
Председательствующий
Судьи