Дело № 2-1842/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Михайловка
Волгоградской области 21 ноября 2019 года
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Поликарпова В.В.,
при секретаре судебного заседания Шишкиной Л.В.,
с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Шибитовой Ю.М.,
представителя ответчика Калюта А.А.,
рассмотрев дело по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление №1» о возложении обязанности провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, с привлечением специализированной организации,
установил:
Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области обратился с иском к ООО «Домоуправление №1» о возложении обязанности провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, с привлечением специализированной организации, в обоснование указал, что проведена проверка в сфере обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в деятельности ООО «Домоуправление Номер». В ходе проверки установлено, ООО «Домоуправление Номер», является лицензиатом и осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии Номер от Дата, выданной инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области, в соответствии с заключенными с собственниками помещений договорами управления. Согласно пункту 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования. Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от Дата N 101 (далее - Положение N 101) диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода. На основании пункта 3.4 Положения N 101 первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Установлено, что многоквартирный жилой дом, расположенный по Адрес введен в эксплуатацию в 1968 году; Адрес 1973 году; Адрес 1971 году; Адрес 1960 году; Адрес 1978 году; Адрес 1953 году; Адрес 1967 году; Адрес в 1981 году; Адрес 1970 году; Адрес 1984 году; Адрес 1983 году; Адрес 1970 году; Адрес 1969 году; Адрес 1973 году; Адрес 1981 году; Адрес 1971 году; Адрес в 1983 году; Адрес в 1966 году; Адрес в 1976 году; Адрес 1980 году; Адрес в 1980 году; Адрес в 1984 году; Адрес 1970 году; Адрес 1979 году; Адрес 1966 году; Адрес 1986 году; Адрес 1963 году; Адрес 1982 году; Адрес 1974 году; Адрес в 1981 году; Адрес 1972 году. Срок ввода в эксплуатацию внутридомового газового оборудования в указанных домах исчисляется с того же времени. Соответственно, в указанных многоквартирных домах превышен нормативный срок службы внутридомового газового оборудования. Дата в адрес ООО «Домоуправление №1» направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Однако, до настоящего времени в Михайловскую межрайонную прокуратуру информация о рассмотрении указанного представления не поступила. Техническое диагностирование внутридомового газового оборудования не проведено. За неисполнение требований прокурора генеральный директор ООО «Домоуправление №1» Соловьев Д.Г. привлечен к административной ответственности. Непринятие ООО «Домоуправление №1» мер к своевременному проведению работ по выявлению возможности дальнейшей эксплуатации газопроводов и, как следствие, невозможность определения остаточного ресурса или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода, не обеспечивает соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, ставит под угрозу безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, не обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, что нарушает право неопределенного круга лиц на надлежащие условия жизнеобеспечения. Просит обязать ООО «Домоуправление №1» провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «а»; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «г»; Адрес «а»; Адрес «в»; Адрес; Адрес «а»; Адрес «а»; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «б»; Адрес, с привлечением специализированной организации в соответствии с Правилами проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613.
В судебном заседании помощник Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика просил в удовлетворении требований отказать, в судебном заседании, а также в письменных возражениях указал, что полагает требования прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению поскольку прокурором не доказан факт истечения нормативного срока эксплуатации ВДГО в спорных многоквартирных домах, в связи с чем вывод о наличии обязанности у ответчика выполнить техническое диагностирование ВДГО является преждевременным. Так, в соответствии с п.8 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв.Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013г. № 410 (далее - Правила № 410), работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные документацией, утвержденной в отношении газопроводов. В силу п.76 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010г. № 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств. В силу п.9 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утв.Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013г. № 613, техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования должно проводиться по окончании сроков эксплуатации оборудования, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации оборудования, проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Таким образом, для доказывания факта истечения срока эксплуатации ВДГО в спорных многоквартирных домах необходимо наличие технической документации завода изготовителя либо проектной документации в отношении газопроводов, которыми установлены сроки, эксплуатации данного оборудования. Однако, прокурором в материалы дела не представлено ни технической, ни проектной документации на внутридомовое газовое оборудование, расположенное в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ДУ № 1», что свидетельствует о недоказанности факта истечения нормативного срока эксплуатации ВДГО. Ссылка прокурора на п.3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утв.Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000г. № 101 (далее - Положение № 101), устанавливающего срок проведения первичной диагностики внутреннего газопровода - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию - является необоснованной, поскольку данный нормативный правовой акт со дня вступления в силу Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утв.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010г. № 870, не является обязательным к применению. Так, с 01.07.2003г. вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании № 184-ФЗ). В соответствии с абз.4 п.3 Закона о техническом регулировании № 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Согласно ст.2 Закона о техническом регулировании № 184-ФЗ, технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010г. № 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения (далее - Технический регламент № 870). Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011г. № 1005-р утвержден Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия (далее - Перечень № 1005-р). В вышеуказанный Перечень № 1005-р вошли 26 нормативных документа (ГОСТ, СниП, СП). Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утв. Приказом Госстроя от 03.05.2000г. № 101 в вышеуказанный Перечень № 1005-р не включено, что исключает его обязательное применение на территории Российской Федерации. О правомерности отнесения нормативных актов федеральных органов исполнительной власти к актам, не имеющим обязательного характера применения в связи с наличием вступившего в силу соответствующего технического регламента, см. например решение Верховного Суда РФ от 22.12.2014г. по делу № АКПИ14-1283 (распечатка решения прилагается). Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утв. Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013г. Л° 613, также не являются обязательными к применению в виду наличия вступившего в силу технического регламента о безопасности сетей газораспределения. В соответствии с абз.4 п.3 Закона о техническом регулировании № 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010г. № 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения (далее - Технический регламент № 870). Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011г. № 1005-р утвержден Перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия (далее - Перечень № 1005-р). В вышеуказанный Перечень № 1005-р вошли 26 нормативных документа (ГОСТ, СниП, СП). При этом Правила № 613, в соответствии с которыми прокурор просит обязать ответчика провести техническое диагностирование, включены, что исключает его обязательное применение на территории Российской Федерации. ООО «Домоуправление № 1» является ненадлежащим ответчиком по иску о понуждении к проведению технического диагностирования ВДГО, поскольку оно не приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утверждены Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013г. № 613 (далее - Правила № 613). В п.3 Правил № 613 определен предмет регулирования данных правил, в соответствии с которым: положения настоящих Правил распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования либо качестве коммунального ресурса для предоставления гражданами коммунальной услуги по газоснабжению, а также физических лиц (граждан), в том числе собственников (нанимателей) жилого дома либо помещения, приобретающих газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Более того, в силу пп. «а» п.7 Правил № 613 заказчиком по договору о техническом диагностировании внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования является: а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений. ООО «Домоуправление № 1» не осуществляет техническое обслуживание и ремонт ВДГО и ВКГО, а также не приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам в спорных многоквартирных домах коммунальной услуги по газоснабжению. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено. Таким образом, положения Правил №613 не распространяются на ООО «Домоуправление № 1», поскольку оно не приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению и не осуществляет техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования. Заявляя иск о понуждении к проведению технического диагностирования ВДГО, прокурор, по сути, пытается обязать ООО «Домоуправление № 1» заключить договор на проведение технического диагностирования со специализированной организацией, что противоречит действующему гражданскому законодательству Российской Федерации. Так, в просительной части своего искового заявления прокурор просит обязать ООО «Домоуправление № 1» провести техническое диагностирование ВДГО в ряде многоквартирных домов с привлечением специализированной организации. Следовательно, правовым механизмом исполнения соответствующего требования прокурора станет заключение договора Обществом «Домоуправление № 1» со специализированной организацией. Между тем, в соответствии с п.1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Таким образом, из буквального толкования вышеуказанной нормы следует, что понуждение к заключению договора допускается лишь в случаях, когда обязанность заключить соответствующий договор предусмотрена нормативным актом уровня не ниже федерального закона. Однако, действующим гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрено нормы, обязывающей управляющую организацию заключать договор на проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования. Таким образом, ООО «Домоуправлении № 1» не может и не должно быть обязано судом заключить договор, обязанность заключения которого прямо не предусмотрена каким-либо законодательным актом Российской Федерации.
Более того, из содержания п.4 ст.445 ГК РФ следует: если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Таким образом, из буквального содержания положений п.4 ст.445 ГК РФ следует, что правом на обращение в суд с иском о понуждении к заключению договора обладает лишь сторона договора, заключение которого является обязательным в силу закона, направившая оферту стороне, обязанной заключить такой договор. Органы прокуратуры не имеют права вмешиваться в хозяйственные отношения самостоятельных экономических субъектов путем предъявления исков о понуждении к заключению договора. Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, по мнению ответчика, в удовлетворении исковых требований прокурора должно быть отказано по следующим основаниям: прокурором не доказан факт истечения нормативного срока эксплуатации ВДГО, находящегося в спорных МКД, т.к. не представлена техническая и проектная документация на соответствующее оборудование; Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утв.Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000г. № 101, не являются обязательными для применения в РФ в связи с наличием вступившего в силу технического регламента о безопасности сетей газораспределения; Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утв. Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013г. № 613, также не являются обязательными к применению в виду наличия вступившего в силу технического регламента о безопасности сетей газораспределения. ООО «Домоуправление № 1» является ненадлежащим ответчиком по данному иску прокурора, поскольку не подпадает под действие Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утверждены Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013г. № 613, т.к. не приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги собственникам спорных многоквартирных домов; в действующем законодательстве РФ отсутствует норма, обязывающая управляющую организацию к заключению договора на проведение технического диагностирования; прокурор не наделен правом на обращение в суд с требованием о понуждении к заключению договора, заключение которого в силу закона является обязательным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в письменных возражениях указано, что ООО «Газпром газораспределение Волгоград» является газораспределительной организацией, одним из основных видов деятельности которой является осуществление технического обслуживания, ремонта и аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового газового оборудования на основании гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 №410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» (далее - Правила №410) предусмотрено, что проведение технического диагностирования внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании возмездного договора о техническом диагностировании указанного оборудования, заключаемого с организацией, отвечающей требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил №410, в отношении внутридомового газового оборудования - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственником домовладения. Таким образом, проведение технического диагностирования внутридомового газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании между лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме и организацией, которая соответствует требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил №410. ООО «Газпром газораспределение Волгоград» не соответствует требованиям которые предъявляются к организациям, осуществляющим работы по техническом диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Требования прокурора просят разрешить на усмотрение суда.
Представитель инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что ООО «Домоуправление №1» на основании договоров управления осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, расположенными по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «а»; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «г»; Адрес «а»; Адрес «в»; Адрес; Адрес «а»; Адрес «а»; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес«б»; Адрес
Согласно п. 3, п. 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегионразвития Российской Федерации N 239 от 26 июня 2009 г., содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и рабочем состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию. В частности, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования включены работы по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления.
В силу п. п. 6 - 7 указанного Порядка минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 к Порядку, в которых предусмотрено техническое диагностирование газопроводов. Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
Как следует из п. 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03 мая 2000 г. (МДС 42-1.2000), первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Основной задачей диагностики является определение потребности в ремонте систем газоснабжения и определения остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89), то есть возможности эксплуатации системы без замены до перехода в неработоспособное состояние.
В результате проведенной на основании решения №10 от 28.01.2019 г. (л.д.13) прокурорской проверки установлено, что в вышеуказанных многоквартирных жилых домах истек нормативный срок службы внутреннего газопровода - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию, а именно многоквартирный жилой дом, расположенный по Адрес введен в эксплуатацию в 1968 году; Адрес 1973 году; Адрес 1971 году; Адрес 1960 году; Адрес 1978 году; Адрес 1953 году; Адрес 1967 году; Адрес в 1981 году; Адрес 1970 году; Адрес 1984 году; Адрес 1983 году; Адрес 1970 году; Адрес 1969 году; Адрес 1973 году; Адрес 1981 году; Адрес 1971 году; Адрес в 1983 году; Адрес в 1966 году; Адрес в 1976 году; Адрес 1980 году; Адрес в 1980 году; Адрес в 1984 году; Адрес 1970 году; Адрес 1979 году; Адрес 1966 году; Адрес 1986 году; Адрес 1963 году; Адрес 1982 году; Адрес 1974 году; Адрес в 1981 году; Адрес 1972 году, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию (л.д.23-53).
В соответствии с договорами управления многоквартирными жилыми домами ООО «Домоуправление №1» обязалось совершать от имени и за счет собственников все работы и оказывать услуги по управлению многоквартирными домами, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную деятельность направленную на достижение целей многоквартирного жилого дома.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" - со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области диагностирования внутридомового газового оборудования сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.
В отношении генерального директора ООО «Домоуправление №1» Михайловским межрайонным прокурором вынесено представление от 30.01.2019 г. об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в вышеуказанных многоквартирных домах (л.д.14).
Постановлением мирового судьи судебного участка №128 Волгоградской области от 05.06.2019 г. вступившим в законную силу 05.06.2019 г. генеральный директор ООО «Домоуправление №1» привлечен к административной ответственности предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ в связи с неисполнением требований прокурора.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что действующим законодательством обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирных домов возложена на управляющую организацию, управление указанными домами на основании заключенных с собственниками жилых помещений вышеуказанных жилых домов осуществляет ответчик.
С учетом того, что нормативный срок службы внутреннего газопровода в указанных выше многоквартирных жилых домах истек, и их дальнейшая эксплуатация без диагностики и установления технического состояния газового оборудования может быть небезопасной, обязательные нормы в области диагностирования внутридомового газового оборудования сохраняют свою силу и подлежат применению, представление прокурора об устранении нарушений закона ответчиком оставлено без удовлетворения, обязанность по обеспечению безопасной эксплуатации многоквартирных домов возложена на управляющую организацию, требования прокурора о возложении обязанности на ООО «Домоуправление №1» организовать проведение первичной диагностики внутридомового газового оборудования указанных многоквартирных жилых домов с привлечением специализированной организации являются обоснованными.
Довод представителя ответчика о том, что прокурором не доказан факт истечения нормативного срока эксплуатации внутридомового газового оборудования, находящегося в спорных многоквартирных домах, опровергается актами ввода в эксплуатацию вышеуказанных многоквартирных домов и требованиями вышеуказанных нормативных актов.
Доводы представителя ответчика о том, что положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утв.Приказом Госстроя РФ от 03.05.2000г. № 101, не являются обязательными для применения в связи с наличием вступившего в силу технического регламента о безопасности сетей газораспределения, Правила проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утв.Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013г. № 613, также не являются обязательными к применению в виду наличия вступившего в силу технического регламента о безопасности сетей газораспределения, ООО «Домоуправление № 1» является ненадлежащим ответчиком по данному иску прокурора, поскольку не подпадает под действие Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013г. № 613, т.к. не приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги собственникам спорных многоквартирных домов, в действующем законодательстве РФ отсутствует норма, обязывающая управляющую организацию к заключению договора на проведение технического диагностирования; прокурор не наделен правом на обращение в суд с требованием о понуждении к заключению договора, заключение которого в силу закона является обязательным, основаны на ошибочном толковании вышеуказанных требований закона.
В силу ч. 1, 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом вышеприведенной процессуальной нормы, суд находит возможным установить срок для исполнения возложенной на ответчика обязанности организовать проведение диагностики внутридомового газового оборудования в указанных многоквартирных жилых домах в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, ответчик в соответствии с положениями ст. 434 ГПК РФ не лишен возможности при наличии соответствующих обстоятельств ставить вопрос об отсрочке исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования обществу с ограниченной ответственностью «Домоуправление №1» о возложении обязанности провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, с привлечением специализированной организации удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление №1» обязанность провести техническое диагностирование внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «а»; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «г»; Адрес «а»; Адрес «в»; Адрес; Адрес «а»; Адрес «а»; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес; Адрес «б»; Адрес привлечением специализированной организации в соответствии с Правилами проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 г. №613 в срок не позднее трех месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня вынесения в окончательной форме в Волгоградский областной суд, через Михайловский районный суд Волгоградской области.
Судья Поликарпов В.В.
Решение в окончательной форме составлено 26 ноября 2019 года.