ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> Красноглинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гиниятуллиной Л.К.,
при секретаре Ангалышевой А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара к Арутюнян А. Б. о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара обратился в суд с иском к Арутюнян А.Б. о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, сбросом отходов производства, подобных отходам грунта, образованным в результате землеройных работ в размере 88387 руб., указывая на то, что <дата> при осмотре территории <адрес> городского округа Самара прилегающей к бывшему детскому лагерю «Звездочка», зафиксирован факт транспортирования и размещения путем сброса с транспортного средства марки <данные изъяты> г/н№ отходов производства подобных отходам позиции «отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов». Сброс отходов осуществлен Арутюняном А.Б. непосредственно на почву земельного участка <адрес> городского округа Самара, прилегающей к бывшему детскому лагерю «Звездочка». Объем сброшенного отхода составил 13 тонн согласно объяснениям физического лица. изложенных в протоколе по делу об административном правонарушении от <дата> №. Сопроводительные документы на груз физическим лицом представлены не были. По данному факту Арутюнян А.Б. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Земельный участок, на котором было совершено несанкционированное размещение отходов производства и потребления Арутюняном А.Б. относится к землям населенных пунктов. Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, допущенных Арутюняном А.Б. составляет 88 387 рублей. В связи с тем, что ответчиком в добровольном порядке ущерб возмещен не был, истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Представитель истца Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара – Марсажанова Н.Б., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, дала пояснения, аналогичные вышеизложенным.
Ответчик Арутюнян А.Б. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом по месту регистрации, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, в связи с чем суд, с учетом мнения представителя истца, полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п.п.1, 2 ст.51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст.22 ФЗ от <дата> №52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ст.12 ФЗ от <дата> №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (п.7 ст.12 вышеуказанного закона).
Согласно ст.28 вышеуказанного закона, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьей 77 ФЗ от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды » установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Судом установлено, что <дата> при осмотре территории <адрес> городского округа Самара, прилегающей к бывшему детскому лагерю «Звездочка», зафиксирован факт транспортирования и размещения путем сброса с транспортного средства марки <данные изъяты> г/н№ отходов производства подобных отходам позиции «отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов». Сброс отходов осуществлен Арутюняном А.Б. непосредственно на почву земельного участка <адрес> городского округа Самара, прилегающего к бывшему детскому лагерю «Звездочка».
Объем сброшенного отхода составил 13 тонн согласно объяснениям физического лица, изложенным в протоколе по делу об административном правонарушении от <дата> № . Сопроводительные документы на груз физическим лицом представлены не были.
По данному факту Арутюнян А.Б. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Из пояснений представителя истца следует, что отобрать объяснения на месте сброса на почву строительных отходов и отходов грунта из автомобиля <данные изъяты> г/н№, у лица управляющего данным автомобилем, не представилось возможным, так как данное лицо скрылось с места сброса. Однако впоследствии было установлено, что автомобиль <данные изъяты> г/н№, принадлежит ответчику Арутюняну А.Б. на праве собственности. Доказательств, подтверждающих обратное, ответчиком не представлено.
По факту сброса на почву строительных отходов и отходов грунта из автомобиля <данные изъяты> г/н№, непосредственно на почву земельного участка <адрес> городского округа Самара, прилегающей к бывшему детскому лагерю «Звездочка» был составлен протокол об административном правонарушении от <дата> №, согласно которому правонарушителем указан Арутюнян А.Б., он был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей, что подтверждается постановлением о назначении административного наказания № от <дата>
Согласно ст.78 ФЗ от <дата> №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в случае отсутствия фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, либо проекта рекультивационных и иных восстановительных работ предусмотрен расчет подлежащего возмещению вреда в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденным органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляется добровольно либо по решению суда. При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.
Методика расчета вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства, утверждена приказом Минприроды России <дата> №.
Масса отходов определена исходя из объема кузова транспортного средства <данные изъяты> г/н№ и плотности отхода. Объем кузова транспортного средства принят в размере 6.6 куб.м на основании его технических характеристик.
Истец произвел расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, сбросом отходов производства подобных отходам грунта, в размере 88387 рублей.
Размер расчета вреда вместе с предложением о добровольном возмещении причиненного вреда был направлен Арутюняну А.Б., что подтверждается кассовым чеком почтового отправления. Однако до настоящего момента в добровольном порядке вред, причиненный окружающей среде, не возместил.
В соответствии с положением о Министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от <дата> №, в полномочия Министерства входит предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде.
Учитывая обстоятельства установленные в судебном заседании, нормы материального права, суд приходит к выводу, что требования заявленные истцом являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Оснований для освобождения ответчика от обязанности по возмещению вреда судом не установлено.
Ответчиком в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о недостоверности данных, указанных в расчете вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения природоохранного законодательства.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ, в связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины, в сумме 2851 руб.61 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара к Арутюнян А. Б. о возмещении вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды удовлетворить.
Взыскать с Арутюнян А. Б. в бюджет городского округа Самара возмещение ущерба в размере 88387 рублей.
Взыскать с Арутюнян А.Б. в доход бюджета городского округа Самара государственную пошлину в размере 2851 руб. 61 коп.
Ответчик вправе подать в Красноглинский районный суд <адрес> заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено <дата>
Судья Гиниятуллина Л.К.