Судья Иванов Н.Н. Дело № 33а-5641/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2019 года г. Волгоград
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.
судей Камышниковой Н.М., Антропова Е.А.,
при секретаре Козиной М.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Серафимовичского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Серафимовичскому городскому совету Волгоградской области о признании незаконным решения Серафимовичского городского совета Волгоградской области от 31.10.2018г. № 20 «Об избрании главой городского поселения г.Серафимович Волгоградской области Ильину Т.Н.»
по апелляционному представлению административного истца прокурора Серафимовичского района Волгоградской области
на решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области 26 февраля 2019 года,
которым постановлено в удовлетворении административного искового заявления прокурора Серафимовичского района Волгоградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Серафимовичскому городскому совету Волгоградской области о признании незаконным решения Серафимовичского городского совета Волгоградской области от 31.10.2018г. № 20 «Об избрании главой городского поселения г.Серафимович Волгоградской области Ильину Т.Н.», отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Камышниковой Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Серафимовичского района Волгоградской области обратился в суд указанным иском, в обосновании требований указав, что прокуратурой района проведена проверка деятельности Серафимовичского городского Совета Волгоградской области в сфере соблюдения требований Федеральных законов «О противодействии коррупции», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в результате которой установлено, что в нарушение требований абзаца 3 п. 2.2 «Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского поселения г. Серафимович», конкурсной комиссией по проведению отбора кандидатов на должность Главы городского поселения г. Серафимович 30.10.2018г. Ильина Т.Н. была незаконно рекомендована для замещения должности Главы городского поселения г. Серафимович, поскольку не имеет необходимого пятилетнего стажа работы в должности руководителя МУП «Усть-Медведицкое», который составляет 4 года 9 месяцев 18 дней.
По результатам проверки 26.11.2018 прокурором района в адрес председателя Серафимовичского городского Совета Волгоградской области внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, оставленное без удовлетворения.
Просил суд признать незаконным решение Серафимовичского городского Совета от 30.10.2018 № 20 «Об избрании Главы городского поселения г. Серафимович Серафимовичского района Волгоградской области» в лице Ильиной Т.Н..
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении административный истец прокурор Серафимовичского района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность решения, ввиду неправильного определения обстоятельств имеющих значение для административного дела, а также неправильного применения норм материального права. Доводы, изложенные в представлении, аналогичным доводам, указанным в административном иске.
В письменных возражениях представитель административного ответчика Серафимовичского городского совет Волгоградской области Гордеева О.Ф. указывает на законность вынесенного судебного решения. Просила решение оставить без извинения, апелляционное представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в полном объеме, оценив имеющиеся в административном деле доказательства, выслушав административного истца прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Бережного А.И., просившего решение суда отменить, представителя административного ответчика Серафимовичского городского совета Волгоградской области Денисова И.В., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Разрешая спор, суд первой инстанции принял правильное по существу решение об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным решения Серафимовичского городского совета Волгоградской области от 31.10.2018 № 20 «Об избрании главой городского поселения г.Серафимович Волгоградской области Ильину Т.Н.», которое судебная коллегия полагает законным и обоснованным.
Как усматривается из административного искового заявления, прокурор полагая незаконным оспариваемое решение об избрани главой городского поселения Ильину Т.И. исходил из несоответствия её как кандидата на должность главы органа местного самоуправления требованиям, предъявляемым к профессиональным навыкам кандидата, установленным Решением Серафимовичского городского Совета от 05.10.2016 № 44, которым утверждено «Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы городского поселения г. Серафимович» (далее Положение).
Судебная коллегия не может согласиться с данным утверждением ввиду следующего.
Согласно п.2.2 Положения, к кандидатам на должность Главы городского поселения г. Серафимович предъявляются, в том числе требования о наличии стажа работы в качестве руководителя организации в сфере финансов, права, промышленного производства, иных отраслях экономики или социальной сферы не менее 5 лет, либо стажа муниципальной или государственной гражданской службы соответственно на высших или главных муниципальных (государственных гражданских) должностях муниципальной (государственной гражданской) службы не менее 5 лет, либо стажа работы на постоянной основе на выборных муниципальных (государственных) должностях не менее срока исполнения полномочий.
Правовые основы местного самоуправления регламентированы Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Росси йской Федерации» (далее Закон о местном самоуправлении).
В ст. 2 вышеуказанного закона дается понятие органа местного самоуправления, муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность, согласно которой органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения; лицо, замещающее муниципальную должность-депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
Согласно ч.ч.1,2 ст. 36 Закона о местном самоуправлении глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.
( ч. 2.1 ст. 36 Закона о местном самоуправлении).
Таким образом, в силу вышеизложенных норм, представительный орган муниципального образования- городского поселения г. Серафимович вправе был определять порядок проведения конкурса по отбору кандидатов на должность главы городского поселения и предусматривать требования к профессиональным знаниям и навыкам кандидата, которые являются предпочтительными для осуществления главой полномочий по решению вопросов местного значения.
В этой же ч. 2.1 ст. 36 Закона о местном самоуправлении также указано, что законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона Волгоградской области от 11.02.2008г. №1626-ОД «О некоторых вопросах муниципальной службы в Волгоградской области» к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) предъявляются, в том числе следующие дополнительные требования о наличии стажа работы на руководящих должностях в сфере финансов, права, промышленного производства, иных отраслях экономики или социальной сферы не менее пяти лет, либо стажа муниципальной или государственной гражданской службы соответственно на высших или главных муниципальных (государственных гражданских) должностях муниципальной (государственной гражданской) службы не менее пяти лет, либо стажа работы на постоянной основе на выборных муниципальных (государственных) должностях не менее срока исполнения полномочий.
Кроме того, в ст. 1 данного Закона установлено, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Волгоградской области, утверждаемым настоящим Законом (Приложение1).
Согласно разделу 5(подр.5.1) указанного Реестра должностей муниципальной службы в Волгоградской области к высшей и главной группе должностей муниципальной службы в городском поселении относятся должности главы и заместителя главы местной администрации.
Таким образом, анализ норм, содержащих в вышеуказанных нормативных правовых актах, предъявляющих требования к профессиональным навыкам кандидата на должность главы городского поселения с учетом положений ч.1,2 ст.15 КАС РФ о правилах применения норм, не соответствующих нормам, имеющим большую юридическую силу, позволяют сделать вывод о том, что профессиональные навыки, которые являются предпочтительными для кандидата на должность главы городского поселения –это навыки руководителя, то есть опыт выполнения им организационно-управленческих и административно-хозяйственных функций в различных общественных сферах: сфере экономика (финансов, промышленности и.т.д.), социальной сфере и сфере политики(в области права, местного самоуправления, к последнему относится занятие кандидатом высших и главных муниципальных должностей муниципальной службы и занятие выборных муниципальных должностей).
Следовательно предпочтительными являются именно навыки руководящей работы кандидата, но сферы руководства могут быть самые различные, поскольку основные функции руководителя во всех общественных областях идентичны, это функции: приема –увольнения работников, издания распоряжений и предъявления требований обязательных к исполнению подчиненными, подписание юридически значимых документов, в том числе финансовых от имени возглавляемой организации или органа, выполнение представительских функций и т.д.
Толкование вышеуказанных норм, которое предлагает прокурор существенно бы ограничило доступ граждан к занятию выборной должности органа местного самоуправление, так как по логике прокурора невозможно было бы суммировать, например такие функционально идентичные должности как высшие и главные муниципальные должности муниципальной службы, которые в тексте упомянутой правовой нормы Положения также соединены разделительным сочинительным союзом «или».
В этом контексте, судебная коллегия полагает, что разделительные союзы «или», «либо» в конструкции вышеуказанной правовой нормы местным законодателем употреблены только для удобства перечисления (обособления) сфер общественной жизни, где может протекать руководящая работа кандидата на выборную должность.
Кроме того, в опровержение доводов апелляционного представление органы местного самоуправления, где протекала трудовая деятельность кандидата Ильиной Т.Н. в качестве руководителя обладают признаками юридического лица, то есть организации, осуществляющей общее руководство экономикой, финансами, социальной сферой на территории соответствующего муниципального образования, следовательно руководство этими органами является руководящей работой в организации в указанных сферах.
Так, согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно ст.ст.14,36,37 Закона о местном самоуправлении к компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения, то есть непосредственно вопросы жизнедеятельности населения, социального обеспечения, бюджетного планирования, установление и изменение налогов, создание досуга для населения и другие вопросы отраслей экономики, финансов, социальной сферы.
Согласно п.2 ст. 41 Закона о местном самоуправлении местная администрация как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений настоящего закона в соответствии с ГК РФ применительно к казенным учреждениям.
При таких обстоятельствах занятие Ильиной Т.Н. должности директора муниципального унитарного предприятия «Усть-Медведское» в течение 4 лет 9 мес. 19 дней и замещение ею муниципальной должности главы городского поселения г. Серафимович в течении 3 лет 4 мес. 28 дней давало право участвовать в конкурсе на замещение выборной муниципальной должности, поскольку она имела необходимый профессиональный навык руководящей работы более 5 лет.
Правильное по существу решение суда не может быть отменно по формальным основаниям (п.5 ст.310 КАС РФ).
Не полное соответствие решения суда положения ст. 180 КАС РФ, предъявляющим требования к структуре его описательной и мотивировочной частей, судебная коллегия находит не существенным нарушением, не повлекшими принятие неправильного по существу решения.
Судом не допущено не правильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам на основе исследованных доказательств. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серафимовичского районного суда Волгоградской области 26 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление административного истца прокурора Серафимовичского района Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи