Дело №5-1262/2020
73RS0002-01-2020-006780-08
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Ульяновск 16 ноября 2020 года
Судья Засвияжского районного суда г. Ульяновска Сошкина Г.А., рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
09 ноября 2020 года главным консультантом департамента лицензирования, пищевой и перерабатывающей промышленности Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области был составлен административный протокол в отношении ООО мясокомбинат «Звениговский» по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Согласно данного протокола, 29.10.2020 года в 10 часов 00 минут при осмотре магазина ООО мясокомбинат «Звениговский» по адресу: <адрес>, были выявлены нарушения указа Губернатора от 12.03.2020 № 19 (в редакции от 02.10.2020 года № 153), а именно подпункта 7.1 указа: обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), изданных Министерством здравоохранения Российской Федерации, Роспотребнадзором, а также требований Стандарта безопасности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (приложение N 2 к настоящему указу): не заполняется журнал «Состояние здоровья сотрудников»; подпункта 9.2 указа: отсутствует при входе в торговый зал коврик, пропитанный дезинфицирующим средством.
Изучив поступившие материалы, прихожу к выводу о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в связи неправильным составлением протокола, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела.
Согласно ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указывается в том статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершенное административное правонарушение.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Пунктом 9.2 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 N 19 (ред. от 21.10.2020, то есть редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) "О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности" установлены правила поведения для организаций торговли и организаций, предоставляющих услуги населению, при этом данный пункт содержит девять подпунктов.
В протоколе об административном правонарушении от 09.11.2020 года ООО мясокомбинат «Звениговский» вменено нарушение пункта 9.2 указа Губернатора, однако не указан подпункт указа, который был нарушен юридическим лицом.
Кроме того, из описанного должностным лицом события административного правонарушения не представляется возможным установить, вмененный подпункт 7.1 указа относится к нарушению санитарно – эпидемиологических требований, либо методических рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), изданных Министерством здравоохранения Российской Федерации, Роспотребнадзором, либо требований Стандарта безопасности организации (индивидуального предпринимателя), в том числе санитарно-гигиенической безопасности, в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (приложение N 2 к настоящему указу), и какие именно требования вышеуказанных нормативных актов нарушены. Отсутствие вышеуказанных данных препятствует рассмотрению дела об административном правонарушении по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, поскольку за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, предусмотрена ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Кроме того, представленные суду материалы не содержат сведений о том, что магазин, осмотренный в рамках мониторинга, относится к ООО мясокомбинат «Звениговский», является его филиалом или представительством.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
В качестве доказательства вины юридического лица, суду представлен чек – лист мониторинга торговых организаций на предмет соблюдения требований по профилактике коронавирусной инфекции мониторинговой группой Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области, в котором указаны нарушения требований, предъявляемых к организациям осуществляющими деятельность в области торговли, а также акт осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ помещения магазина МК «Звениговский» по адресу: <адрес>, которые подписаны, в том числе продавцом Коробковой М.А., однако документов, подтверждающих полномочия последней в материалах дела отсутствует, не приложена доверенность на представление интересов юридического лица, если она являлась таковым. Фотография тетради, представленная в материалы дела, не содержит каких – либо сведений относительно ее принадлежности к привлекаемому к административной ответственности лицу.
Таким образом, из представленных суду материалов не представляется возможным установить, какой подпункт пункта 9.2 указа Губернатора от 12.03.2020 года № 19 был нарушен юридическим лицом, какие нарушены требования подпункта 7.1 указа, на основании каких доказательств должностное лицо пришло к выводу о том, что магазин, расположенный по адресу: <адрес>, относится к ООО мясокомбинат «Звениговский», принимал ли участие законный представитель либо иное уполномоченное лицо в осмотре помещений юридического лица.
Кроме того, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ не составлялся, документы, подтверждающие указанные в протоколе об административном правонарушении реквизиты ООО мясокомбинат «Звениговский» суду не представлены.
В соответствии со ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении суд может принять решение о возвращении протокола в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае его неправильного составления.
Таким образом, несоответствие описанного события административного правонарушения, вменяемому ООО мясокомбинат «Звениговский», отсутствие документов, подтверждающих совершение выявленного административного правонарушения, именно ООО мясокомбинат «Звениговский», отсутствие сведений о самом юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, является обстоятельством, препятствующим рассмотрению административного материала по существу.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛА:
протокол об административном правонарушении от 20.10.2020 года в отношении общества с ограниченной ответственностью мясокомбинат «Звениговский» по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ возвратить вместе с прилагаемыми материалами в Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области для устранения недостатков.
В соответствии с п.3 ст.28.8 КоАП РФ недостатки протокола исправляются в срок не более трех суток с момента поступления от судьи, и возвращаются судье в течение суток со дня устранения недостатков протокола.
Определение может быть обжаловано лицом, привлекаемым к административной ответственности, и опротестовано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток с момента вынесения через Засвияжский районный суд г. Ульяновска.
Судья Г.А. Сошкина