Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2015 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Белокуровой О.С.,
при секретаре Игроковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия в лице Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Пудожское центральное лесничество» к Администрации Шальского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии РК обратилось в суд с иском к Администрации Пудожского муниципального района, Администрации Шальского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, в обоснование которого указало, что ДД.ММ.ГГГГ представителем Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) - лесничим Шальского участкового лесничества Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Пудожское центральное лесничество» С было проведено патрулирование территории лесного фонда, в ходе которого, в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> Шальского участкового лесничества был выявлен факт устройства несанкционированной свалки бытового мусора. Квартал <данные изъяты> Шальского участкового лесничества свободен от закрепления, расположен на землях лесного фонда и находится в границах Шальского сельского поселения. Несанкционированная свалка бытового мусора (стекла, бумага, полиэтиленовые пакеты, старая одежда) располагается на площади 0,1 га (длина 50 метров, ширина 20 метров). Свалка находится в <данные изъяты> километре от поселка Стеклянное. Официальная свалка в пос. Стеклянное отсутствует. Ссылается на положение п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.1 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, ч.1 ст. 10, п. 4. ч.1 ст. 11, ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-Ф3, ч. 1 - 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, п.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Просит обязать Администрацию Пудожского муниципального района, Администрацию Шальского сельского поселения, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, находящуюся в квартале № выдел № Шальского сельского поселения.
В последующем истцом исковые требования были уточнены, истец просит обязать: Администрацию Шальского сельского поселения в срок до 01.06.2016 ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора площадью 900 кв.м объемом 30 кбм на земельном участке, расположенном в квартале №, выдел № Шальского участкового лесничества, справа от развилки автодороги Пудож-Медвежьегорск на <данные изъяты> км, с географическими координатами начало свалки широта №, долгота <данные изъяты>, конец свалки широта №, долгота <данные изъяты>. Требования к Администрации Пудожского муниципального района не поддержал.
В судебном заседании представитель истца Довнарович М.Н., действующая по доверенности, поддержала доводы иска по изложенным в нем основаниям, указывая, что ответственность за мусор, находящийся на территории Шальского сельского поселения лежит на администрации соответствующего поселения.
Представитель Администрации Пудожского муниципального района Рахова Д.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования к Администрации Шальского сельского поселения поддержала.
Представитель ответчика – Администрации Шальского сельского поселения Тифантьева Т.В., действующая на основании устава в судебном заседании пояснила, что денежных средств на ликвидацию свалки в бюджете Шальского сельского поселения не имеется. Указала, что свалка находится в приведенном месте уже с <данные изъяты> года. Наличие несанкционированной свалки не отрицала.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В ст.42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 13.07.2015) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 13.07.2015) предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Пунктом 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015), п.1 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 29.06.2015) определено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселений.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативно правовыми актами РФ.
Схожие положения предусмотрены ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, предусматривающей, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Там же установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Судом установлено, что в квартале № выделе № Шальского участкового лесничества расположена несанкционированная свалка бытового мусора на земельном участке, расположенном в квартале №, выдел № Шальского участкового лесничества, справа от развилки автодороги Пудож-Медвежьегорск на <данные изъяты> км, с географическими координатами начало свалки широта №, долгота <данные изъяты>, конец свалки широта №, долгота <данные изъяты>.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами патрулирования лесов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицами, представленными истцом, и не оспаривались ответчиком, которым доказательств обратного не представлено.
В соответствии с представленными поквартальными схемами и положениями Закона Республики Карелия от 01.11.2004 №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия» (ред. от 30.09.2014), определившего границы поселений, земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка, находится на территории Шальского сельского поселения (ст.3 п.74).
В силу ч.2 ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п.п.3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988г. N4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Согласно ответа по материалам проверки, проведенной ОМВД России по Пудожскому району по заявлениям ГКУ РК «Пудожское центральное лесничество», лиц, причастных к организации несанкционированной свалки в квартале № выделе № Шальского участкового лесничества установлено не было.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 №607-ст) установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к данной норме, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах, требования о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки в квартале № выделе № Шальского участкового лесничества к Администрации Шальского сельского поселения подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке, в течение которого должна быть ликвидирована несанкционированная свалка, суд учитывает природно-климатические условия поселения, в связи с чем считает возможным установить заявленный срок для ликвидации несанкционированной свалки - до 01.06.2016.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным требованиям. Таким образом, суд не рассматривает требования истца к Администрации Пудожского муниципального района, в виду того, что данные требования истцом не поддержаны.
В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.
Как установлено ч.4 ст.103 ГПК РФ, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат отнесению за счет бюджета Пудожского муниципального района.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление удовлетворить.
Обязать Администрацию Шальского сельского поселения в срок до 01.06.2016 ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора площадью 900 кв.м объемом 30кбм на земельном участке, расположенном в квартале №, выдел № Шальского участкового лесничества, справа от развилки автодороги Пудож-Медвежьегорск на <данные изъяты> км, с географическими координатами начало свалки широта №, долгота <данные изъяты>, конец свалки широта №, долгота <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28.09.2015.
Судья (подпись) О.С.Белокурова