Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-209/2016 (2-3043/2015;) ~ М-3202/2015 от 24.11.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тюмень                                               «12» января 2016 года

Тюменский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи                        С.А. Халаевой

при секретаре                                Т.А. Паршиной,

с участием представителя истца Мищенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-209/16 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в защиту прав неопределённого круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Чикча» о признании противоправными действий ответчика в отношении неопределённого круга лиц, выраженных в оказании ненадлежащих услуг питьевого водоснабжения населения,

УСТАНОВИЛ:

    Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее по тексту Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области либо «Роспотребнадзор») обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Чикча» (далее по тексту МУП «Чикча»), в котором просит суд признать действия ответчика по обеспечению населения д. Есаулова, д.Якуши и с.Чикча Тюменского района Тюменской области услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с предъявляемыми требованиями СанПиН СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» противоправными в отношении неопределенного круга лиц.

Требования мотивированы тем, что МУП «Чикча» осуществляет деятельность по питьевому водоснабжении жителей (потребителей) д. Есаулова, с. Чикча, д. Якуши Тюменского района Тюменской области. Юридическое лицо МУП «Чикча» осуществляет водоподготовку, транспортировку, подачу питьевой и технической воды населению Чикчинского муниципального образования. Предприятие осуществляет деятельность по эксплуатации централизованной системы водоснабжения на основании договора б/н от 10.02.2015 г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (далее - договор), заключенного с Администрацией Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области. Основным видом деятельности МУП «Чикча» является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительным видом деятельности являются, в том числе, распределение воды, управление эксплуатацией жилого фонда. В соответствии с видами осуществляемой деятельности Предприятие осуществляет добычу подземных вод и подачу ее потребителям; содержание и эксплуатацию объектов коммунального хозяйства, внешнего благоустройства в соответствии с действующими нормами и правилами; обеспечивает сохранность и надлежащую техническую эксплуатацию и содержание жилищного фонда, производит ремонт указанных объектов.

Согласно распоряжению № 96/01-21 от 25.11.2014 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области для МУП «Чикча» установлены тарифы на питьевую воду, производимую и отпускаемую потребителям на 2015-2017 годы; утверждена производственная программа по оказанию услуг холодного водоснабжения потребителям на 2015-2017 годы. За предоставленные услуги, в т.ч. водоснабжение, МУП «Чикча» ежемесячно предоставляет собственникам расчет оказанных услуг, принимает от собственников коммунальные платежи и выдает соответствующие платежные документы, т.е. является исполнителем коммунальных услуг.

На основании распоряжения от 21.08.2015 года № 449 в рамках внеплановой выездной проверки в отношении ответчика по предписанию о проведении санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга, а также при действиях в условиях гражданской обороны и чрезвычайных от 21.08.2015 № 325/449, от 02.09.2015 №344/449 с целью проведения санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических гигиенических и иных видов оценок в области обеспечения государственного контроля (надзора) и защиты прав потребителей по государственной работе № 1 31.08.2015 и 11.09.2015 отобраны в границах эксплуатационной ответственности МУП «Чикча» и исследованы лабораторно пробы воды на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Федерального закона № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 г.:

из водоисточника: скважина № 1 д. Есаулова, ул. Придорожная; скважина № 2 с. Чикча ул. Молодежная, сбросной кран скважины № 10 д. Якуши;

перед подачей в разводящую сеть централизованного водоснабжения: водонапорная башня д. Якуши,

перед подачей в разводящую сеть централизованного водоснабжения: резервуар чистой воды по ул. Гагарина с. Чикча, ул. Гагарина, д. 18;

перед подачей в разводящую сеть централизованного водоснабжения: водонапорная башня с. Чикча, ул. Молодежная,

водопроводный кран санитарного узла здания администрации - д. 18 по ул. Гагарина с. Чикча Тюменского района Тюменской области,

водопроводный кран кухни жилого дома 9 по ул. Кирова д. Есаулова Тюменского района Тюменской области;

водоразборная колонка д. Якуши Тюменского района Тюменской области.

18.09.2015 в 14 час. 45 мин. при анализе протоколов лабораторных исследований аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» №№ 02.31124, 02.31127, 02.31125, 02.31128, 02.31129, 02.31126 от 07.09.2015, №№ 02.32832, 02.32831 от 14.09.2015 установлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Исследованные пробы из указанных выше точек не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»,    ст. 23 ст. 23 Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 г.

Указанное свидетельствует о несвоевременности и не в полном объеме проводимых технологических мероприятий по обслуживанию системы централизованного водоснабжения водопроводных сетей, находящихся на обслуживании МУП «Чикча», а также ненадлежащем содержании инженерного оборудования и сетей водопровода в пределах ответственности ответчика, что приводит к несоответствии качества холодной воды в наружных инженерных сетях водоснабжения и непосредственно у потребителя требованиям действующего санитарного законодательства.

В соответствии с протоколами лабораторных исследований, выданными аккредитованным лабораторным испытательным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области» №№ 02.52051-02.52055 от 22.12.2014г, отбор проб воды для проведения лабораторных исследований по органолептическим, микробиологическим показателям, неорганическим веществам, радиологическим показателям из распределительной сети был произведен 11.12.2014 по одной пробе в д. Есаулова ул. Кирова, 17, с. Чикча, ул. Гагарина, 18, ул. Гагарина, 8, д. Якуши ул. Мельникайте, 1, д. Криводанова, ул. Заречная, 6. Пробы воды питьевой водопроводной: не соответствуют требованиям ст. 23 Федерального закона РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», СанПиН 2.1.4. 1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». При оценке вышеуказанных протоколов лабораторных исследований установлено, что сведения о принятии Предприятием мер по доведению качества воды централизованной системы питьевого водоснабжения потребителям с. Чикча, д Есаулова, д.Якуши, д.Криводанова после получения вышеуказанных результатов лабораторных исследований воды из распределительной сети, несоответствующих нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды, а также объяснение по факту не предоставления своевременно информации в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области в соответствии с п. 22 постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 «Осуществление производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п 2. 5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода.

Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» не предоставлены. В 2015 году пробы воды в рамках производственного

контроля из водоисточников резервуара чистой воды, в распределительной сети не отбирались.

Таким образом, лабораторные исследования, выполняемые МУП «Чикча» в рамках проведения производственного контроля не соответствуют по периодичности лабораторных исследований, которые определены разработанной и утвержденной Программой производственного контроля, что является нарушением требований п 1.5, п 2.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что организацией осуществляющей холодное водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучии населения должен быть обеспечен лабораторный контроль качества холодной воды.

У МУП «Чикча» была возможность для соблюдения требований санитарного законодательства, но необходимые, достаточные и своевременные меры для обеспечения потребителей водой надлежащего качества, не были предприняты. Указанная ситуация прямо нарушает права неограниченного круга потребителей коммунальной услуги питьевое водоснабжение. Предъявление иска также обосновано, тем, что должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, в том числе и в случае нарушения санитарного законодательства РФ. Предметом настоящего иска затрагиваются интересы неопределенного круга потребителей, пользующихся коммунальными услугами, а именно холодным водоснабжением в д. Есаулова, д. Якуши, с. Чикча Тюменского района Тюменской области.

Представитель истца - Мищенко А.А., действующий на основании доверенности №01 от 13.01.2015, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МУП «Чикча» в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 102).

Представитель третьего лица - администрации Чикчинского МО – в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 103).

Суд, заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, руководствуясь требованиями закона, считает, что требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области являются законными и обоснованными, направленными на защиту прав неопределенного круга потребителей коммунальных услуг, в связи с чем, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 41 (часть 1), 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

В соответствии с ч.1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ, правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, водоснабжение должно быть бесперебойное и круглосуточное. Качество подаваемой воды должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

Согласно п. 5 указанных Правил, обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

В п. 6 Правил указано, что состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: холодное водоснабжение, круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водозаборной колонки.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

Статья 19 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, согласно которой питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

В соответствии с п. 2.10.1 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168 и обязательных для всех организаций ВКХ, обслуживающих население, независимо от ведомственной принадлежности, форм собственности и организационно-правовых форм, водопроводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

В соответствии с п.4.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотрены Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствии с п.6.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Часть 3 указанной статьи устанавливает правило о том, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно.

В соответствии со ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотрены ФЗ № 416-ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении». Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 17 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 г «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9)    заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфереводоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10)    иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 4 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

Согласно ч.2 ст. 5 указанного закона полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, могут передаваться органам местного самоуправления поселений, городских округов законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений обязанность по обеспечению населения услугами водоснабжения в силу закона возложена на органы местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что МУП «Чикча»     осуществляет водоподготовку, транспортировку, подачу питьевой и технической воды населению Чикчинского муниципального образования. Предприятие осуществляет деятельность по эксплуатации централизованной системы водоснабжения на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием «Чикча» б/н от 10.02.2015 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, заключенного с Администрацией Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области.

Потребителями являются, в том числе жители жилых домов д. Есаулова, с. Чикча, д. Якуши и использующие ванную воду в личных, бытовых целях.

Согласно п. 1.1. договора, предметом договора является закрепление за предприятием на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества.

В соответствии с п. 2.1 договора, предприятие пользуется и распоряжается закрепленным за ним муниципальным имуществом в соответствии с назначением имущества, предметом, целью и видами деятельности предприятия.

Согласно п. 3.1 настоящего договора Предприятие в отношении закрепленного за ним имущества обязано, в том числе:

-    пользоваться по прямому назначению для осуществления уставной деятельности;

-    осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств предприятия, включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-    обеспечивать сохранность, возмещать собственнику материальный ущерб и убытки, вызванные ненадлежащим исполнением принятых на себя обязательств по использованию, содержанию и сохранности имущества.

Основным видом деятельности МУП «Чикча» является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительным видом деятельности являются, в том числе, распределение воды, управление эксплуатацией жилого фонда.

В соответствии с видами осуществляемой деятельности МУП «Чикча» осуществляет добычу подземных вод и подачу ее потребителям; содержание и эксплуатацию объектов коммунального хозяйства, внешнего благоустройства в соответствии с действующими нормами и правилами; обеспечивает сохранность и надлежащую техническую эксплуатацию и содержание жилищного фонда, производит ремонт указанных объектов.

Согласно распоряжению № 96/01-21 от 25.11.2014 г. Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области для МУП «Чикча» установлены тарифы на питьевую воду, производимую и отпускаемую потребителям на 2015-2017 годы; утверждена производственная программа по оказанию услуг холодного водоснабжения потребителям на 2015-2017 годы. За предоставленные услуги, в т.ч. водоснабжение, МУП «Чикча» ежемесячно предоставляет собственникам расчет оказанных услуг, принимает от собственников коммунальные платежи и выдает соответствующие платежные документы, т.е. является исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011г № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» к коммунальным услугам относятся - холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Понятие исполнителя коммунальных услуг дается в п. 2 Правила № 354: «Исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

В соответствии с п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

В соответствии с п.п. д) п. 3 раздела П. Условия предоставления коммунальных услуг Правил № 354 качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам, а именно - постоянное соответствие состава и свойств холодной и горячей воды требованиям законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01), отклонений состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01, СанПиН 2.1.4.2496-09 изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01) не допускается.

В соответствии с п. 33 Правил № 354 потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг.

К требованиям качества холодного и горячего водоснабжения относится постоянное соответствие состава и свойств воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Нормативы допустимых показателей свойств и состава воды, а равно требования к ее качеству и безопасности, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего снабжения».

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1 ст. 19 ФЗ-52, п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).

Безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение (п.п. 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01).

В соответствии с 92 Правил № 167 организация водопроводно-канализационного хозяйства несет ответственность за качество подаваемой питьевой воды и соответствие его санитарным нормам и правилам.

В соответствии с положениями действующего законодательства в сфере обеспечения населения услугами ЖКХ (п.3-4 Раздела Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г, далее - Правила) условиями доставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме домовладении) является среди прочего качество предоставляемых коммунальных услуг.

В соответствии с положениями ст.ст. 4 и 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на приобретение услуги надлежащего качества и на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Таким образом, МУП «Чикча» одновременно является поставщиком коммунальной услуги водоснабжения и обслуживающей жилые дома в д. Есаулова, с. Чикча, д. Якуши Тюменского района Тюменской области организацией.

Из материалов дел и объяснений истца, судом установлено, что в рамках внеплановой выездной проверки в отношении Муниципального унитарного предприятия «Чикча» по предписанию о проведении санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок в целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, социально-гигиенического мониторинга, а также при действиях в условиях гражданской обороны и чрезвычайных от 21.08.2015 № 325/449, от 02.09.2015 №344/449 с целью проведения санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических гигиенических и иных видов оценок в области обеспечения государственного контроля (надзора) и защиты прав потребителей по государственной работе № 1 31.08.2015 и 11.09.2015 отобраны в границах эксплуатационной ответственности МУП «Чикча» и исследованы лабораторно пробы воды на соответствие требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Федерального закона № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 г.:-    из водоисточника: скважина № 1 д. Есаулова, ул. Придорожная; скважина № 2 с. Чикча ул. Молодежная, сбросной кран скважины № 10 д. Якуши; -    перед подачей в разводящую сеть централизованного водоснабжения: водонапорная башня д. Якуши, -перед подачей в разводящую сеть централизованного водоснабжения: резервуар чистой воды по ул. Гагарина с. Чикча, ул. Гагарина, д. 18; -    перед подачей в разводящую сеть централизованного водоснабжения: водонапорная башня с. Чикча, ул. Молодежная, -    водопроводный кран санитарного узла здания администрации - д. 18 по ул. Гагарина с. Чикча Тюменского района Тюменской области, водопроводный кран кухни жилого дома 9 по ул. Кирова д. Есаулова Тюменского района Тюменской области; водоразборная колонка д. Якуши Тюменского района Тюменской области.

Должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в отношении МУП «Чикча» возбуждались дела об административных правонарушениях, назначалась санитарно-эпидемиологическая экспертиза безопасности воды, производство которой было поручено ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области».

18.09.2015 при анализе протоколов лабораторных исследований было установлено: исследованная проба воды, отобранная из скважины №1 по адресу Тюменская область, Тюменский район. д.Есаулова по запаху при 20 град. С, запаху при 60 град. С, цветности, мутности, привкусу, содержанию железа, марганца, кремния, аммиака. В исследованной пробе обнаружено: запах при 20 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; запах при 60 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; мутность в пробе 12,3 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дмЗ (ошибка метода ± 1,7); цветность в пробе 25 град при гигиеническом нормативе не более 20 мг/дмЗ (ошибка метода ± 5); привкус в пробе 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; содержание железа 7,4 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дмЗ (ошибка метода ± 1,3); содержание марганца составляет 0,7 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дмЗ (ошибка метода ±0,1); содержание кремния составляет 15,7 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,1); содержание аммиака составляет 2,4 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 2 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,5). Что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.31124 от 07.09.2015 (л.д.68-69).

    Исследованная проба воды, отобранная из скважины №2 по адресу Тюменская область. Тюменский район, с. Чикча, ул. Молодежная по запаху при 20 град. С, запаху при 60 град. С, цветности, мутности, привкусу, содержанию железа, марганца, кремния, аммиака не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе обнаружено: запах при 20 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; запах при 60 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; мутность в пробе 3,8 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,8); цветность в пробе 30 град при гигиеническом нормативе не более 20 мг/дмЗ (ошибка метода ± 6);    привкус в пробе 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; содержание железа 1,6 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,3);    содержание кремния составляет 18,2 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,6);    содержание аммиака составляет 2,3 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 2 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,5). Что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.31127 от 07.09.2015 (л.д.74-75).

    Исследованная проба воды питьевой водопроводной, отобранная из водонапорной башни по адресу Тюменская область. Тюменский район, с. Чикча. ул. Молодежная по мутности, содержанию железа, кремния, общих колиформных бактерий, термотолерантных колиформных бактерий не соответствует требованиям ст. 23 ст. 23 Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 г., СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе обнаружено: мутность в пробе 7,4 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дмЗ (ошибка метода ± 1,5); содержание железа 1,3 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,3); содержание кремния составляет 16,0 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,2); общие колиформные бактерии в количестве 53 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - не допускается (отсутствие); термотолерантные колиформные бактерии в количестве 53 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - не допускается (отсутствие). Что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.31125 от 07.09.2015 (л.д.66-67).

      Исследованная проба воды питьевой водопроводной, отобранная из водонапорной башни по адресу Тюменская область, Тюменский район, д. Якуши по привкусу, мутности, содержанию железа, кремния, марганца, железа, общих колиформных бактерий, не соответствует требованиям ст. 23 Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011г., СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». В исследованной пробе обнаружено: привкус в пробе 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; мутность в пробе 8,4 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 1,68 мг/дмЗ (ошибка метода ± 1,5); содержание кремния составляет 15,8 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ±3,16); содержание марганца 0,2 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,05 содержание железа 1,8 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,45); общие колиформные бактерии в количестве 8 КОЕ в 100 мл при гигиеническом нормативе - не допускается (отсутствие). Что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.32831 от 14.09.2015 (л.д. 61-62).

       Исследованная проба воды питьевой водопроводной из резервуара чистой воды, отобранная по адресу Тюменская область. Тюменский район, с. Чикча, ул.Гагарина д. 18 по содержанию кремния, аммиака не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ст. 23 Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и отведении» от 7 декабря 2011 г. В исследованной пробе обнаружено: содержание кремния составляет 16,1 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,2); содержание аммиака составляет 2,7 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 2 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,5). Что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.31128 от 07.09.2015 (л.д. 70-71).

Исследованная проба воды питьевой водопроводной отобранная из водопроводного крана в санузле здания администрации по адресу Тюменская область, Тюменский район, с.Чикча, Гагарина, д. 18 по запаху при 20 град. С, запаху при 60 град. С, цветности, мутности, привкусу, анию железа, марганца, кремния не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьева вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого набжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ст. 23 Федерального закона № 416 ФЗ «О водоснабжении и тведении» от 7 декабря 2011 г. В исследованной пробе обнаружено: запах при 20 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов;    запах при 60 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; мутность в пробе 10,0 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дмЗ (ошибка метода ± 1,4); цветность в пробе 35 град при гигиеническом нормативе не более 20 мг/дмЗ (ошибка метода ± 7); привкус в пробе 3 балла    при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; содержание железа 7,1 мг/дмЗ при гигиеническом норматиев не более 0,3 мг/дмЗ (ошибка метода ± 1,2); содержание марганца составляет 0,2 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,05); содержание кремния составляет 19,1 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,8). Что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.52052 от 22.12.2014 (л.д. 72-73).

Исследованная проба воды питьевой водопроводной отобранная из водопроводного крана жилого дома № 9 по адресу Тюменская область. Тюменский район, д. Есаулова, ул. ю запаху при 20 град. С, запаху при 60 град. С, мутности, привкусу, содержанию железа, кремния не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, веские требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего ния», ст. 23 Федерального закона № 416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 7.12.2011. В исследованной пробе обнаружено: запах при 20 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; запах при 60 град С 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов.; мутность в пробе 23,5 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,3); привкус в пробе 3 балла при гигиеническом нормативе не более 2 баллов; содержание железа 7,1 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дмЗ (ошибка метода ± 1,2); содержание марганца составляет 0,7 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дмЗ (ошибка метода ±0,1); содержание кремния составляет 17,6 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,5). Что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.31126 от 07.09.2015 (л.д. 64-65).

Исследованная проба воды питьевой водопроводной отобранная из водоразборной колонки по адресу Тюменская область. Тюменский район, д. Якуши по мутности, содержанию леза, марганца, кремния не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода, гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ст. 23 Федерального закона №416 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» от 7 декабря 2011 г. В исследованной пробе обнаружено: мутность в пробе 3,6 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 1,5 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,72); содержание кремния составляет 16,0 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 10 мг/дмЗ (ошибка метода ± 3,2); содержание марганца составляет 0,2 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,1 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,05); содержание железа 3,0 мг/дмЗ при гигиеническом нормативе не более 0,3 мг/дмЗ (ошибка метода ± 0,525). Что подтверждается протоколом лабораторных исследований № 02.32832 от 14.09.2015 (л.д. 58-59).

Таким образом, доводы истца о том, что вода в д.Есаулово, с.Чикча, д.Якуши по своим свойствам и составу не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в точках водоразбора нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Согласно ФЗ-416 от 07.12.2011г «О водоснабжении и водоотведении» «Техническая вода -вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции».

Питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции (ст. 2 ФЗ-416 от 07.12.2011г «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» настоящие санитарные правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях.

Таким образом, установлено, что водоснабжение населения д.Есаулово, с.Чикча, д.Якуши не обеспечено в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и санитарного законодательства. Указанная ситуация прямо нарушает права неограниченного круга потребителей коммунальной услуги питьевое водоснабжение, следовательно доводы о бездействии МУП «Чикча» нашли свое подтверждение в судебном заседании.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области.

В соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Установив незаконность бездействия ответчика суд считает возможным выйти за рамки заявленных требований и возложить на ответчика обязанность принять меры к надлежащему обеспечению населения деревни Есаулово, деревни Якуши и села Чикча Тюменского района Тюменской области качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31 мая 2016 года.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет Тюменского муниципального района. В связи с этим с МУП «Чикча» подлежит взысканию госпошлина в бюджет Тюменского муниципального района в размере 6000 рублей.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса РФ, Федеральными законами от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12, 56, 67, 103, 167, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Признать противоправными действия муниципального унитарного предприятия «Чикча» по необеспечению населения д. Есаулово, д. Якуши и с. Чикча Тюменского района Тюменской области услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствии с предъявленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Чикча» принять меры к надлежащему обеспечению населения деревни Есаулово, деревни Якуши и села Чикча Тюменского района Тюменской области качественной услугой питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Установить срок для принятия и реализации комплексных мер, направленных на нормализацию качества холодного водоснабжения деревни Есаулово, деревни Якуши и села Чикча Тюменского района Тюменской области до 31 мая 2016 года.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Чикча» в доход бюджета Тюменского муниципального района Тюменской области государственную пошлину в размере 6000 руб.

Обязать администрации Чикчинского муниципального образования Тюменского района Тюменской области решение суда довести до сведения потребителей в десятидневный срок со дня вступления его в законную силу через средства массовой информации.

    Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Судья                (подпись)                С.А. Халаева

Мотивированное решение составлено 19 января 2016 года.

2-209/2016 (2-3043/2015;) ~ М-3202/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзор
Ответчики
МУП "Чикча"
Другие
администрация Чикчинского МО
Суд
Тюменский районный суд Тюменской области
Судья
Халаева Светлана Александровна
Дело на странице суда
tumensky--tum.sudrf.ru
24.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2015Передача материалов судье
27.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2015Подготовка дела (собеседование)
11.12.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2016Судебное заседание
19.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее