РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2016 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Смоляк Ю.В.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Козырева А.А.,
представителя административного ответчика по доверенности Бородиной Л.Н.,
при секретаре Колодяжной П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-3427/2016 по административному исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области по непринятию мер по организации водоснабжения на территории поселения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать администрацию сельского поселения Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории с.п.Луначарский, а именно: обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению сельского поселения Луначарский, в соответствии с требованиями п. 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Заявленные требования мотивированы тем, что при проведении административного расследования была проведена внеплановая выездная проверка Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальщик» с целью установления фактов нарушения прав потребителей по обращению гражданина. Согласно постановлению Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования в отношении МУП ЖКХ «Коммунальщик» было выявлено, что питьевая (холодная) вода, отобранная в доме <адрес> по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так содержание железа при норме не более 0,3 мг/дм3 составило 1,61 мг/дм3, мутность при норме не более 2,6 ЕМФ составила 15,1 ЕМФ, жесткость при норме 7.0 Ж составила 9,5 Ж. Обязанность по обеспечению населения поселка Луначарский качественной питьевой водой возлагается на администрацию сельского поселения Луначарский. Таким образом, администрация сельского поселения Луначарский не обеспечила предоставление потребителям услуги по поставке холодной питьевой воды, соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований ст.11, ч.1, ч.2 ст.19 Федерального Закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст.23 Закона РФ от 07.11.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.3.1, 3.2, 3.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества». Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер, и их фактическое невыполнение может повлечь за собой причинение вреда здоровью населения.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Бородина Л.Н. в порядке ст.46 КАС РФ административные исковые требования признала в полном объеме, предоставила соответствующее заявление, последствия признания исковых требований, предусмотренных ст. 157 КАС РФ ей разъяснены и понятны.
Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика, т.к. оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов третьих лиц.
Представитель заинтересованного лица МУП ЖКХ «Коммунальщик» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, причин уважительности неявки суду не сообщил.
Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, принимая во внимание признание исковых требований в полном объеме представителем административного ответчика, суд находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процессе в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Таким образом, определить конкретно каждого потребителя не представляется возможным.
В судебном заседании установлено, что при проведении административного расследования была проведена внеплановая выездная проверка Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальщик» с целью установления фактов нарушения прав потребителей по обращению гражданина. Согласно постановлению Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования в отношении МУП ЖКХ «Коммунальщик» было выявлено, что питьевая (холодная) вода, отобранная в доме <адрес> по санитарно-химическим показателям не соответствует требованиям санитарных норм и правил. Так содержание железа при норме не более 0,3 мг/дм3 составило 1,61 мг/дм3, мутность при норме не более 2,6 ЕМФ составила 15,1 ЕМФ, жесткость при норме 7.0 Ж составила 9,5 Ж.
В соответствии со ст.16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы местного значения городского, сельского поселения.
Согласно подп.4 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст.1 Закона Самарской области «Об организации сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении границ» от 28.02.2005 года № 67-ГД образовано сельское поселение Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области, включающее поселок Луначарский, с административным центром в поселке Луначарский.
Согласно ст.2 Устава сельского поселения Луначарский поселение в соответствии с Законом Самарской области «Об организации сельских поселений в пределах муниципального района Ставропольский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении границ» от 28.02.2005 года № 67-ГД является поселением, наделенным статусом сельского поселения.
В соответствии с подп.4 п.1 ст.7 Устава сельского поселения Луначарский к компетенции сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1 ст.31 Устава).
Администрация поселения обладает правами юридического лица и действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ.
Исходя из положений вышеуказанных нормативных документов, обязанность по обеспечению населения поселка Луначарский качественной питьевой водой возлагается на администрацию сельского поселения Луначарский.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства об обязательном исполнении предписаний. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Частью 2 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых, распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании ч.4 ст.23 Федерального Закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Согласно требованиям п. 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
В соответствии с требованиями п. 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
На основании требований п.3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по:
п.3.4.1 обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;
п.3.4.2 содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;
п.3.4.3 содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (в редакции от 27.08.2012 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с п.31 указанного Постановления исполнитель обязан:
а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением услуг ненадлежащего качества.
На основании п.150 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (в редакции от 27.08.2012 года) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положением настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Таким образом, администрация сельского поселения Луначарский не обеспечила предоставление потребителям услуги по поставке холодной питьевой воды, соответствующей обязательным требованиям, что является нарушением требований ст.11, ч.1, ч.2 ст.19 Федерального Закона от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст.23 Закона РФ от 07.11.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п.3.1, 3.2, 3.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества».
Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер, и их фактическое невыполнение может повлечь за собой причинение вреда здоровью населения.
Согласно ст.1 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Принимая во внимание тот факт, что вина администрации сельского поселения Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области нашла свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, а также принимая во внимание признание административного иска представителем административного ответчика, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в г.Тольятти в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области об устранении нарушений санитарного законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области по непринятию мер по организации водоснабжения на территории поселения в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию сельского поселения Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории с.п.Луначарский, а именно: обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению сельского поселения Луначарский, в соответствии с требованиями п. 3.1, 3.2, 3.4 СанПиН 2.1.4 1074-01 «Питевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда через Ставропольский районный суд Самарской области.
В окончательной форме решение изготовлено 28.09.2016 года.
Судья