Р Е Ш Е Н И Е № 2-89/2014
Именем Российской Федерации
30 мая 2014 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи – Петровой С.Д.,
с участием представителя ответчика – администрации Ирбейского района Красноярского края – ФИО1, выступающего по доверенности,
при секретаре – Богруновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мавшенко Сергея Александровича к Администрации Ирбейского района Красноярского края, Шорохову Роману Николаевичу о признании недействительным договора <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и применении последствий недействительности сделки
У С Т А Н О В И Л:
Мавшенко С.А. посредством своего представителя ФИО5, выступающего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с правом подписания искового заявления, обратился в суд с иском к Администрации Ирбейского района Красноярского края, Шорохову Роману Николаевичу о признании недействительным договора № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и применении последствий недействительности сделки, требования свои мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № администрацией Ирбейского района Шорохову Р.Н. был предоставлен в <данные изъяты> земельный участок по <адрес> в <адрес>, а ДД.ММ.ГГГГ заключен договор <данные изъяты> между ответчиками. Обозначенное Постановление администрации Ирбейского района противоречит действующему законодательству и не применимо, так как ещё до его вынесения, а именно ДД.ММ.ГГГГ он (Мавшенко) обратился с письменным заявлением в администрацию Ирбейского района с просьбой предоставить ему земельный участок по адресу: <адрес>. При таком положении дел, в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ администрацией Ирбейского района должны были быть назначены торги по спорному земельному участку. Однако администрация Ирбейского района на его (Мавшенко) заявление дала письменный ответ, согласно которому сообщила о том, что спорный земельный участок уже предоставлен в <данные изъяты> Шорохову Р.Н.. То есть администрация Ирбейского района ввела его (Мавшенко) в заблуждение, сообщив указанные недостоверные сведения. Решением Ирбейского районного Совета депутатов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ издано Решение № об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, для целей не связанных со строительством в муниципальном образовании «<адрес>». Данным положением предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков в аренду. Именно названным положением предусмотрена необходимость проведения торгов при наличии двух и более заявлений граждан на предоставление одного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. Однако данным Положением не установлены сроки принятия заявок, а потому такие заявки принимаются вплоть до дня, предшествовавшего дню предоставления земли. Поскольку администрация Ирбейского района заключила договор <данные изъяты> спорного земельного участка с Шороховым Р.Н. в нарушение действующего законодательства без проведения торгов при наличии двух заявок на один и тот же земельный участок, постольку договор <данные изъяты> земельного участка с Шороховым Р.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным. Просит признать обозначенный договор <данные изъяты> земельного участка недействительным и применить последствия недействительности сделки.
В судебное заседание истец Мавшенко С.А. и его представители ФИО5, ФИО6 не явились, каждый направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Не явился в судебное заседание ответчик Шорохов Р.Н., который так же направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила пояснения по иску, в котором указала, что проведение аукциона в соответствии со ст. 34 ЗК РФ не предусмотрено.
Представитель третьего лица Ирбейского сельсовета <адрес> глава сельсовета ФИО8 в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором поддерживает исковые требования Мавшенко С.А., просит рассмотреть дело в его отсутствие.
С учетом мнения представителя ответчика администрации Ирбейского района – ФИО1, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, его представителей, ответчика Шорохова Р.Н., и представителей третьих лиц, просивших рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика администрации Ирбейского района ФИО1 исковые требования Мавшенко С.А. не признал, ссылаясь на отсутствие нарушений порядка предоставления Шорохову Р.Н. спорного земельного участка для <данные изъяты>.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика администрации Ирбейского района ФИО1, изучив пояснения представителя третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, суд приходит к выводу, что исковые требования Мавшенко С.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 ЗК РФ, гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Согласно ч. 3-4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.
Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
В силу п. 7 ст. 27 ЗК РФ и п. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на земельные участки личного подсобного хозяйства разрешен свободный оборот. А потому граждане, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских или в городских поселениях, могут приобрести земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства как в сельских, так и в городских поселениях в порядке гражданского оборота таких земельных участков и других сделок.
Пунктом 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" закреплено, что предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Непосредственный порядок предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлен в ст. 34 ЗК РФ, из содержания которой следует, что граждане, желающие получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, подают заявление в орган государственной власти или в орган местного самоуправления, в пределах их компетенции, предусмотренной ст. 29 ЗК РФ, с указанием целевого использования испрашиваемого земельного участка, размера, местоположения и титульного права, на которое претендует приобретатель. Орган местного самоуправления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия вышеуказанного решения. При этом обязанность обеспечения заблаговременной публикации информации о предоставлении гражданину испрашиваемого им земельного участка, с указанием, на каком праве предоставляется земельный участок, а так же условия его предоставления, лежит на соответствующем органе, а не на заявителе.
Из анализа вышеизложенного законодательства следует, что при предоставлении гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, проведения торгов не предусмотрено.
В судебном заседании установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Шорохов Р.Н., имеющий регистрацию по месту жительства в <адрес>, обратился в администрацию <адрес> с письменным заявлением о предоставлении ему земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду на <данные изъяты> лет для <данные изъяты> что подтверждено копией заявления.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии по обследованию и выбору земельных участков под строительство и для целей, не связанных со строительством на территории Ирбейского района, по результатам которого принято решение о предоставлении Шорохову Р.Н.
испрашиваемого земельного участка в <данные изъяты>, о чем опубликовать в газете «<данные изъяты>», что подтверждено копией протокола заседания комиссии.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» выпуске № обозначенная выше информация о предоставлении Шорохову Р.Н. земельного участка опубликована администрацией Ирбейского района, что подтверждается копией публикации.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением № администрации Ирбейского района утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, для <данные изъяты>», по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м., что подтверждается копией постановления и приложением к нему – схемой.
ДД.ММ.ГГГГ Мавшенко С.А., имеющий регистрацию по месту жительства в <адрес>, так же обратился в администрацию Ирбейского района Красноярского края с письменным заявлением о предоставлении ему земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. в аренду на <данные изъяты> лет <данные изъяты>, что подтверждено копией заявления.
ДД.ММ.ГГГГ письмом № администрация Ирбейского района направила Мавшенко С.А. ответ о том, что испрашиваемый им земельный участок по <адрес> в <адрес> не может быть предоставлен ему в связи с тем, что он уже предоставлен другому гражданину на основании ст. 34 ЗК РФ, что подтверждается копией указанного письма.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации Ирбейского района № Шорохову Р.Н. предоставлен земельный участок с кадастровым номером № из категории «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования земельного участка «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, для ведения личного подсобного хозяйства», площадью <данные изъяты> кв.м., по <адрес> в <адрес> в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, в <данные изъяты> сроком на <данные изъяты> лет для <данные изъяты>, что подтверждено копией обозначенного постановления.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Ирбейского района и Шорохов Р.Н. заключили договор <данные изъяты> спорного земельного участка, что подтверждено копией договора и кадастрового паспорта земельного участка.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент обращения Шорохова Р.Н. в администрацию Ирбейского района с заявлением о предоставлении ему спорного земельного участка, данный земельный участок был свободен, а потому, несмотря на наличие регистрации Шорохова Р.Н. в <адрес>, а не в <адрес>, он имел законную возможность обратиться в органы местного самоуправления с таким заявлением, а администрация Ирбейского района не имела оснований отказать ему в удовлетворении заявления.
Суд приходит к выводу, что установленный ст. 34 ЗК РФ порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, при предоставлении спорного земельного участка Шорохову Р.Н. не нарушен.
Доводы истца о том, что Шорохов Р.Н., не являясь жителем сельской местности - <адрес> не имел права обратиться с заявлением о предоставлении ему земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, суд не принимает, поскольку они противоречат ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", ст. 81, ст. 27 ЗК РФ, ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В обоснование своих исковых требований истец ссылался на решение <адрес> Совета депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством в муниципальном образовании <адрес>. В п. 1.5 которого предусмотрено предоставление земельных участков без проведения торгов и с проведением торгов. В первом случае на основании п. 3.1 обозначенного Положения, проведение торгов не обязательно, если в отношении одного земельного участка подано одно заявление. В п. 4.1 Положения, указано, что при наличие двух и более заявлений в отношении одного земельного участка, проведение торгов является обязательным. В силу п. 4.2 названного Положения предметом торгов может быть земельный участок либо право на заключение договора аренды такого участка. Данным положением истец считает, что не установлены сроки принятия заявок на земельные участки, а потому они, по мнению истца, могут приниматься вплоть до дня, предшествовавшего дню предоставления земельного участка.
Судом исследованы обозначенные Постановление и Положение. Суд не может согласиться с приведенной выше позицией истца по следующим основаниям.
Разделом вторым Положения, утвержденного решением <адрес> Совета депутатов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ года, установлен порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В п. 2.1 Положения обозначено, что в перечень земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду для целей, не связанных со строительством, могут быть включены только прошедшие кадастровый учет земельные участки, на которые в установленном законодательством порядке зарегистрировано право муниципальной собственности.
Таким образом, обозначенным Положением не предусмотрен порядок предоставления земельных участков, которые не включены в перечень земельных участков, указанных в п. 2.1 данного Положения, а потому предоставление земельных участков, которые не вошли в обозначенный перечень, должны предоставляться в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, которой, как отмечено выше, проведение торгов не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Мавшенко С.А..
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Мавшенко Сергея Александровича к Администрации Ирбейского района Красноярского края, Шорохову Роману Николаевичу о признании недействительным договора <данные изъяты> земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и применении последствий недействительности сделки, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий Петрова С.Д.