Дело № 2-1068/2023
73RS0004-01-2023-000972-11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 22 марта 2023 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Савеловой А.Л.,
при секретаре Саргиной А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефедова Ивана Алексеевича к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Нефедов И.А. обратился в суд с иском к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивировал тем, что 29.11.2022 года обратился в клиентскую службу ПФР в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Однако решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области № от 19.01.2023 было отказано в назначении страховой пенсии по старости по данным основаниям, мотивируя отказ отсутствием страхового стажа - 42 года. Рекомендовано обратиться за назначением пенсии по старости при достижении возраста 63 лет.
Период прохождения службы в рядах Советской Армии по контракту с 01.12.1981г. по 30.06.1987г. подлежит зачёту в страховой стаж. При этом, при подсчёте трудового стажа в целях установления права на трудовую пенсию в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона от 20.11.1990), период службы в воинских частях в период боевых действий исчисляется в тройном размере, а период прохождения военной службы по призыву - в двойном размере (статья 94 Закона от 20.11.1990).
Просил признать неправомерным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области № от 19.01.2023г. об отказе Нефедову Ивану Алексеевичу в назначении страховой пенсии по старости в связи с наличием длительного страхового стажа - более 42 лет. Обязать ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Ульяновской области включить периоды военной службы по контракту с 01.12.1981г. по 30.06.1987г. в страховой стаж в целях определения права на назначение досрочно страховой пенсии по старости и назначить страховую пенсию по старости досрочно, в связи с наличием длительного страхового стажа (более 42 лет) с 29.11.2022 года.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».
Истец Нефедов И.А. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца Яковенко Е.Ю. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика ОСФР по Ульяновской области - П.С. Сорокин в судебное заседание не явился, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и дате судебного заседания извещены надлежащим образом.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Статья 55 Конституции гласит, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Из материалов дела следует и судом установлено, что 29 ноября 2022 года Нефедов И.А. обратился в Отделение с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно решению № от 19 января 2023 года отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1.2 статьи 8 ФЗ «О страховых пе6нсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа - 42 года. Нефедов И.А. приобретет право на пенсию по старости на общих основаниях 26 января 2024 года. Требуемая продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента имеются.
В страховой стаж в целях определения права на назначение досрочно страховой пенсии по старости не засчитан период военной службы по контракту с 01.12.1981 года по 30.06.1987 года.
Согласно ответу Военного комиссариата Ульяновской области Нефедов И.А. проходил службу по контракту с 01.12.1981 по 30.06.1987.
Согласно материалам пенсионного дела для определения права на страховую пенсию по старости (не досрочную) период военной службы с 01.12.1981 по 30.06.1987 пенсионным органом включен в страховой стаж – 5 лет 7 месяцев.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (здесь и далее нормы приведены в редакции, действующей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы. Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят. Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
В связи с тем, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды военной службы не относятся к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Таким образом, исковые требования Нефедова И.А. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 01.12.1981 ░░ 30.06.1987 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 29 ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29.03.2023.