Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-506/2022 ~ М-57/2022 от 13.01.2022

Дело №2-506/2022.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Тагласовой Б.В., секретаре судебного заседания Бальхеевой Ю.Н.,

при участии: представителя прокурора по доверенности Оленниковой Е.А., третьего лица Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по доверенности Баранова А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о гражданской обороне,

установил:

заместитель прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия о возложении обязанности в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г

-очистить пути движения основного входа в защитное сооружение гражданской обороны;

- привести в надлежащее состояние защитно-герметические двери и герметические двери (полотна и коробки), механизмы задраивания, петли, резиновые уплотнители защитно-герметических дверей, защитно-герметические и герметические ставни, системы канализации, отопления, водоснабжения, вентиляция, санитарные узлы, решетки в проемах оголовка аварийного шахтного выхода;

- привести противовзрывные устройства в соответствии с требованиями гражданской обороны;

- установить оборудование системы вентиляции (воздуховоды, приводы, электромоторы), санитарно-техническое оборудование, инженерно-техническое оборудование, фильтро-вентиляционную установку (фильтровентиляционную систему), фильтры-поглотители, фильтры ячеистые противопыльные;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны теплоснабжением и водоснабжением;

- защитно-герметические и герметические двери, защитно-герметические и герметические ставни окрасить в серый цвет;

- бак запаса воды (емкость запаса питьевой воды) оборудовать водоуказателями, окрасить в зеленый цвет;

- устранить оштукатуривание потолков и стен помещений, облицовку стен помещений санузлов керамической плиткой.

В обоснование требований прокурор указал, что проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны в деятельности МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия. На территории Железнодорожного района г. Улан-Удэ имеется один объект защитных сооружений гражданской обороны (убежище), на который право собственности Российской Федерации не оформлено. Данные объекты в собственность Республики Бурятия не передавался. Объект расположен по адресу: г.Улан-Удэ ул.Трактовая, д. 12 (паспорт убежища №29). Ранее защитное сооружение эксплуатировалось Бурятским хладокомбинатом Минторга РСФСР, впоследствии реорганизованного в ОАО «Бурятский хладокомбинат», согласно выписке из ЕГРЮЛ деятельность последнего прекращена 12.12.2005, в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 января 2010 года № 12757/09 по делу А56-19531/2007, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года № 3020-1 не упомянуты. Поэтому защитные сооружения гражданской обороны согласно пункта 3 указанного постановления продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке. Ответчиком ненадлежащим образом реализуются полномочия собственника в отношении защитного сооружения гражданской обороны, в связи с не обеспечением соблюдения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, убежище находится в неудовлетворительном состоянии, к приему укрываемых не готово. Выявленные нарушения закона недопустимы, влекут несоблюдение прав граждан на безопасное пребывание в ЗС ГО в военное время и в условиях чрезвычайных ситуаций, утрату сохранности защитных свойств ЗС ГО, основной их функции по приему укрываемых.

В судебном заседании представитель прокуратураОленникова Е.А. просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия в судебное заседание не явился, в письменных возражениях представитель по доверенности Очирова С.В. просила в иске отказать, ссылалась на то, что защитное сооружение гражданской обороны и земельный участок, на котором оно расположено, не находятся в собственности РФ, требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требованийотносительно предмета спора, на стороне истца, Главного управления МЧС России по Республике Бурятия по доверенности Баранов А.Б. пояснил, что защитное сооружение гражданской обороны находится в ненадлежащем состоянии.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.ст.1, 2 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты, обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Согласно ст. 7 указанного федерального закона федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия. Убежищем является защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах. Противорадиационное укрытие это защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;

В пункте 9 этого же нормативного акта предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Согласно п.14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее Правила).

Согласно п. 1.2 требования названных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и ПРУ (противорадиационного укрытия), которые являются объектами гражданской обороны. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта ЗС ГО.

Из материалов дела следует, что в Железнодорожном районе г.Улан-Удэ Республики Бурятия имеется защитное сооружение гражданской обороны (убежище) по адресу: ул.Трактовая, 12 (паспорт убежища №29).

Защитные сооружения гражданской обороны - убежища (противорадиационные укрытия) представляют собой отдельную категорию государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, поэтому защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" являются федеральной собственностью.

Общий порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов определен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В соответствии с названной нормой имущество, находящееся в федеральной собственности, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

В материалах дела отсутствуют доказательства выбытия защитного сооружения гражданской обороны из состава федеральной собственности с соблюдением соответствующего порядка.

При таких обстоятельствах возражения ответчика суд находит необоснованными и не принимает их во внимание. Исковые требования предъявлены к надлежащему ответчику, поскольку защитное сооружение гражданской обороны является федеральной собственностью.

Исходя из полномочий, предусмотренных Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (далее - МТУ Росимущества) является государственным органом, осуществляющим функции собственника в отношении федерального имущества.

Российская Федерация является собственником защитного сооружения гражданской обороны (убежище), расположенного в Республике Бурятия, г. Улан-Удэ ул. Трактовая, 12.

Право собственности на указанный объект возникло до вступления в силу Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.

Единый государственный реестр недвижимости не содержит сведений о регистрации права собственности на защитное сооружение.

Доводы представителя ответчика МТУ Росимущества в Забайкальском крае и Республике Бурятия Очировой С.В. о том, что защитные сооружения гражданской обороны являются республиканской собственностью, не подтверждаются материалами дела.

Документы, подтверждающие возникновение права собственности Республики Бурятия в материалах дела отсутствуют. В установленном законом порядке защитные сооружения гражданской обороны не передавались из федерального имущества в собственность Республики Бурятия.

Защитное сооружение гражданской обороны инвентарный номер 29 имеет паспорт убежища. В паспорте указано, что оно принадлежит Бурятскому хладокомбинату Минторга РСФСР. Данная организация в настоящее время отсутствует. Защитное сооружение гражданской обороны принято в эксплуатацию в 1983 году, в паспорте указано, что оно встроено в 2- этажное здание, его вместимость составляет 100 человек.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой с привлечением Главного управления МЧС России по Республике Бурятия, установлено, что указанное вышезащитное сооружение гражданской обороны находится в неудовлетворительном состоянии, не готово к приему укрываемых. В нарушение Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а именно:

п. 3.2.1, 3.2.3 загромождены пути движения основного входа в ЗС ГО – установлено оборудование (радиатор) и сетчатое ограждение вокруг него, п.3.2.1, 3.2.2, 3.2.11 состояние защитно-герметических и герметических дверей (полотен и коробок (комингсов) не соответствует установленным требованиям гражданской обороны (требуют обслуживания, восстановления), состояние механизмов задраивания, петель, резиновых уплотнителей защитно-герметических и герметических дверей не соответствует установленным требованиям гражданской обороны (требует обслуживания, замены, восстановления), п.3.2.10 защитно-герметические и герметические двери не окрашены в серый цвет, п.3.2.1, 3.2.8 допущено оштукатуривание потолков и стен помещения, п.3.2.1,.3.2.2, 3.2.11 приводы фильтро-вентиляционной установки (фильтровентиляционной системы) находятся в неисправном состоянии (отключены электромоторы электроручных вентиляторов, приводы электроручных вентиляторов находятся в неудовлетворительном состоянии), главы 4.4 истекли сроки эксплуатации фильтров-поглотителей, необходима их замена.Не осуществляется оценка технического состояния фильтров-поглотителей в ходе технических осмотров и контрольной оценки технического состояния, п.3.2.1,.3.2.2, 3.2.11, 3.2.12 воздуховоды системы вентиляции находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются демонтированные участки воздуховодов системы вентиляции, п.3.2.10 воздуховоды системы вентиляции окрашены с нарушением установленных требований гражданской обороны, п.3.2.1,.3.2.2, 3.2.11 состояние защитно-герметических и герметических ставней не соответствуют установленным требования гражданской обороны (требуют обслуживания, восстановления), п.3.2.1,.3.2.2, 3.2.11 состояние механизмов задраивания, петель, резиновых уплотнителей защитно-герметических и герметических ставней не соответствуют установленным требования гражданской обороны, п.3.2.10 защитно-герметические и герметические ставни не окрашены в серый цвет, п.3.2.1,.3.2.2, 3.2.11 фильтры ячеистые противопыльные не соответствуют предъявляемым требованиям (требуют замены), п.3.2.1,.3.2.2, 3.2.11 санитарные узлы разукомплектованы, санитарно-техническое оборудование отсутствует (демонтировано), п.3.2.1, 3.2.9 стены помещений санузлов облицованы керамической плиткой, п.3.2.10 бак запаса воды (емкость запаса питьевой воды) не окрашен взеленый цвет, п.3.2.1, 3.2.11, 3.2.12 состояние противовзрывных устройств не соответствуют установленным требованиям гражданской обороны

В нарушение Свода правил СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*» «Часть II. Нормы проектирования. Глава 11. Защитные сооружения гражданской обороны», а именно:

п.7.1*, 7.22 система отопления находится в неисправном состоянии, теплоснабжение отсутствует, п.7.43*-7.45* система водоснабжения находится в неисправном (неудовлетворительном) состоянии, водоснабжение отсутствует, п.7.47*-7.49* система канализации находится в неисправном (неудовлетворительном) состоянии, по помещениями санитарных узлов не предусмотрены аварийные резервуары, п.7.49* под помещениями санитарных усзлов не предусмотрены аварийные резервуары для сбора стоков и отверстия с крышками в его перекрытии, объемом принимаемым из расчета 2л/сут на 1 укрываемого, и удалением стоков самотеками или путем перекачки после выхода укрываемых из убежищ, п. 10.5.4 бак запаса воды (емкость запаса питьевой воды) не оборудован водоуказателями, п. 5.4.10 решетки проемов оголовка аварийного шахтного выхода не является жалюзийными и открываются наружу (должны открываться внутрь).

Статьей 210 ГК РФ прямо предусмотрено, что бремя содержания имущества несет его собственник.

Вопрос о целесообразности поддержания надлежащего состояния защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, вопрос об их содержании и обслуживании либо об их списании может быть разрешен только собственником этих помещений, являющихся в силу закона объектами федеральной собственности, обязанность по содержанию которых возложена на ответчика.

Фактическое нахождение у кого-либо в пользовании защитного сооружения не свидетельствует о прекращении права федеральной собственности на него и возникновении у иных лиц прав в отношении данного объекта.

Указание в паспорте защитного сооружения на ведомственную принадлежность не свидетельствует о наличии каких-либо прав на объект недвижимого имущества.

В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Как следует из материалов дела, ответчиком не выполняются требования закона по обеспечению постоянной готовности защитного сооружения гражданской обороны к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.

Защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых, находится в ненадлежащем техническом состоянии, что исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

Суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия удовлетворить.

Возложить на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: (инвентаризационный паспорт на убежище гражданской обороны № 29), а именно:

-очистить пути движения основного входа в защитное сооружение гражданской обороны;

- привести в надлежащее состояние защитно-герметические двери и герметические двери (полотна и коробки), механизмы задраивания, петли, резиновые уплотнители защитно-герметических дверей, защитно-герметические и герметические ставни, системы канализации, отопления, водоснабжения, вентиляция, санитарные узлы, решетки в проемах оголовка аварийного шахтного выхода;

- привести противовзрывные устройства в соответствии с требованиями гражданской обороны;

- установить оборудование системы вентиляции (воздуховоды, приводы, электромоторы), санитарно-техническое оборудование, инженерно-техническое оборудование, фильтро-вентиляционную установку (фильтровентиляционную систему),фильтры-поглотители, фильтры ячеистые противопыльные;

- обеспечить защитное сооружение гражданской обороны теплоснабжением и водоснабжением;

- защитно-герметические и герметические двери, защитно-герметические и герметические ставни окрасить в серый цвет;

-бак запаса воды (емкость запаса питьевой воды) оборудовать водоуказателями, окрасить в зеленый цвет;

- устранить оштукатуривание потолков и стен помещений, облицовку стен помещений санузлов керамической плиткой.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья: А.А. Тумурова

2-506/2022 ~ М-57/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республики Бурятия
Другие
ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Тумурова Анна Андреевна
Дело на странице суда
sovetsky--bur.sudrf.ru
13.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.01.2022Передача материалов судье
13.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2022Подготовка дела (собеседование)
03.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее